Найти тему
Книжный ген

"Выше ноги от земли" Михаила Турбина: драма человека или целой страны

Книгой «Выше ноги от земли» Михаил Турбин в 2022 году буквально сделал себе имя. Пусть и не взлетел на книжный Олимп, (там, на Олимпе пока все кресла заняты), но совершенно точно приоткрыл дверь в большую литературу. Как так вышло рассказывала Марина Степнова, которая в какой-то мере и открыла этого писателя миру, – она была его куратором на курсе по написанию прозы в Creative Writing School.

Судя по открытым источникам Михаил - маркетолог, но то, что он писал задолго до яркого дебюта, факт. Публиковался в журнале «Волга», сборнике рассказов «Счастье-то какое!», литературном альманахе «Пашня». На курсе он отправил Марине несколько первых глав, от которых у титулованной писательницы по её словам перехватило дыхание. «Звезда родилась» - подумала она и тут же упросила Мишу показать рукопись своему агенту. Права на "Выше ноги от земли" издательство выкупило мгновенно. Писалась книга долгих пять лет, а, когда работа была завершена и рукопись попала в руки М. Степновой, она, забывая обо всём, с головой погрузилась в чтение. И такой отклик, согласитесь, дорогого стоит.

Роман вышел в 2022 году в редакции (на секундочку) Елены Шубиной, куда с улицы даже не заглянуть, не то что издаться. Турбин с ним стал финалистом и «Лицея», и «Большой книги».

Эту историю я услышала на курсе всё той же мастерской Creative Writing School, в которой периодически прокачиваю писательские мышцы. Конечно, после услышанного за книгу я села буквально сразу.

Сначала, как говорится, база.

Роман небольшой, в нем в общем и целом полторы сюжетные линии. Врач-детский реаниматолог, потерявший жену и сына, да его друг, священник Федор. В канву повествования вплетены бусинки - медицинские случаи, с которыми герой сталкивается, а ниточка на которой все держится - это алкоголь и душевные терзания. Пишут, что в романе есть мистический элемент, мне же он показался результатом алкогольной абстиненции не более. Не пьют в романе на редкой странице.

Фото с Pinterest
Фото с Pinterest

Через главного героя к нам приходят искалеченные детские судьбы, уставшие потерянные женщины, психически больные и неадекватные персонажи, и всех их главный герой будет пытаться спасти, а об них спасаться сам. Книга-нерв. Искрящийся летний солнечный свет на её страницы не прольется.

Теперь к моим впечатлениям.

Скажу сразу, первое, что бросается на тебя из книги – фильм «Аритмия». Хлебников снял его в 2017, синхронно с ним, видимо (я не буду делать вольных предположений, просто математика) родился замысел книги, который укладывается в формулу: медицина – алкоголь – личное трагичное. Возможно, все вещи снятые и написанные по этой формуле будут друг на друга похожи.

Второе, яркое ощущение капсульности. В романе нет привязки к повседневности, в нём не упоминаются мелочи вроде социальных сетей, ИИ, пандемии, санкций... Мы не можем определить год, в котором происходит действие. Герои словно живут в бункере, что усиливает гнетущее впечатление, похоже, такой эффект создан нарочно.

Гнетущее. Это ощущение номер три.

Фото с ресурса bronze (vk.com)
Фото с ресурса bronze (vk.com)

Здесь я отвлекусь на одно явление в современной российской литературе, которое называется «Литература тридцатилетних»: в книгоиздании растёт количество авторов в возрасте 30-40 лет. Их действительно много, возьмите любой лонг-лист любой премии. Я сама из миллениалов, тоже пишу, и интерес к тридцатилетным авторам у меня непроходящий, читаю их книги регулярно. И вот не знаю, чем объяснить, то ли общим опытом жизни после развала СССР, то ли личным опытом, который надо в терапевтическом письме прожить, но везде – балабановская Россия, боль, грязь, трагедия и падение нормального человека.

Безусловно, трагедия - отмычка к сердцу читателя. У русского человека всегда найдется настроение для такого сюжета (у меня же нашлось), но это как будто… уже было. Назвать такой роман "живописанием современной России", как во многих аннотациях, я не могу. Меня тут пробовали уговаривать, мол, да я просто не знаю, как живут люди в России. Мол, именно так и живут. По-балабановски. А я всё равно не верю, что подавляющая часть так чернушно и безнадежно, как изображается: каждый день выпивая и сталкиваясь с насилием.

-4

Однако, если у вас ровно противоположное мнение, книга вам понравится.

Для такого читателя, как я, эта книга - скорее гнетущий психологический роман о тяжелой судьбе всех помещенных в него героев и глубоком экзистенциальном кризисе, чем актуальная реальность.

В третьих, закончу личным мнением, какой гений в Михаиле Турбине увидели Марина Степнова, Елена Шубина, литературные агенты, люди почти давшие ему “Большую книгу", люди, утащившие с ногами и руками книгу в экранизацию, многочисленные фанаты (на всех ресурсах абсолютно у книги прекрасные оценки)…. Это, конечно, язык. Это стиль. Над книгой работали много и хорошо, перелетев нескладность дебютной вещи, а сразу выдав действительно качественную литературу. Очень динамично и здорово написанную.

Вот такая вышла философская рецензия на 1 книгу 2024 года. Читаете современных российских авторов? Что думаете насчет изображения современности? Я к слову, люблю в этом плане больше всего Гришковца - быт у него изображен реально, жизненно, иронично. А кого из современных русских прозаиков любите вы?

Буду благодарна за лайки и отклик на статью и, конечно, рады видеть на нашем с сыном канале о книгах.