Восхищаясь шедеврами русской живописи XVIII-XIX веков, мы не всегда осознаём тот факт, что до реформ Петра l, светской живописи на Руси не существовало. Об этом вспоминаешь проходя по первым четырём залам Русского музея, в которых расположена экспозиция древнерусского искусства XII-XVII веков.
В то время как в Европе уже творили или начинали творить Ботичелли, да Винчи, Рафаэль, Босх, Тициан, на Руси существовало церковное искусство, основными направлениями живописи, сосредоточенной при монастырях, были икона и фреска, выполняемые в рамках строгих византийских канонов.
Церковный канон начал самопроизвольно складываться в III веке и формировался в течение нескольких столетий, а во времена Вселенских соборов V-VII веков, был узаконен. Под строгую регламентацию подпадали священные тексты, обряды, изображения и весь уклад церковной жизни. Постепенно церковное искусство избавлялось от влияния эллинской культуры, натуралистическое изображение уступило место символическому, из церковной живописи ушла светотень практикуемая древними греками.
Нужно понимать, что икона не является картиной, изображающий земной мир, она выполняет роль связующего звена между человеком и миром Небесным, а изображение Неземного мира требует иных художественных приёмов.
У изображаемых фигур отсутствует привычный нам объем, они как бы воздушны, бестелесны.
Краски накладываются на каждый объект локально, чистым цветом, без полутонов - лица, волосы, одежда, предметы имеют свои определенные, чаще всего канонические цвета, которые глубоко символичны: белый означает чистоту и непорочность, красный - жертвенность и власть, голубой - символ неба, зелёный - цвет жизни и вечного обновления, коричневый - отрешённость от мирской суеты, золотой - Божественое сияние.
Складки одежды и волосы обозначаются линиями и штрихами, наложенными поверх основного цвета, лица и руки высветляются той же краской, но более светлого тона, наиболее выступающие черты подчеркиваются мазками белил, а границы фигур и предметов очерчиваются контурной линией. Лица святых так же нереалистичны, глаза широко распахнуты, потому что это не лица, а лики. Положение фигур, жесты рук так же глубоко символичны и так же регламентируются, порой фигуры словно парят в воздухе едва касаясь ногами земли, ведь в Небесном мире не действуют земные законы и закон всемирного тяготения тоже.
Отсутствует прямая линейная перспектива, по законам которой предметы уменьшаются по мере удаления, а все линии изображения сходятся в одной точке горизонта. У иконписцев мы наблюдаем нечто похожее на обратную перспективу, где линии изображения сходятся не на горизонте, а к стоящему перед иконой, словно открывая врата в мир иной. Тут же вспоминаются слова Спасителя о тесных вратах ведущих в вечную жизнь. "Нечто похожее", потому что она не всегда геометрически верна, думается что древние мастера, пытаясь изобразить абстрактное, действовали интуитивно, что неудивительно , поскольку методы линейной перспективы были продемонстрированы лишь в начале XV века итальянскими художниками и архитекторами эпохи Раннего Возрождения.
С приходом христианства, на Русь пришёл и живописный канон, для росписи храмов и написания икон приглашались византийские мастера, привозились образцы и шаблоны для иконописных мастерских, создаваемых при монастырях. Надзор за духовным воспитанием иконописцев осуществляли духовные старцы. Перед написанием каждой новой иконы мастер должен был месяц поститься, надеть чистую рубаху и только после этого приступить к работе.
К сожалению иконы и росписи той поры были практически уничтожены во время ордынского нашествия, чудом уцелели лишь немногие.
В первом зале экспозиции древнерусского искусства представлены древнейшие иконы XII-XIII веков:
Конец XIV века стал временем свержения ордынского ига и началом духовного возрождения Руси. Именно в этот период формируется свой, особый, русский стиль иконописи, основоположниками которого по праву считаются два русских мастера: Феофан Грек (около 1340 — около 1410 гг.) и Андрей Рублев (около 1360 – 29 января 1430 гг.)
Духовные искания и противоречия двух великих русских мастеров отражены в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев", первоначальное название фильма "Страсти по Андрею".
Феофан Грек, будучи родом из Византии, за что и получил свое прозвище, был представителем византийской-палеологовской традиции в живописи, для его произведений характерна одухотворённая патетика образов, динамика и живописность. Христос в его работах предстаёт не как добрый пастырь, а как грозный судия, ибо "все подлости на земле люди уже свершили" и заслуживают лишь Страшного суда. "Я Господу служу, а не людям" - говорит он Андрею.
