Найти в Дзене
Классические розы

Элевсинские мистерии. Обряд пробуждения души в Античной Греции.

Заметка №21

Что мы знаем об Элевсинских мистериях?

С одной стороны многое, а с другой стороны ничего.

Убегающая Кора (Персефона). 1-я половина 5-го века до н. н. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.
Убегающая Кора (Персефона). 1-я половина 5-го века до н. н. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.

Мы знаем, что эти мистерии, выросшие из аграрного мифа о Деметре и Персефоне, давали возможность людям Древней Греции ещё при жизни пережить ритуализированную смерть не умирая и получить надежду на лучшую посмертную участь. У греков не было понятия «спасения души» как у христиан, поэтому мистерии выступали в качестве утешения и давали понять, что из смерти рождается новая жизнь. Бессмертие изображалось в Элевсине через зерно брошенное в землю, но которое не умирает, а прорастает и становится колосом.

-2

Дадим слово Марку Туллию Цицерону, вот что он говорит об Элевсинских мистериях и их значении для человека Античности во II книге «О законах»:

«Ибо, если твои люби­мые Афи­ны, по моему мне­нию, созда­ли мно­гое исключитель­ное и боже­ст­вен­ное и сдела­ли это досто­я­ни­ем чело­ве­ка, то самое луч­шее — те мисте­рии, бла­го­да­ря которым мы, дикие и жесто­кие люди, были перевоспита­ны в духе человечности и мягко­сти, были допущены, как говорится, к таин­ствам и поис­ти­не позна­ли осно­вы жиз­ни и научились не толь­ко жить с радостью, но и умирать с надеж­дой на лучшее».

Согласитесь, звучит так, будто Цицерон говорит не о древнейшем языческом земледельческом культе, а о христианстве.

А вот ещё, от Пиндара:

«Хорошо снаряжен тот, кто сходит во гроб, зная истину Элевсина.

Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало — дар богов».

Пиндар. Оды. V век до н. э.

Мы знаем, что сам миф и культ Деметры и Персефоны в материковую часть Греции пришел с острова Крит. С вторжением дорийцев он на какое-то время исчез, но потом возник снова.

Рельеф с изображением Деметры и Коры (Персефоны), 1-я половина 5-го века. до н. н. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.
Рельеф с изображением Деметры и Коры (Персефоны), 1-я половина 5-го века. до н. н. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.

Диодор Сицилийский - историк и путешественник I века до Р.Х., пишет, что критяне считали элевсинские, орфические и самофракийские таинства своими:

«В Кноссе открыто рассказывают о мистериях всем желающим то, что повсюду говорит тайно мистагог после принесения обетов молчания». 

И это подтверждается археологическими данными. Так, в Фесте, в 1955 г. профессор Д. Леви обнаружил чашу с изображением Персефоны и цветка Плутона (Гадеса, Аида). А это начало мифа о Деметре, вокруг которого выстраивались все таинства Элевсина. Впрочем, если копнуть ещё глубже, то можно дойти и до Египта. 

Рисунок с чашки из Феста, о. Крит.
Рисунок с чашки из Феста, о. Крит.

Мистерии были самым известным культом Аттики. Это был грандиозный ежегодный праздник с длинными пешими процессиями, со специальной символикой, едой и напитками, музыкой, ряжеными, театральными представлениями на тему мифа о Деметре и Персефоне.

И посреди этой праздничной суеты мисты проходили самые важные ступени учения о вечной жизни в стенах храма под названием Телестерион.

Реконструкция Элевсинских храмовых построек.
Реконструкция Элевсинских храмовых построек.

Руины Элевсина. Фотография из открытых источников.
Руины Элевсина. Фотография из открытых источников.

Надо сказать, что в Элевсине жрецы проводящие мистерии были потомственными, они все принадлежали роду Евмолпидов. С Евмолпа начались мистерии, которым его обучила сама Деметра и последний иерофант из этого рода закроет их. Иерофанты не вступали в брак, вели праведную жизнь. Во время мистерий носили миртовый венок и пурпурное одеяние.

