Ушедший 2023 год запомнится нам не только крупными релизами и громкими анонсами, но и забавными, глупыми и даже грустными поступками разработчиков. Вспоминаем, кто в этот раз чудил больше всех.
Пожалуй, звание самых безумных разработчиков в 2023 году заслужили авторы российского шутера The Day Before. Студия Fntastic четыре года делала игру, которую закрыла через четыре дня после релиза в раннем доступе. Вместе с ней закрылась и сама студия, так что все надежды на обновления или попытки спасти новинку испарились. Теперь авторы будут пытаться вернуть долги инвесторам, а геймерам в очередной раз напомнили о вреде предзаказов. Подробнее о том, как один из самых ожидаемых проектов зимы обернулся полным провалом для создателей, читайте в специальном материале.
После провала The Day Before нагло повели себя разработчики DayZ. Сначала в официальном аккаунте зомби-шутера появилось сообщение об «успешном праздновании» 10-летия игры: визуально его оформили как анонс закрытия студии Fntastic и сопроводили смеющимся смайликом. А еще через несколько дней Bohemia Interactive анонсировала распродажу, которую иронично назвали The Day After («День после»). В рамках акции бандл с DayZ и Icarus можно было приобрести со скидкой.
Авторы крайне ожидаемой Starfield после релиза регулярно расстраивали фанатов. Игра в этот раз вышла не такой забагованной, как это обычно бывает у Bethesda, но очень скучной. А когда пользователи начали критиковать отдельные аспекты космической RPG в сети, авторы принялись не слишком умело ее защищать.
Сначала Тодд Говард посоветовал всем недовольным игрокам Starfield обновить PC: якобы в плохой производительности виноваты сами пользователи. Потом он же заявил, что ИИ в Starfield специально сделали глупым, чтобы игрокам не было слишком сложно. Ну а добили всех комментарии Bethesda в Steam, где компания доказывала недовольным игрокам, что скука в космосе – «это норма» и RPG такой и задумывалась. Пользователи пришли к выводу, что лучше бы авторы вообще ничего не отвечали, а молча делали патчи. Потому что сложилось впечатление, что будущие обновления не решат главных проблем. А у разработчиков и игроков совершенно разное мнение о веселье.
Под конец года недовольным фанатам ответил дизайн-директор Starfield Эмиль Пальяруло. Он заявил, что игроки не имеют права рассуждать о разработке и качестве релизов, потому что не знают, как устроены все процессы. Производство игр он назвал невероятно сложной задачей и упомянул, что авторы всегда ходят сделать лучшую версию, просто не всегда это получается. Его ответ ожидаемо вызвал еще больше возмущения у геймеров, которым процессы и не интересны – им важно качество финального продукта.
Но если в Starfield хотя бы сыграло много людей, то у другой игры Microsoft, Redfall, все сложилось печальнее. Кооперативный шутер вышел в ужасном состоянии, а доделывали его явно в спешке. Из исследования Bloomberg стало известно, что до самого конца разработчики надеялись на «магию», которая свяжет все разрозненные элементы в удачную концепцию. Не помогло: уже через пару недель после релиза онлайн рухнул до сотни человек.
Bethesda умудрилась взбесить даже своих самых преданных фанатов – поклонников The Elder Scrolls 5: Skyrim. Под конец года вышло обновление с поддержкой Steam Deck и ультрашироких мониторов, а также платформой «Творения», объединившей в себе разделы «Моды» и «Клуб творчества». Пользователей расстроили не только цены на контент, но и интерфейс самой платформы, который сочли ужасным. Патч также подвергся критике из-за того, что сломал многие популярные модификации: в 2023 вряд ли кто-то играет в Skyrim без пачки расширений.
