Мои родители ненавидели друг друга. Ненавидели от всего сердца. Ненавидели не скрывая. Каждое утро в семье начиналось скандалом..
- Вот что ты тут опять стоишь?
- Чайник жду! Где мне стоять?
- Где хочешь! Только не здесь!
- Неужели так трудно убрать зубную пасту на место?
- А куда я её опять не туда убрал?
- Пойдём, пойдём покажу!
- Рая, Рая, где опять все мои носки, б...я? Куда ты их дела?
- Куда, куда? Где бросил, там и возьми!
В эти моменты хотелось закрыть уши руками и залезть под стол. Сестра была старше на 6 лет, на целых 6 лет, тогда эти 6 лет казались целой пропастью.. Она уныло ела кашу, сцены, которые устраивали родители, её совсем не волновали. В ушах вставлены наушники, сидя на противоположном конце стола, я слышу какая играет у неё музыка:
Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене
И я вижу свежие шрамы на гладкой, как бархат, спине
Мне хочется плакать от боли или забыться во сне
Где твои крылья, которые так нравились мне
Наблюдаю за ней, завидую. Вот хлопает входная дверь, так сильно, что молоко в моём бокале пляшет, разбегается аккуратными ровными кругами, ударяется о препятствие и успокаивается.. Мать заходит на кухню, продолжает высказываться:
- Негодяй! Как мне это всё надоело! Неужели так сложно с вечера приготовить себе одежду! Опять обед забыл, будет теперь голодный! Вот почему, почему он такой! Лучшие годы моей жизни - украдены..
- Мам, - сестра вставляет в плеер другую кассету - почему вы не расстанетесь? - равнодушно жмёт плечами.
От слов сестры становится страшно. Я вижу как меняется лицо матери, краска медленно ползёт по щекам. Воздуха становится мало, не могу выдавить из себя даже писк..
- Ты.. Ты.. Ты.. Дети должны расти в полноценной семье! Что ты понимаешь! Не смей так со мной разговаривать!
Мать что-то говорит ещё, сестра вновь включает музыку, кивком головы показывает мне что пора в школу. Я обуваюсь в прихожей, завязываю шнурки на кедах. Мама учит сестру жизни громкими криками из кухни, та ухмыляется в ответ. Облокотилась о входную дверь, жвачку жуёт, руки на груди сложены. Крутая она у меня, даже ветровку не застёгивает, хотя на улице поздняя осень. Вот мы выходим в подъезд, она шутя натягивает мне шапку прям на глаза, подмигивает.. Бодро спускается по лестнице, я плетусь следом, слушаю её музыку:
Но если есть в кармане пачка сигарет
Значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день
И билет на самолёт с серебристым крылом
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень
Сейчас Юлька будет кур@ить, стоя за углом, а я следить, чтобы её никто не увидел.. мне не разрешает, сказала : увижу - уши вырву..
* * * *
Вечером отец забирает меня с продленки. Люблю шахматы, хожу в школе на кружок. Честно, не столько люблю сами шахматы, сколько тишину, которая живёт в кабинете.. Все сосредоточены на игре, следят за соперником, погружены в свои мысли. Даже наблюдатели не дышат.. такая тишина, что слышно как потрескивает лампа в светильнике на столе преподавателя. Уходить не хочется, можно спокойно сделать уроки, делая вид что ждёшь своей очереди в партию..
- Чего так долго? - спрашивает отец, когда я сажусь в машину - нам ещё в магазин заехать надо, а то мать всю плешь проест. Всю жизнь одно и тоже, одно и тоже каждый день. Я взрослый мужчина, а как маленький к мужиками на рыбалку отпрашиваюсь. На лодку вон денег опять зажала.. Ладно бы пил, да гулял, бил бы.. Так ведь нет! Лишь бы пилить.. Я ведь всё в дом, всё для..
- Пап, а можно мне плеер, как у Юльки?
Знаю ответ заранее: маленький ещё! Просто смотрю в окно, мне неинтересен монолог отца. Знаю его наизусть, слушаю 5 дней в неделю.. А за стеклом жизнь: жёлтые листья медленно осыпаются с деревьев, кружат в печальном танце, падают в лужи на дороге, смешиваются с грязью и погибают.. В мыслях играет одна из любимых Юлькиных песен:
Осень, в небе жгут корабли
Осень, мне бы прочь от земли
Там, где в море тонет печаль
Осень — тёмная даль
Вечером, сидя за уроками, вновь слушаем как ругаются родители. Отец просится на рыбалку, мать твердит про дачу. Юлька достаёт из кармана жвачку, протягивает мне, улыбается половиной лица.. Жвачку я не люблю, ей верну, а вот фантик.. Фантастика! Именно его не хватало в моей коллекции! Достаëм альбом, аккуратно приклеиваем.. Юлька смотрит, как я долго вожу по нему пальцем, рассматриваю.. На кухне что-то разбилось.. Она гладит меня по волосам, обнимает, даёт наушники.. Мне бы радоваться, что можно послушать музыку, но нет.. плохой знак - значит сейчас будет скандал, который мне лучше не слышать.. Я натягиваю их, закрываю глаза:
Что такое осень — это ветер
Вновь играет рваными цепями
Осень, доползём ли, долетим ли до ответа?
