Пожалуй, нет такой сферы человеческой деятельности, которую не попытался бы реформировать русский царь Пётр I. Реформы этого могучего и энергичного государя затронули буквально всё - от судостроения и летоисчисления до моды и системы образования. И, конечно же, они не могли не коснуться архитектуры.
В личной библиотеке царя Петра имелось 53 альбома с видами западноевропейских городов и 94 книги по истории классической архитектуры, в том числе знаменитые произведения Витрувия и Палладио.
Стоит отметить, что к концу XVII века феодально-патриархальная Московская Русь существенно отставала в своём социальном прогрессе от крупнейших европейских держав того времени, уже успевших шагнуть в эпоху капиталистических отношений. Там ослабление позиций католической церкви привело к бурному развитию науки и стремительному росту производительности труда.
Необходимость реформ прекрасно понимали как отец, так и старший кровный брат Петра Алексеевича, однако именно Петру было суждено решительно окунуть Россию в пучину преобразований, окончательно разделив ее историю на "допетровскую" и "послепетровскую".
В своих архитектурных изысканиях, молодой царь вдохновлялся зодчеством Северной и Восточной Европы, страны которой он посетил в ходе своего "великого посольства".
Дома, соборы и общественные здания торговых городов Голландии, Германии, Польши и Литвы отличал весьма сдержанный деловой стиль - стиль не аристократии, а молодого нарождающегося класса бюргеров-капиталистов. Ему были чужды роскошь и избыточная помпезность. Основные присущие ему качества - строгость и аккуратность. Капиталисты начала XVIII века, в отличие от современных нам, ещё не являлись привилегированным слоем общества, ведь почти вся получаемая ими прибыль шла в оборот. А потому они в основной своей массе были бережливы и предпочитали не тратить деньги на бессмысленное украшательство.
Именно такой стиль и был заимствован Петром I при строительстве его Северной столицы. В стиле, названном позже "Петровское барокко", были отстроены Петропавловский собор, здание Кунсткамеры - первого в России музея, Дворец двенадцати коллегий, Дворец Меньшикова на Васильевском острове и многие другие ранние петербургские постройки.
Отличительными чертами "Петровского барокко" можно считать ломаные вальмовые (четырехскатные) кровли, выступающие на фоне стен пилястры (прямоугольные в сечении вертикальные выступы), украшенные рустом углы зданий, сдержанность декора и основательность пропорций.
В более консервативной Москве новый стиль не получил столь широкого распространения. Однако, здание, построенное в этом стиле, можно встретить даже на территории нашего Ленинского городского округа Подмосковья.
Речь идёт о Храме Троицы Живоначальной в селе Троицком-на-Обитце, переименованном после Революции в поселок Измайлово.
Новый каменный храм был построен в 1730-е годы на месте старой сгоревшей церкви по приказу владельца этих земель графа Михаила Гавриловича Головкина - сенатора, тайного советника, надзирателя за Монетной канцелярией и видного вельможи при дворе императрицы Анны Иоанновны.
Стоит отметить, что жизнь знатного вельможи "эпохи дворцовых переворотов" была сопряжена с большим риском.
Как-то Михаил Гаврилович решил передать Великой Княжне Анне Леопольдовне письмо с рекомендацией объявить себя российской императрицей, отправив другую претендентку на престол - Елизавету Петровну - в монастырь.
Однако человек, которому граф доверил передачу письма, в итоге оказался подкуплен его конкурентами и благополучно передал секретное послание... самой Елизавете Петровне. Как говорится, "это фиаско, братан".
Неудивительно, что с приходом последней к власти, М.Г. Головкин был незамедлительно сослан в Сибирь, где он и окончил свои дни.
Жена опального графа Екатерина Ивановна Головкина самоотверженно и добровольно отправилась в ссылку за своим мужем. После смерти супруга ей были возвращены конфискованные у него Подмосковные имения, в том числе окрестности села Булатниково. Но это уже будет тема для нашей следующей статьи по истории архитектуры.
#ЛГО_культура
#ЛСА
#Подмосковье
#Видное
#Булатниково
#Измайлово
#история
#архитектура