Политическое землетрясение в “Старой Европе”
#ес #пустьсильнеегрянетбуря
Часть II. Элизабет Борн: Повышенная “токсичность” для президента
Французский телерадиоканал BFMTV 4 января сообщил, что президент Франции Эммануэль Макрон рассматривает возможность перестановок в правительстве в ближайшие дни. По данным телеканала, премьер-министр Элизабет Борн может покинуть свой пост, а в правительстве появятся новые лица.
BFMTV предполагает, что перестановки могут состояться уже в этот уик-энд, о чем свидетельствует перенос 1-го в Новом году заседания правительства, которое должно было состояться 3 января.
По другой версии Макрон хочет дождаться 17 января – даты вынесения приговора в отношении министра труда Оливье Дюссо, обвиняемого в фаворитизме [продвижение “своих людей” во власть].
Если его признают виновным, он уйдёт в отставку, что откроет возможность для перестановок.
Согласно данным социологической службы Odoxa, 66% французов выступают за уход Элизабет Борн. Французы считают, что действующему премьеру безразличны проблемы граждан, а также называют ее некомпетентной и не готовой к диалогу с обществом.
По мнению “Вавилон 2.0”, премьер Франции Элизабет Борн просто исчерпала все возможные лимиты “непопулярных мер”, наиболее спорным из которых явилась пенсионная реформа с увеличением возраста выхода на пенсию.
А так как в Национальной Ассамблее нет пропрезидентского большинства, и Борн возглавляет т.н. “правительство меньшинства”, то все эти непопулярные меры многократно приходилось вводить в действие через статью 49.3 Конституции, – решением правительства.
У парламента в такой ситуации появляется право вынесения вотума недоверия, но левым и правым оппозиционным группам не удается консолидироваться; кроме того, часть оппозиционных республиканцев выступала против отставки правительства.
Единственным компромиссом Борн с правой оппозицией стало принятие закона об иммиграции, который сломал многолетний тренд на “либерализацию” и отменил основополагающий принцип французского республиканизма – получение гражданства по месту рождения, а также ограничил принцип воссоединения семей.
Кроме того, даже законно попавшие во Францию иностранцы для получения права на соцвыплаты, должны теперь прожить в стране какое-то время.
Против принятия этого закона выступали не только многочисленные левые, но и часть либералов, входящих в правящую коалицию, и для его принятия Кабинет Борн вынужденно пошёл на компромиссы с “Национальным объединением” Мари Ле Пен, что, соответственно, привело к ужесточению формулировок.
В итоге, закон получился весьма “популярным” – 70% французов в той или иной степени удовлетворены им.
Абсолютное большинство французов считают этот закон эффективным для:
высылки иностранцев, представляющих угрозу – 69%;
борьбы с нелегальной иммиграцией – 63%;
лучшей интеграции иностранцев – 54%.
Разумеется, наибольшую поддержку закон имеет у сторонников Мари Ле Пен и, объективно, играет на руку крайне правым.
Но, буквально сразу же, правительство приняло “непопулярный” бюджет на 2024 год по процедуре “49.3”, без голосования в парламенте.
Не удивительно, что не имеющее достаточной поддержки в парламенте и негативно воспринимаемое в обществе правительство является “токсичным” для президента Макрона. Лидер Франции сохранил ядро своего электората 1-го тура мая 2022 года [79% от проголосовавших за него], но из голосовавших за него во 2-м туре лишь половина [54%] готова повторить свой выбор.
P.S. Согласно упомянутому выше опросу Odoxa, самым популярным среди потенциальных кандидатов на пост премьера стал министр национального образования и по делам молодежи Габриэль Атталь – 36% поддержки. На 2-м месте – министр экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Брюно Ле Мэр – 31%.
И только 10% поддерживают кандидатуру главы военного ведомства Себастьян Лекорню, которого французские СМИ называют фаворитом президента Эмманюэля Макрона и наиболее вероятным следующим премьером. No comments!