Центральная Азия в последнее время становится одним из важнейших регионов мира, поэтому вокруг него разворачивается геополитическое соперничество ключевых игроков, стремящихся опередить друг друга и снискать расположение политических элит региона. По большому счету здесь все давно ясно, поскольку Россию с государствами Центральной Азии связывают вековые экономические, политические и культурные отношения, поэтому она вне конкуренции. Тем не менее, государства Запада стремятся ослабить влияние России и в этом регионе, предпринимая попытки наладить диалог с расположенными здесь государствами, повышая уровень контактов с ними, желая хотя бы частично наверстать то, что давно уже упущено.
Исправить ситуацию вслед за США, ЕС, Южной Кореей, Японией, Индией и Китаем решили и британцы, намереваясь провести в начавшемся году встречу на высшем уровне в формате «С5+1». С этой целью комитет по иностранным делам нижней палаты британского парламента подготовил доклад «Страны на перепутье: участие Великобритании в Центральной Азии», в котором характеризуется внутриполитическая ситуация в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане, анализируется отсутствие собственной стратегии Соединенного Королевства в регионе и даются практические рекомендации для правительства по эффективному изменению ситуации. Другими словами, Великобритания готовится совершить внешнеполитический рывок в Центральную Азию, а авторы парламентского доклада предлагают правительству «быть смелее и амбициознее в вопросах торговли, прав человека, культурных обменов, регионального сотрудничества в целом».
В документе, состоящем из восьми глав, утверждается, что «более активное участие страны в Центральной Азии не только может быть потенциально взаимовыгодным, но и должно рассматриваться в качестве геополитического императива».
Предотвратить возрастающее влияние России и Китая в регионе авторы доклада советуют посредством «последовательного дипломатического взаимодействия на высоком уровне». На встрече в формате «С5+1» лидеров государств Центральной Азии с премьер-министром Великобритании, если она состоится, скорее всего будут обсуждены вопросы расширения экономического взаимодействия и углубления инвестиционного сотрудничества, предотвращения параллельного импорта в Россию из-за возможного введения вторичных санкций. Короче, британский премьер, если ему предоставится такая возможность, будет поучать лидеров государств Центральной Азии, как надо вести себя с Россией, обещая взамен то, что выполнить вряд ли сможет.
Британскому премьеру было бы логично любым способом утвердиться в глазах центральноазиатских лидеров в качестве сторонника налаживания прагматичных связей с государствами региона в области безопасности, экономики, торговли, энергетики, транспорта и экологии. Только сделать это Риши Сунаку или кому-то другому не удастся, поскольку Великобритания является географически экстерриториальным государством, находящемся от Центральной Азии на приличном расстоянии. Регион намного больше заинтересован в стратегическом сотрудничестве в двухсторонних или многосторонних форматах с находящимися рядом Россией и Китаем через ШОС, ОДКБ и Евразийский экономический союз, что является для него приоритетом.
Участие в диалоге в формате «С5+1» с другими игроками, неожиданно вспомнившими о давно потерянном для себя регионе, служит лишь вежливым действием, направленным на привлечение их внимания и возможных инвестиций, которые будут способствовать развитию государств Центральной Азии.
Предложить Центральной Азии то, что предлагают Россия и Китай, ни одно западное государство не способно, поэтому больших иллюзий британское правительство относительно того, что оно здесь может оказаться более успешным, чем кто-либо другой с Запада или Востока, питать не должно, несмотря на то, что очень хочется.
Автор: Александр Черный