Найти в Дзене
Открытая Россия

Сухуми - великое и удивительное место, известное как "город-музей" Абхазии.

Заяц Дмитрий ВикторовичНаселение

Население составляет 65,4 тыс. человек (2019). Этнический состав населения (2019, %): абхазы (67,3), русские (14,8), армяне (9,8), грузины (2,8).

Заяц Дмитрий ВикторовичРелигия

По конфессиональной принадлежности большинство населения – православные христиане, имеются приверженцы Армянской апостольской церкви и мусульмане. Действуют римско-католический приход Святого апостола Симона Кананита в юрисдикции апостольской администратуры Кавказа (1993), католическая благотворительная организация «Каритас»; евангелическо-лютеранская церковь Святого Иоанна.

Скаков Александр ЮрьевичИстория

С территорией современного Сухума связывают греческую колонию Диоскуриаду (Диоскурия, греч. Διοσκουριάς), основанную в 6 в. до н. э. выходцами из Милета, названную в честь Диоскуров, игравшую, по данным Страбона, важную экономическую и политическую роль на Западном Кавказе. Точно не локализована; в Сухуме найдены лишь мраморная надгробная стела 430–420-х гг. до н. э., на окраине Сухума – Эшерское городище (фундаменты стен и башен, водопровод; греческая надпись 1-й половины 3 в. на бронзовой плите и др.), богатые могильники. Существует альтернативная гипотеза о местонахождении Диоскуриады в Очамчирской бухте (Coşkun. 2020). К 1 в. до н. э. утратила значение.Вскоре на месте современного города римлянами в составе римского Понтийского лимеса (оборонительной системы) основана крепость под названием Себастополис (греч. Σεβαστούπολις, лат. Sebastopolis; от греч. σεβαστός – высокий, священный, греческой передачи латинского титула augustus; название, возможно, дано в честь императора Октавиана Августа). Крепость перестраивалась не менее 3 раз. В ходе войны Византии с Персией в 542 г. н. э. покинута, в 555 г. отстроена заново (современными исследователями изучались фундаменты октогональной церкви, двух базилик, бани 2-й половины 5 – 6 вв.). С 8 в. крепость под названием Цхум стала одним из центров Абхазского царства с цитаделью («замок Баграта») и крепостью (Уаз-Абаа) в ущелье реки Гумиста. С 975 г. центр эриставства (княжества) в составе Грузинского царства, с 12–13 вв. город назывался Цхуми. На итальянских морских картах 14–15 вв. упоминается как Сан-Себастьян либо Себастополис.В 1578 г. занят турецкими войсками, переименован в Сухум-Кале. Центр Абхазского вилайета Османской империи (1578–1609). В 1724 г. в Сухум-Кале отстроена крепость.В 1789 г. город отвоёван абхазскими войсками, стал столицей Абхазского княжества. В 1808–1810 гг. занят турецкими войсками. Во время русско-турецкой войны 1806–1812 гг., в июле 1810 г., город захвачен российским морским десантом, вошёл в состав Российской империи, что было закреплено Бухарестским миром 1812 г. В 1-й половине 19 в. российская военная крепость, в 1846 г. получил статус портового города. Со 2-й трети 19 в. развивался как курорт. После упразднения Абхазского княжества город – центр Сухумского военного отдела (1864–1883), затем – Сухумского округа (1883–1918). В 1866–1936 гг. и с 1992 г. назывался Сухум. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг., в мае – августе/сентябре 1877 г., находился под контролем турецких войск.16–21 февраля и 8 апреля – 17 мая 1918 г. в Сухуме устанавливалась советская власть. В мае 1918 г. занят войсками Грузинской демократической республики, включён в её состав. 4 марта 1921 г. занят абхазскими отрядами и частями Рабоче-Крестьянской Красной Армии.Столица Советской Социалистической Республики (ССР) Абхазия (март – декабрь 1921), договорной ССР Абхазия, объединённой на началах конфедерации с Грузинской ССР (декабрь 1921 – 1931), Абхазской АССР в составе Грузинской ССР (1931 – лето 1992). В 1936–1992 гг. назывался Сухуми. Открыто движение по железнодорожным линиям Миха-Цхакая – Сухуми (1940), Сухуми – Эшеры (1942).С 23 июля 1992 г. столица Республики Абхазия. Пострадал во время военных действий в ходе грузино-абхазского конфликта 1992–1993 гг.