The Last of Us, которую PC-пользователи ждали 10 лет, тоже вышла со скандалом. Последние порты Sony не разочаровывали, но в этот раз игра получила позорные 56 баллов из 100 на Metactiric из-за технического состояния. Главные герои «теряли» цвет лица, летали, внезапно становились мокрыми, застревали в текстурах и так далее. Чинили стелс-экшен несколько месяцев, выпуская патчи на несколько десятков гигабайт.
В центре скандала оказались и авторы Cyberpunk 2077. С выходом патча 2.0 в игре появилась украинская локализация, в которой быстро нашли много оскорбительных формулировок в адрес россиян. Например, один из полицейских интересовался, почему «все русские не сдохли в Пустошах». Позже игроки обнаружили еще несколько таких примеров, которые даже не пытались вписать в мир игры. В официальном российском Telegram-канале CDPR почти сразу появилось извинение перед российскими фанатами, а на исправление локализации ушло две недели.
Самих россиян обвиняли в проблемах S.T.A.L.K.E.R. 2. В начале лета в сеть утек рабочий билд игры, а энтузиасты нашли способ его запустить. Пока игроки делились скриншотами меню и игрового процесса, разработчики обвинили в утечке русских хакеров. Однако быстро выяснилось, что серверы команды никто не взламывал. Билд случайно нашли в открытом доступе и просто скачали: GSC делилась такими сборками с тестерами, а ключ для расшифровки оставила прямо в раздаче. Разработчики продолжали винить в утечке «злых русских хакеров», но в сети многие встали на защиту россиян, назвав взлом удобным оправданием собственной ошибки.
Алчность издателей стала причиной недовольства Switch-версиями популярных игр. Консолью Nintendo владеют более 115 млн человек, и упускать такую аудиторию никто не хочет. Поэтому на Switch портировали Mortal Kombat 1 и Hogwarts Legacy: обе версии получились разочаровывающими. С MK1 вышло совсем плохо: деформированные лица героев быстро разлетелись на мемы, как и очень долгие загрузки. Hogwarts Legacy вышла получше, но все равно многим напомнила о том, что приставке Nintendo срочно нужна версия помощнее.
Еще одной катастрофой можно смело назвать The Lord of the Rings: Gollum. Игра про знаменитого персонажа «Властелина колец» вышла в мае 2023 года и быстро стала одной из худших на Metacritic, набрав 34 балла из 100 от критиков и 1,1 от пользователей. Все сошлись во мнении, что в The Lord of the Rings: Gollum устарел геймплей, графика и анимации, да и сюжет разочаровал. Техническое состояние тоже ужасное: из-за обилия багов игра постоянно вылетала.
Студия IguanaBee опозорилась с релизом Skull Island: Rise of Kong. Игра получила крайне низкие оценки от геймеров — рейтинг на Metacritic составляет всего 3,6 балла из 10. Экшен о Кинг Конге использует простейшие анимации и боевую систему из игр 20-летней давности, однако разработчики после релиза заявили, что гордятся своим творением. По их словам, издательство GameMill Entertainment выделило всего год на производство, а в процессе создания у команды появились проблемы с деньгами. Поэтому сделать что-то более достойное попросту было нереально.
Тот самый трейлер Hell Let Loose
А вот у создателей Hell Let Loose история сложилась не так плохо. Летом авторы показали трейлер обновления Devotion to Duty, который собрал десятки тысяч дизлайков и стал предметом многочисленных насмешек. В ролик попали самые разные баги: видимо, видео монтировали в спешке перед летними презентациями. Рейтинг шутера в Steam сразу обрушили, но команде удалось вернуть любовь фанатов качеством самого апдейта и последующими обновлениями. Сейчас у игры 84% положительных отзывов.
Авторы Call of Duty в этом году выпустили Modern Warfare 3 – пожалуй, худшую игру в истории серии. Сюжетная кампания получилась настолько короткой и плохой, что про это на церемонии The Game Awards 2023 пошутил Кристофер Джадж, голос Кратоса из God of War. Сразу несколько разработчиков CoD очень обиделись, раскритиковали актера в Twitter и даже начали хвастаться продажами Call of Duty. Игроки единогласно встали на сторону Джаджа, посоветовав авторам учиться воспринимать критику, особенно после такого позорного релиза.
