Найти тему

О ТЕЛЕСНОЙ КРАСОТЕ

Святитель Иоанн Златоуст:

"Для чего же Бог создал красоту? Послушай другого, который говорит: «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем.13:5). Так можно видеть, что и в нашем теле многое существует не только для пользы, но и для красоты; цвета и краски существуют для красоты, а не для одной пользы; можно быть и черным, и ничего не терять в смысле пользы. И волосы у нас для красоты, как и Павел говорит: «если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор.11:14). 

И шея прямая и имеющая соразмерную величину, и все прочее дано нам для благообразия, так что, если отнимешь что-нибудь малое от целого, испортишь красоту, а польза останется. Потому и для красоты особенно Создатель устроил у нас это животное (тело), и не только это, но и все прочие. Впрочем, одним Он дал красоты больше, другим меньше; а многим уже после рождения сообщает приятность, которой они прежде не имели. И в самом положении членов ты можешь усматривать красоту, – например, в том, что глаза находятся наверху, подобно радуге, и имеют гладкую круглоту, разнообразие цветов, правильность, чистоту, белизну. Но скажут: красота бывала соблазном?

 Не по собственной своей природе, а по легкомыслию соблазняющихся. «Отвращай око твое от женщины благообразной, – говорит Премудрый, – и не засматривайся на чужую красоту» (Сир.9:8). Не сказал просто: «не засматривайся», но прибавил: «на чужую красоту»; следовательно он одобряет наслаждение собственною. Почему Иосифу красота не послужила во вред, не сделала его изнеженным, не исполнила гордости и тщеславия? 

«Утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, – говорит Премудрый, – любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5:18–19). И красота служит союзом брака, – потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение. Отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. 

Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, – говорится в Писании, – что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену".