Сегодня можно вызвать такси в любое время дня и ночи абсолютно из любого места, вам даже точную стоимость поездки рассчитают. Правда вот в СССР было не совсем так. До сих пор помню, как отец каждый раз приговаривал после оплаты: "Да уж... просто так на такси не покатаешься".
Да и таксисты в СССР шли на разные хитрости, чтобы содрать копеечку с пассажира. Но давайте все разберем по порядку.
Немножко предистории
Если копнуть в историю, то машины с таксометрами появились в нашей стране еще даже до образования СССР (аж в 1906 году!). Изначально только в Петербурге и Минске. Шаг за шагом они стали заменять привычных в то время извозчиков и уже через год ездили и в Москве и в Гельсингфорсе (нынешние Хельсинки).
В то время автомобиль быстро входил в привычную жизнь и уже через семь лет в одной только столице насчитывалось практически полтысячи "такси" и даже появилась диспетчерская служба.
Правда проработали они все недолго. В военное время машины были задействованы для фронта, а после образования СССР и вовсе национализированы.
Поэтому если говорить о первом "такси" в СССР, то мы перенесемся в 1925 год. Именно тогда был открыт в столице первый государственный автопарк, состоявший полностью из автомобилей марки Рено. Спустя несколько лет и по Ленинграду заколесили гостакси, правда марки Форд. С развитием в СССР автомобилей, иностранные марки авто заменили уже в тридцатые годы на наши.
Боярский увековечил образ такси
Современная молодежь, напевая песню Михаила Боярского, навряд ли поймет почему такси "зеленоглазое". На самом деле все достаточно просто. В конце сороковых годов на дверях появились "шашечки" и огонек, который выключался при срабатывании таксометра, стал зеленым.
Соответственно зеленый свет означал, что такси свободно.
Образ такси в СССР постоянно эволюционировал. Изначально парки были полностью из автомобилей "Победа". В начале шестидесятых их начали менять на белые Волги с красной крышей, а еще через десяток лет появились салатовые Волги уже нового образца.
А уже более привычные для нас автомобили с таксометром вместо радио, но с радиотелефоном появились еще примерно через десять лет. Они были уже желтоватого цвета, шашечки по бортам и "сигнал" на крыше.
Так все-таки командир или шеф?
Почему-то к таксисту было принято обращаться командир или шеф, по крайней мере у мужской части населения. Верно говорят, что советский таксист не только хороший шофер, но еще и предприниматель и психолог. Он всегда отличался разговорчивостью и умел поддержать беседу хоть о технике, хоть, как говорится, "за жизнь".
Разумеется, что он рассчитывал на чаевые после приятной беседы, а может и просто решил заговорить и провезти на пару кварталов больше.
Цена за километр в шестидесятых была 10 копеек, а в конце семидесятых тарифы повысили вдвое. Еще и за посадку надо было не забыть посчитать. Но чего не отнять, так это популярности у этой профессии. Стоит только повспоминать киноленты, где таксист на первом плане.
Какие из них вы помните? Мне вот сразу на ум приходят "Зеленый огонек", кстати очень говорящее название, и пожалуй "Горожане".
Многие вовсе не скрывали, что шли в такси за деньгами. Все знали, что можно прилично заработать, правда брали не всех.
Критерий был четкий: мужчина без судимостей и обязательно прошедший службу в армии. Не забывали и про водительский стаж. Может оттого и командиром звали.
В восьмидесятые стало немного проще, можно было просто "дать на лапу" примерно тысячу и трудоустроиться. Такой ход был вполне оправдан ведь отбить свою копеечку можно было легко с доверчивых граждан.
Хитрость хитрости рознь, но все равно в копеечку
Тут нужно сразу отметить, что по официальным данным зарплата у таксистов в СССР была практически вдвое больше, чем у инженера, а это между прочим порядка трехсот рублей. В зависимости от пробега и времени на маршруте им полагалось сдавать в таксопарк около 60-80 рублей, а вот все что сверхплана можно было положить в карман, бывало это немалые деньги.
Кто-то оставлял чаевые, а где-то можно было прикинуться дурачком, сказав что сдачи нет.
Разумеется, что иногда попадались лихие ребята, которые отдав пятирублевку молвили, что сдача не нужна, но в основном приходилось идти на хитрости.
Так, например, уже взяв пассажира, таксисты подхватывали еще и голосующего на обочине попутчика. А некоторые не сбрасывали счетчик после предыдущего пассажира. Особо предприимчивые могли договориться с пассажиром и прикрыть фонарик, при этом не включив счетчик.
Конечно, контроль был, и всегда можно было попасться. Поэтому совсем ушлые ребята перенастраивали таксометр так, чтобы он крутил побольше.
Те же, кто проработал подольше знал и другие хитрости. Так одним можно рассказать о несуществующих штрафах и рисках за перевозку каких-нибудь предметов, разумеется что люди доплачивали. А другие могли остановившись сказать, что им не по пути, тогда пассажир сам предлагал докинуть сверху за спешность.
Это все стимулировалось тем, что люди редко звонили в службу вызова, гораздо проще было поймать такси голосуя на обочине. В службу было либо сложно дозвониться, либо приходилось долго ждать подачи автомобиля.
Всегда были особо желанные маршруты у каждого таксиста. Например, поездка на вокзал или в аэропорт. В таких местах контроллерами регулировалась очередь на стоянках. Также любили таксисты съездить в крупный бытовой магазин и помочь с погрузкой-разгрузкой за лишний рубль.
Каждому по копеечке
Но если у тебя водятся деньги, то изволь делиться. Левый заработок порой был очень неплохим и все это знали. Каждому хотелось свою долю.
Где-то с гаишником следовало бы договориться, а где-то с контроллерами, ведь за три нарушения сразу увольняли. Да и в таксопарке были свои правила.
Механик, диспетчер и даже мойщица стояли в очереди на разделение прибыли. Один отремонтирует быстрее, другой с маршрутом поможет и ТО ускорит, а третья вне очереди машину в порядок приведет. Порой требовались и запчасти, которые не всегда было легко достать просто так.
Доходило до того, что если решил полностью обновить машину или захотел получить машину с радиотелефоном, то нужно было сходить на "поклон" уже повыше. Никакой "коррупции" разумеется не было, просто нужно было "уметь договариваться".
Сегодня же поездка на такси для целой семьи может быть выгоднее, чем общественный транспорт, если конечно это не праздничный день. А вот в советское время лишних денег у людей не было, да еще и таксисты хитрые, хотят вырвать копеечку, поэтому часто на такси не катались. Не зря в известном советском фильме звучит фраза: "За булочками наши люди в такси не ездят!".