Если и есть в мире идеальный образ рыцаря без страха и упрека, то это, без сомнения, мистер Дарси.
Сойдя со страниц «Гордости и предубеждения» Джейн Остин он сотни лет тревожит умы читательниц.
И это тот редкий случай, когда дамы выбирают в качестве идеала не плохиша вроде Ретта Батлера или Хитклиффа, а полную их противоположность. Строгого, холодного, закованного в броню условностей английского джентльмена.
По сути, Дарси является своеобразной карикатурой на стопроцентного англичанина, вобрав в себя все национальные стереотипы. Он чопорный, строгий, немного скучный, невозмутимый.
Но, когда герой постепенно оттаивает и раскрывается, мы проникаемся его мужеством, достоинством, преданностью, безукоризненным рыцарством и благородством.
Когда он делает предложение Элизабет Беннет, умудряясь одновременно и возвысить, и унизить любимую девушку, мы и злимся на него, и сочувствуем герою. Но больше все же сочувствуем. Невозможно отстраненно наблюдать, как Дарси молча страдает, внешне оставаясь все тем же холодным, сдержанным джентльменом. И вот эта его чувствительность, уязвимость, наряду с внешней суровостью, делает его образ совершенно неотразимым.
Конечно, темой сдержанной страсти под маской холода спекулировали многие авторы, но на невиданную высоту его удалось поднять лишь Джейн Остин. А впоследствии и Колину Фирту, который сыграл Фицуильяма Дарси настолько безупречно и канонично, что пытаться повторить – только позориться на камеру.
И кто бы мог подумать, что именно Колин Фирт вновь создаст современный, мегапривлекательный образ Дарси, на этот раз в комедии «Дневник Бриджет Джонс».
Хелен Филдинг никогда не скрывала, что написала свой роман, вдохновляясь произведением Остин. Но «Дневник» настолько самобытен и оригинален, что назвать его очередным фанфиком язык не поворачивается.
Каноничная Элизабет Беннет привлекательна, эффектна, полна достоинства и всегда уместна, то есть вполне себе девушка с обложки. Роман Филдинг рисует полностью антигламурную героиню, с целлюлитом, мусором в голове и кучей проблем, которые она сама же себе и создает. Но при этом Бриджет настолько обаятельна, остроумна и злободневна, что не возникает ни малейшего сомнения: да, в эту девушку можно влюбиться, будь ты хоть красавчик-плейбой, хоть знаменитый адвокат по правам человека.
В книге Дарси изображен скупыми мазками, он притягивает скорее отношением к героине, тем, как, очарованный, стаскивает с себя невидимую броню и предстает перед нами уязвимым и влюбленным.
В фильме же главным достоинством Дарси является то, что его играет Колин Фирт. Актер страшно не хотел вновь браться за роль Дарси. «Как можно изображать человека, который фактически ничего не делает?» - рассуждал актер.
И создал своему персонажу внутреннюю жизнь. Он показывает очень чувствительного и эмоционального человека, который не умеет проявлять эмоции в силу хорошего воспитания и внешней скованности. Но в его взглядах на Бриджет явственно читается все: симпатия, желание быть рядом, разделить с ней ее естественную радость и умение быть в моменте. Но прежде всего – жажда наконец-то стать самим собой. В этом главный секрет притяжения героини лично для Дарси. Быть рядом с Бриджет — это возможность освободиться, сбросить социальную маску и быть собой.
Да что уж там, героиня Бриджет освободила не только Марка, но и миллионы женщин во всем мире. Позволив им, наконец, быть толстыми, ненаштукатуренными, антигламурными и при этом оставаться привлекательными. Продажи легендарных утягивающих панталон, как у Джонс, после выхода фильма увеличились на 200 процентов. А знаменитые сомелье не раз жаловались, что Бриджет уничтожила моду на белое вино. Момент, когда героиня с похмелья хлещет с горла шардоне, навсегда разрушил устойчивую связку: глянцевая красавица-бокал белого.
Но вернемся к безупречному джентльмену Дарси. Есть еще один важный пункт, который делает его образ пронзительным и трогательным, — это внутреннее одиночество, желание преодолеть постоянную отчужденность от мира. Даже находясь в толпе, Дарси словно отделен от всех прозрачным стеклом, он всегда один. В добровольной изоляции, в которую отправляет себя, надевая маску гордости и равнодушия. Поэтому мы вновь и вновь готовы рукоплескать ему, когда Дарси пытается разрушить барьеры и неловко приоткрывает свое нежное, уязвимое, беззащитное сердце любимой женщине.