Найти тему
Евгений Барханов

Гитлер борется за свой «хлеб насущный»

Тридцать месяцев Германия живет разбоем, тридцать месяцев она жрет краденый хлеб. Теперь они начали улепетывать. Теперь засела у них в горле краденая краюха. Теперь подходит время рассчитываться.

Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.

Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".
Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 6 января 1942 г., вторник:

КОГДА ВОЛК НАЧИНАЕТ БЛЕЯТЬ...

По случаю нового года Адольф Гитлер обратился к немецкому народу с посланием. Тон послания чрезвычайно меланхоличный. Чувствуется, что автор не мог отвязаться от мыслей о Керчи и Калуге.

К немецкому народу обращается не только «фюрер», но и новый главнокомандующий. Вряд ли ему есть чем похвастать. Если генерал-фельдмаршал Браухич сдал Ростов и Калинин, ефрейтор Гитлер уже успел сдать Феодосию и Калугу. Напрасно Гитлер кричит своим дивизиям: «Стоп!». Немецкие дивизии продолжают двигаться на Запад, и никто не знает, где они остановятся.

Гитлер заверял, что его солдаты отходят добровольно: они предпочитают зимние квартиры снежным сугробам. Но мало ли удобных квартир в Калинине? Мало ли теплых уголков в Калуге?

Гитлер заверял, что немцев гонит не русская армия, но полярные холода. Крым, как известно, не Сибирь. В Крыму зима куда мягче, чем в Берлине. Почему же немцы поспешили оставить Феодосию?

Гитлер заверял, что отход немецких армий преследует одну цель — укоротить фронт. Но фронт не стал короче. Фронт стал длиннее. В него вонзились хорошие русские клинья. Его приплюснули хорошие русские клеши. Между Клином и Каширой была маленькая подкова. Между Старицей и Козельском — огромная арка.

Гитлеру нечем успокоить немецкий народ, и в своем новогоднем послании Гитлер вздыхает. Этот старый волк блеет: «Я хотел мира, а не войны». Вы слышите, народы Европы, поджигатель Варшавы, палач Белграда, убийца Парижа, погромщик Киева — миролюбивейший дядя. У него конфетки в кармане. Он хотел приласкать всю Европу, а бяки на него обиделись. Он хотел мира, но ему грозили норвежцы. Он хотел мира, но под него подкапывались бельгийцы.

Гитлер пишет: «Я хотел работать в области культуры и образования». Неужели вы не догадывались, что тирольский шпик — гуманист, просветитель, дама-фребеличка? Он, оказывается, хотел работать на ниве просвещения. Он хотел мирно жечь книги и казнить ученых. Но ему помешал Люксембург. На него напал Люксембург, и ему пришлось от школьных учебников перейти к танкам.

Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля.
Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля.

Гитлер настаивает: «Я хотел посвятить себя цивилизаторской миссии». Разумеется, это— цивилизатор. Он ведь рубил головы на плахе. Он стерилизовал женщин. Он заменил науку родословными. Он заменил любовь случкой. Он заменил университеты концлагерями. Он хотел продолжать, но вдруг греки накинулись на него, и бедному Гитлеру пришлось воевать.

Волк сидит в бабьем чепчике, подвязал щеку и блеет, но посмотрите — волчья морда в свежей крови.

Гитлер лицемерно восклицает: «Кому была выгодна война? Владельцам военных предприятий». Ближайший соратник Гитлера маршал Геринг сладко жмурится: Геринг стоит во главе треста военных заводов, и война его неслыханно обогатила. Улыбается фон Риббентроп, хлопает себя но карману Гиммлер, мурлычет колченогий Геббельс — у всех в Южной Америке миллионы и миллионы—дивиденды с крови, с развалин, с трупов.

Гитлер кончает послание лепетом ханжи: «В начале нового года мы можем только просить всевышнего, чтобы он дал нам нужные силы. Если мы останемся верны нашим обязанностям, судьба будет такой, какой того хочет провидение. Мы боремся за наш хлеб насущный, за наш народ, за наше будущее. Бог нам поможет, и 1942-й год даст нам спасение». Так, наследник Ирода, приверженец кровавого Вотана, человек, терзавший французских и сербских священников, прикидывается богомольцем. Он, дескать, не убивает детей, нет, он только молится и надеется на провидение.

Волк ласково смотрит. Волк протягивает деткам соску. Волк жалуется — его затолкали овцы. Но, посмотрите,—на волчьих лапах кровь. В глазах волка — виселицы Волоколамска, а шерсть пахнет гарью — это сожженные русские города.

Вальтер Генрих Альфред Герман фон Браухич, генерал-фельдмаршал немецкой армии (с 1940).
Вальтер Генрих Альфред Герман фон Браухич, генерал-фельдмаршал немецкой армии (с 1940).

Гитлер начал 1941 год бодрым криком: «Победа». Он закончил год жалобным воем: «Спасение». Он хочет оправдаться перед немцами. Он хочет сыграть великомученика. Он хочет выдать разбойную Германию за бедную, обиженную девочку. Он хочет загримировать эсэсовцев — этих насильников и грабителей—в невинно пострадавших. Он уверяет, что борется за свой народ и за свое будущее. Конечно, Гитлеру дорого его будущее—или править шпику миром или висеть ему на дереве. Конечно. Гитлеру мил его народ — эсэсовцы и штурмовики. Геринг и Геббельс, фон Крупп и Феглер. Конечно, Гитлер борется за свой «хлеб насущный» — тридцать месяцев Германия живет разбоем, тридцать месяцев она жрет краденый хлеб. Теперь они начали улепетывать. Теперь засела у них в горле краденая краюха. Теперь подходит время рассчитываться.

Вальтер Генрих Альфред Герман фон Браухич с Адольфом Гитлером. После провала наступления на Москву 19 декабря 1941 года Браухич переведён в командный резерв; в военных действиях больше участия не принимал. 8 мая 1945 года взят в плен английскими войсками, умер в госпитале для военнопленных 18 октября 1948 года.
Вальтер Генрих Альфред Герман фон Браухич с Адольфом Гитлером. После провала наступления на Москву 19 декабря 1941 года Браухич переведён в командный резерв; в военных действиях больше участия не принимал. 8 мая 1945 года взят в плен английскими войсками, умер в госпитале для военнопленных 18 октября 1948 года.

Хорошо, когда волк начинает блеять! Для нашего уха это замечательная музыка. Но еще лучше будет, когда волк захрипит. А он обязательно захрипит. Мы не умилимся его чепчиком Мы не примем гранату за соску. Мы его ненавидим, как только может живой человек ненавидеть. Мы не забудем о Киеве, когда придем в Берлин. Мы не забудем о наших городах и селах, когда, ворвемся в логово зверя. За Днепр ответит Одер. Мы вспомним о виселицах Волоколамска, когда придем в Берхтесгаден. Волк захрипит. (Илья ЭРЕНБУРГ).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР №  4 (5068) 6 января 1942 г., вторник.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 4 (5068) 6 января 1942 г., вторник.

Помощь нужна - СБ: 2202 2067 6457 1027 EVGENY BARKANOV

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.