Архитектура

На территории города сохранились: фрагменты турецкой крепости Сухум-Кале (1723–1724, архитектор Юсуф-ага; частично сохранилась кладка 2, 6 и 11–15 вв.; с 1991 историко-архитектурный заповедник), руины замка царя Баграта III (конец 10 – начало 11 вв.), маяк (1861; изготовлен во Франции).Среди построек начала 20 в.: католический костёл Святого апостола Симона Кананита (1908), Благовещенский собор в неовизантийском стиле (1909–1915, реконструирован в 1980-х гг.), евангелическо-лютеранская церковь Святого Иоанна (1915); виллы полковника М. А. Де-Симона (1896; перестроена в 1904 для нового владельца И. М. Алоизи в мавританском стиле, архитектор А. В. Синицын) и князя А. К. Шервашидзе (1907), дом Х. К. Самуриди (1912, архитектор А. В. Модрах; ныне Абхазский институт гуманитарных исследований имени Д. И. Гулиа), гостиница «Рица» (архитектор А. Баммэ), здание городской администрации (оба сооружения – 1914, с элементами модерна).

Литературная жизнь

Сухум стал одним из литературных центров Абхазии в первые десятилетия 20 в. Одним из организаторов литературной жизни города выступила Ю. Л. Балбашевская, начальница сухумской женской гимназии, где существенное внимание уделялось изучению абхазского языка наряду с русским и другими языками. По инициативе Балбашевской и основоположника абхазской художественной литературы Д. И. Гулиа при гимназии был организован литературно-драматический кружок, посещавшийся не только преподавателями и ученицами гимназии, но и преподавателями других учебных заведений города, писателями.

С чтением своих стихов в кружке выступал друживший с А. А. Блоком поэт-символист, прозаик, критик, литературовед, педагог и археолог В. И. Стражев (1879–1950), более 10 лет живший и работавший в Сухуме (с 1916 преподаватель в реальном училище, с ноября 1917 – в учительской семинарии, с 1921 заведующий подотделом искусств при Наркомпросе ССР Абхазии). Кроме того, в начале 1917 г. Стражев прочёл в Обществе любителей природы лекцию «Жизнь и творчество Джека Лондона», в 1921 г. принял участие в вечере памяти Блока, в 1922 г. – в вечере, посвящённом годовщине смерти Л. Н. Толстого.

Кружком при гимназии Балбашевской с 1916 г. издавался рукописный журнал «Молодые порывы», в котором публиковались стихи, драматические произведения, материалы по педагогической деятельности, статьи о крупнейших русских писателях (например, о Ф. М. Достоевском), деятелях культуры и др.

В 1917–1921 гг. собрания живших в Сухуме русских писателей проходили в пансионе А. И. Арзамасовой, где с 1918 г. размещались открытая художником А. К. Шервашидзе (Чачба; 1867–1968) первая в Абхазии детская художественная школа, театральные курсы при Сухумском артистическом обществе и художественное сообщество, куда входили Н. Н. Евреинов, Н. И. Бутковская (1878–1948), жена Шервашидзе, актриса, театральный режиссёр и издатель, и др. Другим местом собраний литературных деятелей в Сухуме в конце 1910 – начале 1920-х гг. был театр Алоизи. В ноябре 1918 г. в театре прозвучал доклад Стражева «Лирика женской души (Анна Ахматова и Мариэтта Шагинян)».

В первые годы после установления в Абхазии советской власти (1921) в Сухуме побывали многие русские писатели, в том числе В. В. Каменский, К. А. Федин, А. А. Фадеев, С. А. Есенин, И. Э. Бабель. В 1922 г. в городе несколько месяцев жил и работал в Союзе кооперативов Абхазии К. Г. Паустовский. В 1929 г. Сухум посетили М. Горький и В. В. Маяковский, в 1932 г. – С. Я. Маршак, гостивший у своего друга, отоларинголога А. С. Грица (1899–1953).

Наиболее значимые события в жизни Сухума нашли отражение в творчестве абхазских и русских писателей. Так, открытию на Сухумской горе парка имени В. И. Ленина (ныне городской парк), где на площади в 32 га было высажено около 100 тыс. декоративных деревьев и кустарников, посвящено стихотворение Гулиа «Рождение горы» (1951) и статья М. С. Шагинян «Сухумская гора», опубликованная в газете «Известия» (5 июля 1951).

В настоящее время в Сухуме работает Литературно-мемориальный музей Д. И. Гулиа, открытый в 1974 г. в доме, где поэт жил в 1912–1960 гг.

-2