Вступление.
Все мы знаем или хотя бы слышали о маркетплейсах. Самые знаменитые из них это Вайлдбериз и Озон. Это очень удобно, когда есть интернет-магазин в котором можно купить что угодно, а порой даже дешевле, чем в обычном магазине, как говорил герой одной сказки "практично, эстетично и гигиенично". Но мало кто знает эту кухню с изнанки. Вот я сейчас и поделюсь своим опытом работы с одним из них, а именно Озон.
О себе.
Я являюсь хозяином маленького интернет-магазина. У меня есть своя клиентура, ассортимент довольно качественного и эксклюзивного товара из-за рубежа. И как любой предприниматель, начал задумываться о расширении своей микроимперии. Был очень наслышан о жесткой политике "ягодок", изучал их договор много раз и их политика меня пугала. Мой взгляд пал на Озон. Внимательно изучив их оферту, мне показалось все довольно справедливо и было решено заключить с ними договор.
Опыт работы на маркетплейсе.
Тут, мой дорогой читатель, начинается все самое интересное.
После заключения договора начали размещать карточки товара. Эта работа очень трудоемкая, кропотливая и нудная, но необходимая. Всё утяжеляет еще то, что платформа, по сути сайт озона, но для селлеров, постоянно очень сильно, просто невероятно ТОРМОЗИТ. Но это мелочи, взяв нервы в кулак, чувства в узду это препятствие было преодолено. Дополнительно пришлось потратить деньги на декларацию соответствия, штука не дешевая, но надежды на продажи были и на будущий заработок и надежды на то, что все отобьется.
И вот начались продажи. Выбрал схему Fbs, это когда сам пакуешь товар и относишь его в пункт приема, есть еще Fbo, это когда сдаешь свой товар на склад маркетплейса. Ношу я значит товар и думаю, а где же деньги? А деньги, если не имеешь расчетного счета в Озон-банке, можно получить только 2-го и 16-го числа каждого месяца, т.е. я сдаю товар сегодня, а увижу от него деньги примерно через месяц. Почему так? Объясняю: товар от меня до покупателя едет примерно неделю, еще, как правило, день в день его мало кто забирает и он может пролежать до пяти дней, итого имеем в среднем 10 дней от отправки до забора клиентом. Если поступление денег перескочило число, тогда деньги можно забрать только в следующий расчетный период, итого имеем без малого месяц. В моем случае это очень накладно, я товар из-за границы жду и так около двух месяцев. Оборот денег из-за этого просто на ручном тормозе. В этот момент, конечно, возникает куча вопросов, на которые нужны ответы и начинаешь обращаться к службе поддержки. Про эту службу можно написать отдельный пост. Я такой похеризм не видел даже в поликлинике. Я не понимаю зачем они есть? Если их убрать, то ничего не изменится, они просто не помогают ничем абсолютно, не решают никаких проблем, а просто занимаются рассылкой шаблонных ответов. Вопрос забора денег день в день к счастью решается, за отдельную комиссию естесссно, надо открыть расчетный счет в Озон-банке. Но сделать это без мата просто невозможно. Надо чтобы назначили встречу с представителем Озона для подтверждения личности, но сделать это нам удалось за ДВЕ!!! недели Карл!!! И ехать пришлось в соседний город, ибо в нашем районе это не возможно. Могли бы это ПВЗ делегировать, к чему такие сложности?
И вот мы постепенно подошли к первому случаю от которого у меня забомбило, до этого было все терпимо, ибо для маркетплейсов мы терпилы. Приходит мне значит возврат. Я прихожу его забирать, само собой при приемке включил видеозапись. И при вскрытии, это была баночка с препаратом для приема внутрь, она была просто вскрыта! Ее стоимость не сказать, что очень большая, но и не маленькая, чтобы глаза закрыть, 2900руб. У меня до сих пор это недоумение вызывает, как это можно дать вскрыть товар, а потом его принять обратно, подозреваю, что скорее всего подмена была капсул, были видны попытки запечатать обратно. Начал само собой выставлять претензию Озону на компенсацию нанесенного ущерба. И тут у меня первый шок. Оказывается Озон не отвечает за целостность товара ни при перевозке, ни при выдаче ни при приеме обратно. Т.е. покупатель может заказать автозапчасть, поехать на сто, поменять ее и изношенную выслать обратно и получить свои деньги обратно. И этим пользуются очень многие. Про разбитые вещи при транспортировке или если что-то испортили на складе вообще молчу. Ни о каких компенсациях даже не мечтайте.