Сохранились свидетельства, что византийский мастер был не только замечательным художником, который писал свободно, невзирая на образцы, но и незаурядной личностью - он проповедовал с лесов и остроумно отвечал на вопросы людей, которые толпами приходили в собор, где он писал фрески.
Одной из известнейших работ Феофана Грека является знаменитая Донская икона Божьей матери, которая по преданию была вручена Дмитрию Донскому в канун Куликовской битвы и в день битвы - 8 сентября 1380-го года, Донская икона находилась среди русского войска.
Икона двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение Богоматери.
К другим наиболее известным работам Феофана Грека относят икону Преображение Господне.
Спас Вседержитель - роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода.
Троица, которая так же была написана для церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода, в 1378 г. К настоящему времени полностью не сохранилась
О жизни Андрея Рублева сохранилось мало сведений, принято считать, что он был послушником Троицкого монастыря и возможно застал живым Сергия Радонежского (3 мая 1314 – 25 сентября 1392 гг.), в любом случае, великий святой, сыгравший огромную роль в пробуждении Руси оказал влияние на становлении Рублева как иконописца, отсюда молитвенная глубина икон и их глубокий богословский смысл. В то тяжёлое время, когда на Руси с одной стороны бесчинствовали татары, а с другой беспредельничали собственные князья, Рублев писал иконы наполненные неземной красотой, гармонией и состраданием.
Потому и отказывается он писать картины Страшного суда в Успенском соборе: "Да не могу я все это писать! Противно мне, понимаешь? Народ не хочу распугивать» - говорит он Феофану Греку. Работы Рублёва - это обращение к божественному началу в самом человеке, о котором тот вспоминает всё реже и реже: «…напоминать им нужно почаще, что люди они, что русские, одна кровь, одна земля».
Можно возразить, что фильм Тарковского является всего лишь художественным вымыслом и на самом деле всё было совсем иначе. Безусловно, фильм основан на скупых сведениях о жизни двух великих русских мастеров, дошедших до нас. Но остались их произведения, которые явлются главным свидетельством двух тенденций в подходе к искусству и вообще к вере, которые не менее, а может быть и более актуальны по сей день: страх наказания или потребность любви и сострадания, идущая из глубины души.
Среди наиболее известных работ Андрея Рублева можно назвать икону Богоматерь Умиление.
Иконы Звенигородского чина: Спас Вседержитель
Архангел Михаил
Апостол Павел
И конечно же знаменитая Рублёвская Троица
Иконы писались преимущественно на досках, в качестве грунта использовался левкас - состав, который изготовливаялся из мела и рыбьего (осетрового) клея. Писали темперой - краской, замешанной на яичном желтке. Сверху, для сохранности, иконы покрывали олифой, которая с годами темнела и доски использовали повторно или поверх олифы вновь прописывали уже имеющееся изображение, зачастую новый художник вносил в икону свои коррективы.
Таким образом, многие шедевры древнерусской живописи были скрыты от нас вплоть до начала XX века, когда реставраторы получили доступ к иконам и научились снимать слои олифы не повреждая авторский слой, так уж получилось, что именно XX век - век атеизма открыл для нас сокровища древнерусского искусства. Так миру явилась и Рублёвская Троица когда с иконы был снят золотой, с драгоценными камнями Годуновский оклад и не менее трех потемневших исторических слоёв.
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных в нашей стране, оно насчитывает около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции представлены наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле. Приведу здесь лишь некоторые из них, заинтересовавшие меня на этот раз, которые могут дать представление о направлениях и особенностях развития древнерусского иконописного искусства:
Современному человеку, в той или иной мере знакомому с произведениями русской и мировой живописи, не так уж просто понять древнерусское искусство. Нужно уяснить тот факт, что оно не было всего лишь простым и примитивным этапом на пути к светской живописи, а основная роль иконы не в том , что она явилась предтечей портрета, древнерусские мастера писали так не потому что не умели писать, на самом деле, иконопись - это особый вид высокого искусства средневековой Руси.
Что же может роднить нас с нашими далекими и во многом непонятными нам предками? Ответ всё тот же - чувство красоты, она в неповторимой гармонии линий и сочетании чистых цветов, композиции и положении фигур передающих нам состояние покоя и умиротворения, ощущении того что мир Небесный всё так же смотрит на человека и так же, как и прежде понимает его.