В КИТАЕ 26 ДЕКАБРЯ ПЫШНО ОТМЕТИЛИ 130-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАО
Автор: Джессика Мао и Майкл Чжуан
Празднование Рождества в Китае совпало с юбилеем бывшего лидера Коммунистической партии КНР Мао Цзэдуна. Нынешний китайский лидер Си Цзиньпин рассматривает Рождество как западный праздник с религиозным подтекстом, который противоречит атеистической идеологии коммунизма.
В прошлом Си заявлял, что хочет защитить китайскую культуру от западных фестивалей, и в результате местные власти отменили празднование Рождества. Некоторые университеты Китая даже запретили студентам покидать общежития в канун Рождества и запретили иметь в общежитиях «связанные с Рождеством предметы». В некоторых городах на улицах появилось большое количество полицейских, особенно возле церквей. Местные власти также запретили торговцам продавать рождественские открытки и другие товары.
Однако в 2023 году в самом густонаселённом городе Китая Шанхае жители приняли участие в самых разнообразных рождественских торжествах, похоже, проигнорировав призыв властей бойкотировать традиционные западные фестивали и праздники. В начале декабря улицы Шанхая заполнились рождественскими украшениями, появились рождественские рынки, люди были одеты во всевозможные рождественские костюмы.
Тем временем власти отмечали 130-ю годовщину со дня рождения бывшего лидера компартии Мао Цзэдуна громким мероприятием, которое было значительно масштабнее, чем в предыдущие годы.
Празднование дня рождения Мао
В отличие от Шанхая, отмечающего «иностранный» праздник Рождества, столица Китая Пекин 26 декабря отметил 130-летие со дня рождения Мао пышной церемонией.
На мероприятии в Доме народных собраний в Пекине присутствовали все семь членов Постоянного комитета Политбюро компартии. Си выступил с речью, в которой назвал Мао «духовным сокровищем», которое будет продолжать руководить партией в долгосрочной перспективе.
Оценка Си «Культурной революции» Мао осталась неизменной. Он заявил, что хотя Мао «совершал ошибки» во время «Культурной революции», его достижения всё равно нельзя преуменьшать.
Перед началом мероприятия Си во главе членов Политбюро и группы чиновников посетил Мемориальный зал председателя Мао. Чиновники трижды поклонились статуе Мао и отдали дань уважения его забальзамированному телу.
Памятные мероприятия прошли по всему Китаю. По мере приближения дня рождения Мао государственные СМИ Китая публиковали множество памятных статей и документальных фильмов о его жизни. По сравнению с прошлыми годами, в этом году масштаб памятных мероприятий значительно расширился.
Празднование Рождества при продвижении коммунизма
Лай Цзяньпин, бывший пекинский адвокат и председатель Федерации за демократический Китай, заявил в интервью The Epoch Times 29 декабря, что разрешение празднования Рождества в Шанхае было просто демонстрацией для посторонних. Это создаёт иллюзию, что власти по-прежнему терпимо относятся к Рождеству. Тем не менее реальной целью компартии по-прежнему является возвращение китайского общества к радикальной коммунистической идеологии Мао.
Лай считает, что празднование Рождества в Шанхае, по-видимому, было санкционировано и проводилось под руководством компартии. Он объяснил, что в условиях чрезвычайно строгого партийного контроля все подобные мероприятия и собрания должны быть одобрены. Поэтому такое масштабное празднование в Шанхае, более гламурное, чем в предыдущие годы, действительно проводилось под руководством компартии, у которой всегда есть своя программа действий.
«Рождество — это шоу, а почитание Мао — истинная идеологическая цель, — говорит Лай. — Компартия пытается создать ложное впечатление у всего мира. В то же время она пытается показать тем, кто поддерживает „реформы и открытость“, и тем, кто придерживается демократических и западных ценностей, что партия по-прежнему открыта для признания западного общества и некоторых его ценностей».«По сути, компартия хочет совершить жёсткий левый поворот и вернуться к фундаментальному коммунизму, который представляет собой тоталитарная диктатура Мао и его крайне левые взгляды. На первый взгляд, компартия пытается совместить популизм и национализм в своей политической программе, что сделает некоторые левые силы внутри партии более благосклонными к Си».
По словам Лая, в Китае существует определённый уровень раскола в общественном мнении. На высших партийных уровнях всё хорошо координируется, и они едины. Однако среди простых людей в Китае дело обстоит иначе. Многие представители элиты и интеллигенции негативно относятся к Мао, но есть и группы людей, которые им восхищаются.
«Любой человек, обладающий здравым смыслом, понимает, в каком состоянии находилось китайское общество при Мао: у людей не было ни политических прав, ни свобод, а экономические трудности были крайне тяжёлыми, — говорит Лай. — Вся страна находилась в крайней нищете, и поэтому большинство людей не одобряли маоизм. Однако старые „красные гвардейцы“ (хунвейбины) времён Мао всё ещё почитают Мао до такой степени, что поклоняются ему. Они создают видимость того, что многие люди в Китае скучают по эпохе Мао. Однако на самом деле это не так. Людей, которые восхищаются Мао, гораздо меньше, чем тех, кто его ненавидит».
Лай также пояснил, что все члены Политбюро и высшие партийные чиновники должны быть лояльны Си, а значит, противостоять его идеям для них просто невозможно. Однако среди партийной элиты могут существовать разногласия по поводу экономической политики. В результате компартия стремится укрепить тоталитаризм и контроль над обществом и людьми, но при этом хочет удержать экономику от краха. Фундаментальный коммунизм Мао — это текущая политика компартии, но она протягивает «оливковую ветвь» тем, кто, возможно, не согласен с жёстким маоизмом. Рождественские праздники были просто использованы, чтобы показать этим людям, что Пекин в некоторой степени «открыт» и «терпим» к некоторым западным идеалам. Тем не менее это не является признаком того, что компартия отступит от своего тоталитаризма и жёсткого левого поворота к коммунизму Мао.
Источник: The Epoch Times