Для тех, кто не может в зимние каникулы сидеть дома, а морозы не дают возможности долго гулять по Москве или стоять в очереди в раскрученные музеи, предлагаю провести время в Государственном центральном музее современной истории России. Информации здесь не меньше, чем на ВДНХ о прошлом и современном развитии нашей страны.
Музей находится на Тверской улице, д. 21. Рядом с метро Тверская, Пушкинская, Чеховская. Выход № 4. Буквально несколько метров пройти прямо до усадебного комплекса, в прошлом Московского Английского клуба.
В фойе уютно расположились елочки, на подоконниках домики-светильники. Новогодняя атмосфера создает теплое, домашнее настроение. Встречают здесь вас, как старых знакомых.
Билет для пенсионеров - 250 руб., без льгот-500 руб. на посещение основной и нескольких временных выставок.
Поднимаемся по широкой мраморной лестнице.
Наша цель - обновленная экспозиция "Калейдоскоп коллекций. Раритеты музейного собрания".
Желающие могут пройти в другие залы. Здесь есть макеты нефтяных платформ, современная экипировка военных и даже вертолет, на котором можно совершить виртуальный полет над Крымским мостом. Награды, документы. Новейшая история, перестройка, советское время и все дальше в глубь веков...
Привлекает внимание небольшая выставка «В гостях у Зимы» в выставочном зале № 20 (21.12.2023 — 29.01.2024). Акварели со старинными улицами Симбирска Дмитрия Архангельского (1885-1980), лирические подмосковные зимние пейзажи Александра Колесникова и Михаила Баника.
Экспозиция "Коллейдоскоп коллекций. Раритеты музейного собрания." устроена по принципу коллекционного показа с элементами открытого хранения. Вход-выход. Сканируем билет, как в метро. Смотрителей нет. Тишина.
Просто любуемся, потом обращаемся к информации на интерактивном экране. Надписей нет. Можно отсканировать QR-коды и читать описание с телефона. Не очень удобно...Наверное, слишком много экспонатов, все не опишешь!
В залах представлено 11 разделов по темам: агитационный фарфор, художественные лаки, предметы из дерева, кости, камня, керамики и стекла; а также 12 макетов кораблей. Отличительной чертой многих экспонатов является наличие сюжета исторического события, как художественного воплощения истории.
Особое место занимают подарки советскому народу и руководителям страны. Эти предметы были изготовлены лучшими мастерами в единственном экземпляре; они являются не только произведениями высокого искусства, но и памятниками истории.
Коллекция зарубежного и отечественного стекла.
В выставочную экспозицию вошли самые редкие, ценные и исторически значимые экспонаты.
Когда-то в этом музее была великолепная выставка итальянского кружева и запомнились столы, покрытые кружевными скатертями, а на них столовый, кофейный и чайный сервизы «Птицы Ротшильдов», производства венгерской фарфоровой мануфактуры Херенд (Herend), из коллекции Государственного центрального музея современной истории России (вариант росписи XIX века).
На этой выставке вновь удалось рассмотреть предметы сервиза с изображением 12 разных птиц. Бароны Ротшильды заказывали на заводе подобные сервизы, отсюда и название — «Птицы Ротшильдов».
Орнамент на сервизе был создан в 1850 г. Он иллюстрирует семейную легенду, согласно которой баронесса Ротшильд однажды потеряла любимое колье, а обнаружила его висящим на ветке в своём саду. Его унесли птицы через распахнутое окно.
«Птицы Ротшильдов» — один из самых старых, но не стареющих узоров Херенда, сохранивших популярность во всем мире и по сей день.
Традиция изображать птиц на предметах декоративно-прикладного искусства пришла из Китая. Птиц изображали на фарфоре, вышивали, делали из камня.
Переходим в другой зал. В зонах 6-8 расположены витрины с восточными и отечественными лаками, предметами из камня.
Поражает воображение ширма с рельефами сюжетов из самоцветов и перламутра, подаренная советскому народу к 40-летию Октябрьской революции от народных представителей Китайской Народной Республики.
Корейские лаковые изделия славились ещё во времена царства Корё (918–1368). Для лаковых изделий в Корее используется сок лакового дерева и перламутр.
В Японии кукла не только игрушка, но и элемент изобразительной культуры и символики. Первые упоминания о японских куклах датируются III тыс. до н.э
В следующем зале расположены разделы 1-5: керамика советская, керамика зарубежная, народные промыслы и зарубежные подарки из дерева. 1-й раздел макеты кораблей.
Так получилось, что мы шли от "фарфора к кораблям". Поэтому в описании обратный порядок разделов от 11 - 1.
В общем, кого что привлекает туда и надо идти в первую очередь!