ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ПРЕДАННОСТЬ СЛОВУ И ЧЕСТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ РЕПУТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА
Автор: Микель Дэвис
В традиционной китайской философии иероглиф «благонадёжность» (信) состоит из иероглифов «человек» (人) и «речь» (言), тем самым подчёркивая прямую взаимосвязь слов и действий.
Эта черта служит основой твёрдой личности и является краеугольным камнем, на котором строится крепкое государство и общество.
Напряжённость эпохи Троецарствия
В ключевой период эпохи Троецарствия Чжугэ Лян, главный стратег государства Шу Хан, готовился к новой военной кампании против царства Вэй. Предвидя трудности длительной войны, он разработал логистическую стратегию для обеспечения постоянного поступления припасов на фронт.
Его противник, император Вэй, лично отдавал приказы из своей столицы, а его генерал Сыма И возглавлял мощную армию из 300 тыс. солдат.
Столкнувшись с многочисленной армией Чжугэ Лян решил, что противника не стоит недооценивать. Он приказал своим войскам не переходить в атаку, а удерживать оборонительные и стратегически выгодные позиции. Флаги обеих армий и звуки боевых барабанов были видны и слышны повсюду. Долгое время ни одна из сторон не могла переломить ситуацию на поле боя, и на фронте образовался стратегический тупик.
Стратегическое решение
Один из офицеров предложил разделить 200-тысячную армию Шу на две части. Такое решение позволило бы проводить ротацию войск каждые три месяца, что, в свою очередь, помогло бы обеспечить фронт свежими войсками. Поразмыслив, Чжугэ Лян принял это предложение, установив график ротации войск в 100 дней, и любой, кто осмелится нарушить его, подвергался наказанию в соответствии с военным законодательством.
Однако на исходе 100-дневного периода пришли неутешительные новости: к армии Вэй подходило огромное подкрепление. В этот критический момент несколько генералов царства Шу предложили Чжугэ Ляну отказаться от ротации, чтобы усилить свои позиции перед вражеской атакой. Чжугэ Лян твёрдо ответил:
«Я основываю своё командование на доверии и твёрдости слова. Приказ был отдан. Как я могу нарушить своё же слово? Даже перед лицом великих испытаний я не стану задерживать солдат».
Он подчеркнул, что у военнослужащих, подлежащих ротации, есть семьи, которые с нетерпеньем ждут их возвращения, поэтому их нельзя задерживать.
Сила чести
Решение Чжугэ тронуло сердца солдат. Те, кто должен был покинуть свои позиции и уйти на ротацию выразили желание остаться, что в свою очередь подняло боевой дух и стойкость новоприбывших. Желание солдат остаться в строю была очевидна, но Чжугэ оставался непреклонен: те, кто должен уйти на ротацию, должны это сделать.
План Чжугэ
Приверженность Ляна своим обещаниям глубоко вдохновило войско. Боевой дух армии поднялся, и у солдат появилась уверенность в победе над врагом. Увидев стойкость и непреклонность солдат Чжугэ Лян выступил с предложением:
«Если вы все хотите участвовать в битве, давайте подготовим для этого плацдарм за городскими стенами. Когда измученное долгой дорогой подкрепление прибудет, мы сразу же нанесём удар, застав их врасплох».
Когда подкрепление Вэй приблизилось к городу, их ждала неожиданная встреча. Внезапно зазвучали боевые гонги, после чего армия Шу ринулась в бой. Войска Шу настолько яростно дрались, что казалось, каждый солдат Шу сражается с 10 противниками Вэй. Не выдержав мощного натиска, солдаты Вэй вскоре начали отступать, и царство Шу одержало грандиозную победу. Даже знаменитый полководец Сыма И не нашёл другого выхода, кроме как отступить и сохранить жизни оставшихся солдат.
Празднование победы
Вскоре Чжугэ Лян вышел к своим войскам, чтобы наградить и особенно похвалить тех солдат, которые решили остаться и участвовать в битве. Армия Шу громко отпраздновала победу.
История показывает, что в любые времена преданность слову и честность определяет репутацию человека. Государь, который не способен воспитать в себе эти нравственные качества, рискует потерять сердца своих граждан. Чжугэ Лян твёрдо придерживался данного слова, что позволило ему завоевать беспрецедентную преданность и уважение своего народа. Его добродетель не осталась незамеченной, и последующие поколения высоко ценили его.
Источник: The Epoch Times