-7

Вторым значимым жрецом-чиновником был дадух — факелоносец. Есть сведения, что в представлении он изображал Гелиоса. Третий — кирик, «глашатай», объявлявший мистам о начале священнодействия, выполнял роль Меркурия, «посланца богов». Этих трех жрецов было достаточно для проведения мистерий, которые в общей сложности длились 9 дней.

Кернос, церемониальный сосуд из Элевсина. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.
Кернос, церемониальный сосуд из Элевсина. © Музей Акрополя. Фотографии Сократа Мауромматиса.

Здесь прикреплю небольшое видео режиссера Константиноса Арванитакиса, реконструирующее путь из процессии из Афин в Элевсин, где проходили мистерии:

Мы знаем, что пройти мистерии могли только те люди, которые не совершали убийства.

Кроме того, мистерии были дорогим обрядом: надо было принести крупные жертвы и оплатить услуги мистагога (человека, который проводил посвящаемого (миста) через все этапы).

Изначально простой Элевсинский культ со временем усложнился.

Сначала надо было пройти простые Малые мистерии, потом уже можно было претендовать на прохождение Великих мистерий, которые в свою очередь, делились на два этапа, промежуток между которыми составлял 1 год. Прошедшие все Малые и Великие мистерии назывались «созерцателями».

Фрагмент большого Элевсинского рельефа, изображающий Персефону, Деметру и Триптолема, которого они обучили земледелию. Римская копия, 27 г. до н.э. Музей Метрополитен. США.
Фрагмент большого Элевсинского рельефа, изображающий Персефону, Деметру и Триптолема, которого они обучили земледелию. Римская копия, 27 г. до н.э. Музей Метрополитен. США.

Но исследователям так и не удалось полностью раскрывать саму тайну культа, так как мисты, давали клятву не разглашать тайну Элевсина под страхом смертной казни. Как видим, люди сдержали слово.

Барельеф с изображением Деметры. Копия с барельефа I в. до н.э.
Барельеф с изображением Деметры. Копия с барельефа I в. до н.э.

От Климента Александрийского мы знаем лишь примерную формулу прохождения Элевсинских мистерий:

«Я постился, я пил кикеон, я взял из сундука и поработав, я положил в корзину, а из корзины в сундук».

Эта информация до сих пор вызывает множество споров среди исследователей.

Понятно только, что мисты перед прохождением таинств держали строгий пост, а затем пили напиток Деметры - кикеон (пиво с мятой, возможно с добавлением мака).

Об остальном сказать нечего, кроме того, что сундук и корзина были видимо какими-то сакральными предметами в таинствах, также как и огонь (который не обжигал).

Посвящение Геракла в Элевсине. I век до Р.Х.
Посвящение Геракла в Элевсине. I век до Р.Х.

Тайна была не в том, ЧТО происходит в результате мистерии, а в том, КАК происходит посвящение, КАК происходит такое изменение миста, что он может надеяться на другую судьбу после смерти.

Это и называлось обрядом «пробуждения души».

Мраморная статуя Коры (Персефоны), 6 век до н.э. Музей Акрополя Афин.
Мраморная статуя Коры (Персефоны), 6 век до н.э. Музей Акрополя Афин.

У греков были и другие не менее важные мистерии (Дионисийские таинства, из которых потом вырастет Античный театр, и Орфические мистерии), но Элевсинские были самыми древними и популярными.

Их привлекательность объясняется тем, что к таинству Деметры мог прикоснуться каждый грек, женщины, даже раб, даже иностранец. Те, кто знаком с устройством античного греческого общества поймет всеобъемлющий и демократичный дух мистерий.

Вотивный рельеф с адорантами (их дар за  посвящение), Деметрой и Персефоной. 330 до Р.Х. Лувр.
Вотивный рельеф с адорантами (их дар за посвящение), Деметрой и Персефоной. 330 до Р.Х. Лувр.

