В январе 1656 года родился Франц Яковлевич Лефорт, советник и ближайший помощник Петра I. Он происходил из семьи женевского торговца. Еще в молодости поехал в Россию в поисках счастья. Сблизился с молодым Петром, который, кстати, в основном к Лефорту и ездил в Немецкую слободу. С тех пор они стали неразлучны.
Именно Франц познакомил Петра со своей бывшей любовницей Анной, дочерью кокуйского виноторговца Иоганна Монса. А еще Лефорт сыграл большую роль в создании «потешных» войск – прообраза будущей петровской армии.
Справедливости ради надо отметить, что Лефорт был человеком бескорыстным. Он получал от Петра огромное жалованье, но почти все его тратил на богатые приемы, которые устраивал у себя в доме от имени Петра. Соотечественник Лефорта капитан Сенебье писал: «При дворе только и говорят о его величестве и о Лефорте. Они неразлучны… Пока Москва остается Москвой, не было в ней иностранца, который пользовался бы таким могуществом. Он приобрёл бы большое состояние, если бы не был так великодушен. Верно, конечно, что благодаря этому качеству он достиг такой высокой ступени. Его величество делает ему значительные подарки».
Лефорт не оставил никаких сбережений сыну. Он говорил: «Я искал своего счастия; пусть и сын поищет своего. Я постараюсь научить его всему, что пригодится в жизни, а там пусть сам позаботится о себе».
Считается, что именно Лефорт дал толчок последовавшей позднее петровской насильственной европеизации России. Даже Добролюбов в статье «Первые годы царствования Петра Великого» писал, что Лефорт о русских обычаях говорил с презрением, тогда как всё европейское чрезвычайно возвышал, и молодой монарх захотел превратить Россию в Голландию…
Лефорт был формально поставлен во главе «Великого посольства» в Европу. Что не удивительно: ведь именно Франц Яковлевич рассказывал Петру о европейском «гросс политик». Впрочем, Лефорт срочно возвратился из путешествия по Старому Свету для подавления стрелецкого бунта. Кстати, стрельцы считали именно Лефорта главным виновником своих бед и внутрироссийских неурядиц…
Был ли Лефорт хорошим советчиком для молодого царя? Трудно сказать. Он слишком рано умер – в 1699 году. И долгая Северная война началась уже без него, и Прутский поход тоже.
Вот что историк В.О. Ключевский позднее напишет о «гросс политик» царя: «У Петра зародился новый спорт – охота вмешиваться в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого мира, выдав одну за герцога курляндского, другую за герцога мекленбургского, Петр втягивался в придворные дрязги и мелкие династические интересы огромной феодальной паутины… Ни с того ни с сего Петр впутался в раздор своего мекленбургского племянника с его дворянством, а оно через собратов своих… поссорило Петра с его союзниками, которые начали прямо оскорблять его. Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями… Так главная задача, ставшая перед Петром после Полтавы, решительным ударом на Балтийском море вынудить мир у Швеции разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную 9-летнюю войну еще на 12 лет. Кончилось все это тем, что Петру пришлось… согласиться на мир с Карлом XII, обязавшись помогать ему в возврате шведских владений в Германии, отнятию которых он сам больше других содействовал, и согнать с польского престола своего друга Августа… Ништадтский мир положил запоздалый конец 21-летней войне, которую сам Петр называл своей "трехвременной школой", где ученики обыкновенно сидят по семи лет, а он, как туго понятливый школьник, засиделся целых три курса, все время цепляясь за союзников, страшась одиночества, и только враги-шведы открыли ему, что вся Северная война велась исключительно русской силой, а не силой союзников».
Так что «гросс политик» оказался очень убыточным для России. Но именно Пётр открыл моду вмешиваться во всякие европейские пустяки. Нам очень дорого стоило это вмешательство. Мы влезли в Семилетнюю войну, потом спасали Пруссию, Австрию, Европу от Наполеона, мы помогли Бисмарку создать Германскую империю, а потом вновь спасали Старый Свет уже от Третьего рейха...