Найти в Дзене
Международная панорама

Супермаркеты обнаруживают недостатки касс самообслуживания

Оглавление

В сети супермаркетов Jumbo крадут на большие суммы, чем они зарабатывают, свидетельствуют собственные данные компании. Виной тому - кассы самообслуживания. Однако их популярность стремительно растёт.

"Серая расточительность"

Так сеть супермаркетов Jumbo называет разницу между тем, что должно быть оплачено на кассе, и тем, что оплачено на самом деле. В прошлом году в Jumbo было украдено продуктов на 100 миллионов евро, что больше, чем было получено прибыли. Другими словами, если бы все были честными, Jumbo мог бы заработать в два раза больше денег.

Треть краж в Jumbo происходит на кассах самообслуживания. С таким анонимным устройством угрызений совести меньше, чем при встрече с человеком из плоти и крови. Тем не менее самообслуживание быстро набирает популярность в розничной торговле. Большинство сетей супермаркетов предлагают такую возможность, но подобные кассы установили и такие непродовольственные форматы, как Decathlon, Kruidvat, Brico, Ikea и Uniqlo.

"Недостаток, связанный с риском кражи, перевешивает преимущество, связанное с экономией средств, - объясняет Полин Нирман из специализированного сайта RetailDetail. - Дополнительный кассир обходится сетям дороже. Кроме того, нехватка персонала также играет свою роль. Найти квалифицированный персонал сложно, а покупатели любят, чтобы их обслуживали быстро. С помощью касс самообслуживания розничные предприятия удовлетворяют эту потребность".

"Усушка"

Кстати, нет никаких веских доказательств того, что внедрение касс самообслуживания приводит к увеличению числа краж. Более того, компания Delhaize, внедрившая эту технологию несколько лет назад, считает, что никакой связи нет. "Условием является наличие достаточного контроля на кассах самообслуживания, - говорит представитель компании Роэль Декельвер. - В наших магазинах на кассах самообслуживания всегда присутствует сотрудник, покупатели могут получить чек, а также есть невидимые системы наблюдения, о которых я не имею права рассказывать подробно".

Для предприятий розничной торговли очень важно предотвращать кражи.
"Кражи - это настоящая проблема, потому что чистая маржа розничной торговли очень низка", - говорит Джино Ван Оссель, эксперт по розничной торговле в бизнес-школе Vlerick. Он подсчитал: кражи в размере 1 процента кажутся незначительными, но при марже в 2 процента они составляют половину прибыли. Чтобы компенсировать потерю украденного товара, необходимо каждый раз продавать кратное количество такого товара. Теперь, когда упрямая инфляция, рост расходов на персонал и дорогие энергоносители подорвали маржу, цифры краж бьют вдвойне.

Поэтому прошлым летом воровство в магазинах привлекло внимание финансовых аналитиков в США. Одна за другой крупные розничные компании объявляли о том, что на их прибыль давит "усушка", как эвфемистически называют кражи. Когда некоторые сети объявили о сокращении числа касс самообслуживания, связь была быстро установлена.

Aldi и Colruyt этого не сделали

В Европе Action решила сократить количество касс самообслуживания. В Бельгии Lidl экспериментировала с этим в 2022 году, но прекратила проект. Aldi и Colruyt говорят, что не собираются ставить кассы самообслуживания, потому что их устраивают кассы с кассиром. "Для дискаунтеров это вопрос стоимости, - говорит Нирман. - Внедрение таких систем стоит денег".

Исследование, проведённое в ноябре прошлого года с участием 5000 покупателей, показало, что вероятность того, что покупатели, сканирующие свои покупки самостоятельно, "забудут" что-то оплатить, в 16 раз выше, чем у тех, кто проходит мимо кассы. На кассах с персоналом потери от краж составляли 0,2 процента, а на кассах самообслуживания - 3,5 процента. Однако исследование было проведено по заказу компании, занимающейся разработкой систем визуального контроля, что подрывает доверие к нему.

Разброс

По словам Ханса Кардина из федерации розничной торговли Comeos, в Бельгии увеличение числа касс самообслуживания не привело к заметному росту потерь от магазинных краж. В Бельгии этот показатель составляет 1 миллиард евро в год, и эта цифра остается неизменной на протяжении многих лет. Криминальная статистика федеральной полиции показывает, что количество зарегистрированных случаев магазинных краж также остаеёся примерно одинаковым из года в год.

"А вот в Нидерландах эта проблема резко обострилась, - говорит ван Оссель. - Там она связана с инфляцией". По его мнению, рост цен на продукты питания снизил вероятность того, что товар не будет просканирован один раз. А если вас проверят, всегда можно сказать, что допустили ошибку. "Иногда это действительно связано с рассеянностью или незнанием технологии". Компании вкладывают деньги в оптимизацию проверки. Jumbo тоже хочет вложить в это больше денег. Технология развивается, говорит ван Оссель. "Камеры наблюдения могут быть дополнены искусственным интеллектом, который анализирует передвижения покупателей. То, что находится в тележке для покупок, также может дать подсказки. Некоторые товары более подвержены кражам, чем другие".

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».