Многие известные по античной истории нам люди проходили эти таинства, например, философ Платон и комедиограф Аристофан и др. Позже римские императоры и римская элита посещали Элевсин, чтобы вместе с мистагогом пройти все этапы. Цицерон проходил эти мистерии. А вот Нерон, отказался от посвящения, потому что был преступником и прекрасно об этом знал. Напомню, что убийцы не могли участвовать в Элевсинских таинствах.

На протяжении веков люди будут пытаться проникнуть в эту тайну и вдохновляться Элевсинскими мистериями, надеясь на лучшую долю после смерти.

Около 380 года до Р.Х. аттический оратор Исократ в своем «Панегирике Афинам» говорил:

«В Афинах Деметра дала свои величайшие дары людям – сельское хозяйство, возвысившее людей над зверями, и посвящения, приобщение к которым даёт надежду на вечную жизнь после смерти».

-14

Деметра по представлениям греков научила выращивать хлеб. ( см. миф о Триптолеме). И сельскохозяйственные священные поля находились в Элевсине, в колыбели земледелия для Древней Греции. Не зря греки представляли себе рай, как поля - Елисейские поля. Без хлеба они не могли помыслить жизнь - это был дар Деметры. И через ее хлеб люди также приобщались к жизни вечной.

Иисус и его последователи, очень грубо говоря, проведут духовную революцию и Элизиум (Рай) сделают доступным вообще для всех, даже для раскаявшихся преступников.  Многое в христианстве будет взято из Элевсинского культа.

Данте Алигьери напишет «Божественную комедию», которая повторяет путешествие души будто в элевсинском хороводе от Ада до Рая (а мистагогом у Данте выступает сам римский поэт Вергилий).

Примечателен и тот факт, что единственная оставшаяся в мире копия гимна Деметре Гомера долгое время хранилась в Москве в Синодальной библиотеке, а частично в архиве Министерства иностранных дел. Этот гимн является главным источником об Элевсинских мистериях. Его называют гомеровским не потому что его написал Гомер, а потому что он написан в его стилистике. Гимн вывез из России в Лейден немецкий филолог Христиан Фридрих Маттеи, который работал в Москве во время правления Екатерины II по её «Греческому проекту».

Опубликую маленький отрывок этого чудом уцелевшего древнейшего гомеровского текста в переводе В.В. Вересаева:

«…В сонме подруг полногрудых, рожденных седым Океаном,

Дева играла на мягком лугу и цветы собирала,

Ирисы, розы срывая, фиалки, шафран, гиацинты,

Также нарциссы, — цветок, из себя порожденный Землею,

По наущению Зевса, царю Полидекту в угоду,

Чтоб цветколицую деву прельстить — цветок благовонный,

Ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных.

Сотня цветочных головок от корня его поднималась,

Благоуханью его и вверху все широкое небо,

Вся и земля улыбалась, и горько-соленое море.

Руки к прекрасной утехе в восторге она протянула

И уж сорвать собиралась, как вдруг раскололась широко

Почва Нисийской равнины, и прянул на конях бессмертных

Гостеприимец-владыка, сын Кроноса многоименный.

Деву насильно схватив, он ее в золотой колеснице

Быстро помчал…».

На последок оставлю рецепт кикеона - напитка Деметры, вдруг захотите сварить:

Материалы:

  • Дадли Райт, Георгий Милонас. Элевсинские мистерии и ритуалы.
  • Карл Кереньи, Элевсинские мистерии.
  • Дитер Лауренштайн, Элевсинские мистерии.
  • Граф Уваров, опыты об Элевсинских таинствах. 
  • Георгиос Милонас «Элевсин и элевсинские мистерии» (G.E. Mylonas. Eleusis and Eleusinian Mysteries. Princeton, 1961 г.
  • Тюрина Г.А. Христин Фридрих Маттеи и греческая филология в Россия.// Вестник ПСТГУ, 2006 г.