По-хорошему безумными оказались авторы Alan Wake 2. В сиквеле они необычным образом пересказали события первой части – в виде веселого музыкального номера. Учитывая жанр, survival horror, такая неожиданная смена настроения в середине многих впечатлила: выступление растащили на мемы. Разработчики не постеснялись повторить свой танец на церемонии The Game Awards: даже харизматичный сценарист игры Сэм Лэйк вышел плясать на сцену.
Авторы Baldur's Gate 3 сорвали джекпот во время презентации Panel From Hell, где показали знаменитую откровенную сцену с друидом Халсином в облике медведя. Романтический эпизод шокировал и рассмешил зрителей, а RPG мгновенно вернулась в топ предзаказов Steam. Некоторые скептики тогда решили, что Baldur's Gate 3 будет «не очень», потому что обычно так рекламируют игры, где больше нечего показывать. К счастью, вышло ровно наоборот, и игра Larian покорила бы всех и без таких сцен.
Valve креативно подошла к рассылке подарков в Dota 2. Под конец года все получили виртуальные презенты, но если «хорошим» геймерам раздавали косметические награды, то геймеры с несколькими смурф-аккаунтами (это запрещено правилами) отыскали внутри «Токсичный уголек». Он означал, что компания забанила запасные учетные записи нарушителя, и следующая блокировка уже придет на основную. Особо вредные геймеры нашли в своем подарке «Крайне токсичный уголек», означавший, что теперь доступа к Dota 2 у них нет.
Реклама Diablo 4 с Меган Фокс
Про Blizzard игроки давно не говорят ничего хорошего, но в 2023 компанию расхвалили за рекламу Diablo 4 с Меган Фокс. В ролике актриса в очень откровенном наряде предлагала фанатам записать самую зрелищную смерть персонажа, а победителю обещала «надгробную речь», которую сама зачитает для павшего героя. В сети на видео отреагировали крайне позитивно. Больше всего пользователи удивились откровенному образу Фокс, потому что компания в последние годы убирала из своих игр любые намеки на сексуальность. Позже вышла похожая реклама с Сарой Мишель Геллар из «Баффи», но в этот раз актрису одели заметно скромнее.
Еще геймеры с интересом наблюдали за судебными процессами из-за слияния Microsoft и Activision Blizzard. Сделкой серьезно заинтересовались антимонопольные ведомства различных стран, поэтому все участники пытались склонить чашу весов в свою пользу. Sony «прибеднялась» и рассказывала, что не сможет существовать с таким конкурентом, параллельно отчитываясь о рекордных продажах PS5 и своих игр. Microsoft не отставала и уверяла в суде, что ее игровой бизнес вообще чуть ли не убыточный и только покупка Activision Blizzard за $70 млрд облегчит ее положение.
Российских геймеров приятно удивил бывший сотрудник Blizzard и глава инди-студии Pirate Software Джейсон Холл. Он заявил, что готов подарить копию своей игры Heartbound любому жителю России, который не может пополнить баланс Steam-аккаунта – достаточно с ним просто связаться. Но зарубежные геймеры осудили разработчика: по их мнению, в нынешней политической обстановке «нельзя поощрять русских». Вскоре в сети появилась информация, что Холл отказался от идеи. Разработчик заявил, что не может передавать ключи «из-за санкций», но заверил, что подарит игру позже — как только политическая ситуация разрешится.
В этом году было особенно заметно, как игровые разработчики хотят наладить контакт с аудиторией и защитить свои игры. Но пока обе стороны не горят желанием услышать друг друга. Геймеры просто хотят качественные релизы, а студии не очень умело пытаются объяснить, почему желания фанатов не всегда сбываются.