Что же будет с Родиной и с нами?
Осень, доползём ли, долетим ли до рассвета?
Осень, что же будет завтра с нами
* * * *
В тот день я долго сидел в вестибюле школы. Ребята давно разошлись по домам. Баба Шура уже пол домыла, ворча на меня за грязь под ногами. Отец почему-то не приехал, а баба Шура, поговорив с кем-то по телефону, напоила меня чаем и дала пирожок. Пирожок вкусный, с картохой.. только пахнет плохо: белизной и половой тряпкой.. это запах рук бабы Шуры. Пока я ел, она смотрела на меня и тяжело вздыхала. Она у нас такая, вроде злая, а вроде добрая.. даже директор её побаивается..
- Юрка, Юрочка, - Юлька забежала, громко хлопнула дверь - иди ко мне - обняла и заплакала.
А потом суматошно помогала натянуть шапку, шарф, варежки. Спрашивала всё ли со мной хорошо. Трогала руки и ноги. Раз 100 сказала спасибо бабе Шуре. Я обернулся, когда мы выходили из школьных ворот, баба Шура выглядывала из-за двери и крестила воздух.. сумасшедшая..
Юлька шла торопливо. Тянула меня за руку. Потом долго пряталась за углом.
- Мать орать станет, - я не выдержал.
- Не станет, - ответила сестра, голос дрожал - ей не до нас. Отец в аварию попал. Чудом выжил, говорят. Теперь точно развод.
- Почему? - всхлипнул я, было страшно от слова "развод" и отца жалко.
- Глупый, - остановилась и посмотрела мне в глаза - он теперь инвалидом останется, а она его и так не любит. Зачем ей это?
Засыпали в ту ночь мы одни дома. Было тепло, но всё равно била мелкая дрожь. Снились кошмары.
Утром мама сидела за кухонным столом. Глаза красные и туманные. Её плечи осунулись. Тогда, в ярком солнечном свете, первый раз заметил её седые волосы. Несколько прядей упали ей на лицо, светились волшебным серебром..
- Всё будет хорошо, - обняла меня, прижался к мокрой её щеке, про страшно слово "развод" спросить не решился.
Он вернулся домой через полгода. Мама всё это время пропадала у него в больнице. Юлька следила за мной, готовила и убирала. Отец вернулся на своих ногах, но стоял не твёрдо, будто на ходулях. Ложка дрожала в его руках, еда падала, чай проливался. Мать не замечала, или делала вид. Восстановился только через год. Бабушка когда приезжала, часто плакала и благодарила маму, твердила, что это сила её любви отца спасла..
* * * *
- У матери рак, - Юлька сидела напротив - знаешь что это значит?
Всегда удивлялся её спокойствию в любой ситуации. Кивнул. Юльке хорошо, она уже взрослая, студентка. Живёт в общаге, дома бывает редко. Когда отец попал в аварию, дома было тихо.. Я думал так будет всегда, но нет.. Они так же ругаются, только кричат чуть тише, да посуда бьётся реже.. ну или у меня просто появился плеер..
- Теперь точно мать одна останется, - рассуждает сестра и смотрит в окно - отец не будет с ней возится. Больная жена никому не нужна..
Мать похудела, цвет лица стал каким-то грязным, руки превратились в безвольные нити, волос на голове не осталось.. Отец, с утра перед работой, варил ей бульон. Кормил из ложечки и читал свежую газету. Она перебирала его, в миг посидевшую, шевелюру тонкими пальцами. Отец целовал её в лоб и уезжал. В обед приезжал и всё повторялось. Всегда сопровождал её на все процедуры. Приезжал из больницы поздно ночью, не раздеваясь падал на постель. Я старался справляться сам, боялся мешать.. Через год на щеках матери появился румянец. Они гуляли с отцом на балконе нашей квартиры. Он грел её руки своим дыханием, а она смеялась..
* * * *
Мы давно с Юлькой взрослые. У каждого из нас есть семьи. Родители уже на пенсии. Купили себе дом за городом. У него теперь рыбалка рядом, у неё огород. Приезжаем в гости часто, все праздники справляем у них. Выхожу утром, только проснувшись, заглядываю тихо на кухню..
- Вот что ты тут встал, а?
- А где мне встать-то, б... ь? Блины ж здесь стоят, вот и я стою рядом!
- Это я детям! - слышу, как хлопает полотенце по спине отцу - лишь бы мешать!
- Где опять моя кружка? - ворчит он.
- Где бросил, - язвит мать..
Усмехаюсь.. Вот такая жизнь нелюбимых.. Мам, пап! Живите долго! Ссоритесь! Кричите! Бейте посуду! Только не болейте..
Помолимся за родителей, за всех живых и небожителей,
И в час, когда станет холодать, их души свечами согреем
Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас..
* * * *
Любовь - она ведь разная бывает.. Любите, любите как умеете.. Берегите друг друга! Всем добра!