Естественно после такого открытия для себя, я взял паузу на некоторое время, чтобы понять надо ли оно мне. Эта пауза продлилась около трех месяцев. За это время Озон меняет оферту и вводит штраф за "модерацию запрещенных товаров". Я это изменение благополучно пропустил мимо себя. Карточки товаров у меня в кабинете были, но с нулевыми остатками. Штраф за такую карточку они объявили 10 000 рублей, странно почему не миллион? И мне прилетает штраф о котором я даже не знаю, ибо приложение я удалил, а на мэил мне никто не удосужился оповестить. А зачем? Что бы еще оспорил ее?
Я спустя некоторое время взвесив все за и против решаю выйти опять со своим товаром на эту чудо площадку ничего не подозревая о штрафе, они его похоже специально в кабинете личном не показывали. Естественно пришлось поднять цену на товар из-за риска с предыдущим опытом. И тут мне прилетает заказ почти на 10 000 рублей. Я его радостный отправляю и жду деньги, в надежде получить их перед новым годом. Дожидаюсь когда мой товар заберут, но деньги так и не приходят. Лезу разбираться, а я оказывается еще и Озону должен. Три дня препирательств с поддержкой ничего не дали. На сегодняшний день написана жалоба в Роспотребнадзор в надежде, что им штраф влепят и оказывается есть такой сайт МСП, это поддержка малого и среднего бизнеса, надежда на них, что помогут Озон убедить вернуть деньги. Изучив тему, я нашел людей, которые тоже пострадали. И это мне повезло, что у меня всего лишь одна карточка. Некоторым Озон выставил штрафы по 1,5🍋 и более. При чем бредовость этих штрафов поражала, люди торговали чехлами для телефонов и автозапчастями. Еще узнал о случаях, что кто-то влез в кредиты, чтобы выйти и торговать на Озоне, а ему сразу штраф на 600т.р. Человек разорен и в куче долгов. У меня просто бомбит: вы что творите? Зачем кормящую руку кусать?
Резюме.
Стоит ли пытаться заработать на маркетплейсе? Это решать лично каждому. Я получил опыт и поделился им с вами. Вы будете знать хотябы о нескольких подводных камнях. С 3.01.24 Озон вынудили снизить штраф до 1000рублей за карточку. Это все равно очень много и более того, не правомерно. По закону они не могут штрафовать, поэтому они обозвали это услугой, но эта услуга навязана, а за это сейчас от 20 до 40 т.р. штраф предусмотрен. Выиграть суд и наказать Озон реально. Очень не хватает надзорных органов для маркетплейсов и законодательства их регулирующих.
О комиссиях. Как показывает опыт, Озон зарабатывает 35-40% от стоимости товара, это если вы не заказываете у них рекламу. Не связывался с продвижением, ибо у меня рентабельность и так на грани была.. Многовато, но это вместе с логистикой. Вроде терпимо, работать можно. Но учитывая, что вам могут испортить товар и о никакой компенсации можно не мечтать, тогда маржинальность вашего товара должна быть очень высокой, молчу уже о сертификатах и прочей документальности.
Что я заработал. Да по сути ничего, только ветер навёл. Прям вот реально, ни копейки. Осталось только налоги оплатить от проданного, вот это и будет мой минус.
Что приобрел? Опыт. Он бесценен.
Свяжусь ли я еще раз с маркетплейсом? Думаю, что да, ибо наивно верю, что можно с ними заработать. Озон скорее всего расторгнет договор, но я хочу их заставить их это не делать, это будет еще одна битва.
Спасибо, мой дорогой читатель, что ты дочитал до конца мой опус. Надеюсь он тебе пригодится.