Помните, я рассказывал о храме Симеона Столпника на Николоямской улице? А еще историю графа Шереметева, который полюбил крепостную актрису Прасковью Жемчугову (или Горбунову, или Кузнецову, или Ковалеву). Знаете, что их объединяет?
Их объединяет вот эта белоснежная церковь на Новом Арбате. Конечно же, «объединяет» фигурально выражаясь, но, тем не менее…
…Хочется вспомнить обе эти истории
Дело в том, что давным-давно, в 1598 году в Москве состоялось венчание на царство Бориса Федоровича Годунова. Пришлась церемония как раз на день памяти Симеона Столпника, и благодаря этому в Москве было освящено много православных храмов во имя этого святого. Уцелели, правда, до наших дней только два: этот, на углу Нового Арбата и Поварской, и тот, что за Яузой. Вот и первая связь, очевидная.
Вторая же, символическая, связана с тем, что именно здесь, на Арбате, в 1801 году тайно венчались граф Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова.
«Указ графа Николая Петровича Шереметева собственной и домовой канцелярии о вступлении в брак с Прасковьей Ивановной Шереметевой (Ковалевской).
Угодно было Всемогущему Богу предопределить по сердцу моему, чтоб я совокуплен был священными узами брака, который я по всем церковным обрядам и совершил 1801-го года ноября 6-го дня в бытность мою в Москве, в церкви Симеона Столпника, что на Поварской...»
Ковалевской он ее назвал, чтобы выдать за полячку и сделать графиней, скрыв низкое происхождение и имевшуюся между влюбленными социальную пропасть.
Свидетелями таинства были князь Андрей Николаевич Щербатов, сенатор Алексей Федорович Малиновский, Николай Никитич Бем и подруга невесты, также крепостная графа Шереметева, Татьяна Васильевна Шлыкова.
Интересно, кстати, что храм Симеона Столпника на Поварской вообще был отчего-то популярен у московской интеллигенции. Да не просто так, а в том числе и как место для венчаний.
Здесь заключали брак русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, обер-прокурор Священного Синода, правовед и историк Константин Петрович Победоносцев (в этом храме, кстати, служил его дед)… И даже сочеталась своим первым браком Елена Сергеевна Нюренберг – будущая третья жена Михаила Афанасьевича Булгакова. Причем третьим этот брак стал как для жениха, так и для невесты – его «Маргариты».
Прихожанином этой церкви были отец Пушкина Сергей Львович, снимавший квартиру в Хлебном переулке, семья Толстых и Николай Васильевич Гоголь, последние годы жизни обитавший в их доме неподалеку, на Никитском бульваре. Настоятель Симеоновского храма же причащал Гоголя перед кончиной. Неподалеку, на Малой Молчановке, жил вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой юный Миша Лермонтов.
А еще его упомянул, хотя и всего лишь одной строчкой, Александр Сергеевич Пушкин в седьмой главе «Евгения Онегина»:
«– А это дочь моя, Татьяна. –
«Ах, Таня! подойди ко мне –
Как будто брежу я во сне...
Кузина, помнишь Грандисона?»
– Как, Грандисон?.. а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он? –
«В Москве, живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил»
Собственно, если вернуться к началу, то этот каменный храм на месте того, деревянного, времен Бориса Годунова…
…Построили в стиле русского узорочья в 1676-1679 годах
Построили за казенный счет по указу государя Федора Алексеевича, старшего брата и предшественника Петра Первого на русском престоле.
Пятиглавый, с шатровой колокольней и трапезной (9 фото).
Были устроены два придела, каждый с собственной апсидой и главкой. Правда, главный престол нового храма был посвящен Введению во храм Богородицы (7 фото),
а Симеону Столпнику отводился правый, южный придел (5 фото).
Второй придел, освященный в 1715 году, посвящался Николаю Чудотворцу, но в 1759-м его переосвятили в честь Димитрия Ростовского.
В семнадцатом-восемнадцатом веках храм «за Арбатскими вороты в Поварской улице» не раз перестраивали и обновляли.
В огне 1812 года храм сильно обгорел, пострадал стоявший рядом дом причта. Спустя шесть лет и церковь, и прилегающие постройки восстановили.
Имелось при храме свое приходское кладбище, о чем свидетельствуют вмурованные в стены белокаменные надгробные таблицы (5 фото).
А в 1934 году в нем обосновались обновленцы. Их службы проходили здесь…
…Пока храм не закрыли в 1938-м
Здание храма передали Райпромтресту, а затем и вовсе пустили по рукам. Мастерская «Мединструмент», Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы, артель глухонемых, керосиновая лавка, что-то еще...
За это время снесли барабаны и купола, разобрали шатер колокольни и звон, уничтожили кровли, полы и все убранство. Впрочем, другие арбатские храмы и вовсе не пережили тех тяжких времен.
Хотели снести и этот, но не смогли. Не смогли благодаря всего лишь одному человеку – архитектору-реставратору Леониду Ивановичу Антропову, другу и сподвижнику Петра Дмитриевича Барановского.
«Последний раз служили в этой церкви, когда отпевали Ф. И. Шаляпина. Об этом мне рассказывала дочь великого артиста Ирина Фёдоровна, заказавшая здесь службу по отцу и тем навлёкшая немилость на весь причт. То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не главного архитектора Москвы и автора проспекта [имени Калинина] М. В. Посохина. Сохранил его для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, то Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал работать до тех пор, пока П. Д. Барановский и Г. В. Алфёрова не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану...»
(Владимир Александрович Десятников, «С крестом и без креста»)
Храмовое здание, уже почти совсем разваливающееся на части – не от времени, но от варварского использования – восстановили в 1966 году, вернув ему прежний облик, но без крестов. Их на главы вернули в 1990-м, а в 1991-м храм вновь передали верующим (5 фото).
Тогда же заново расписали стены, восстановили убранства (7 фото).
Оказалось, что от прежнего убранства уцелела старинная храмовая икона Симеона Столпника, что все эти десятилетия хранилась у прихожан (3 фото).
Конечно, по традиции, росписи стен и сводов покажу отдельной галереей, к ним я отчего-то испытываю особую любовь (15 фото).
Причем здесь можно не только полюбоваться храмовой живописью, но и почитать о ней и о живописцах (5 фото).
Первая за более чем полвека литургия здесь состоялась 14 июня 1992 года, в праздник Святой Троицы.
Храм живет и действует и сегодня. Единственный, уцелевший из всех, бывших на Поварской улице. Хоть и прочувствовал на себе всю боль и невзгоды тяжких времен недавней истории.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!