Найти тему
АртТеррия

Русский музей: размышления о древнерусском искусстве.

Восхищаясь шедеврами русской живописи XVIII-XIX веков, мы не всегда осознаём тот факт, что до реформ Петра l, светской живописи на Руси не существовало. Об этом вспоминаешь проходя по первым четырём залам Русского музея, в которых расположена экспозиция древнерусского искусства XII-XVII веков.

В то время как в Европе уже творили или начинали творить Ботичелли, да Винчи, Рафаэль, Босх, Тициан, на Руси существовало церковное искусство, основными направлениями живописи, сосредоточенной при монастырях, были икона и фреска, выполняемые в рамках строгих византийских канонов.

Церковный канон начал самопроизвольно складываться в III веке и формировался в течение нескольких столетий, а во времена Вселенских соборов V-VII веков, был узаконен. Под строгую регламентацию подпадали священные тексты, обряды, изображения и весь уклад церковной жизни. Постепенно церковное искусство избавлялось от влияния эллинской культуры, натуралистическое изображение уступило место символическому, из церковной живописи ушла светотень практикуемая древними греками.

Нужно понимать, что икона не является картиной, изображающий земной мир, она выполняет роль связующего звена между человеком и миром Небесным, а изображение Неземного мира требует иных художественных приёмов.

У изображаемых фигур отсутствует привычный нам объем, они как бы воздушны, бестелесны.

Краски накладываются на каждый объект локально, чистым цветом, без полутонов - лица, волосы, одежда, предметы имеют свои определенные, чаще всего канонические цвета, которые глубоко символичны: белый означает чистоту и непорочность, красный - жертвенность и власть, голубой - символ неба, зелёный - цвет жизни и вечного обновления, коричневый - отрешённость от мирской суеты, золотой - Божественое сияние.

Складки одежды и волосы обозначаются линиями и штрихами, наложенными поверх основного цвета, лица и руки высветляются той же краской, но более светлого тона, наиболее выступающие черты подчеркиваются мазками белил, а границы фигур и предметов очерчиваются контурной линией. Лица святых так же нереалистичны, глаза широко распахнуты, потому что это не лица, а лики. Положение фигур, жесты рук так же глубоко символичны и так же регламентируются, порой фигуры словно парят в воздухе едва касаясь ногами земли, ведь в Небесном мире не действуют земные законы и закон всемирного тяготения тоже.

Отсутствует прямая линейная перспектива, по законам которой предметы уменьшаются по мере удаления, а все линии изображения сходятся в одной точке горизонта. У иконписцев мы наблюдаем нечто похожее на обратную перспективу, где линии изображения сходятся не на горизонте, а к стоящему перед иконой, словно открывая врата в мир иной. Тут же вспоминаются слова Спасителя о тесных вратах ведущих в вечную жизнь. "Нечто похожее", потому что она не всегда геометрически верна, думается что древние мастера, пытаясь изобразить абстрактное, действовали интуитивно, что неудивительно , поскольку методы линейной перспективы были продемонстрированы лишь в начале XV века итальянскими художниками и архитекторами эпохи Раннего Возрождения.

С приходом христианства, на Русь пришёл и живописный канон, для росписи храмов и написания икон приглашались византийские мастера, привозились образцы и шаблоны для иконописных мастерских, создаваемых при монастырях. Надзор за духовным воспитанием иконописцев осуществляли духовные старцы. Перед написанием каждой новой иконы мастер должен был месяц поститься, надеть чистую рубаху и только после этого приступить к работе.

К сожалению иконы и росписи той поры были практически уничтожены во время ордынского нашествия, чудом уцелели лишь немногие.

В первом зале экспозиции древнерусского искусства представлены древнейшие иконы XII-XIII веков:

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Конец XII века, Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Конец XII века, Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Умиление "Белозерская". Из Спасо-Преображенского собора в г. Белозерске. Первая половина XIII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Умиление "Белозерская". Из Спасо-Преображенского собора в г. Белозерске. Первая половина XIII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Апостолы Петр и Павел. Первая треть XIII века. Происходит из церкви Петра и Павла в Белозерске.  Государственный Русский музей Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Апостолы Петр и Павел. Первая треть XIII века. Происходит из церкви Петра и Павла в Белозерске. Государственный Русский музей Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Святой Николай Чудотворец, с избранными святыми на фоне и полях. Происходит из Свято-Духова монастыря в Новгороде. Первая половина XIII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.
Святой Николай Чудотворец, с избранными святыми на фоне и полях. Происходит из Свято-Духова монастыря в Новгороде. Первая половина XIII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.

Конец XIV века стал временем свержения ордынского ига и началом духовного возрождения Руси. Именно в этот период формируется свой, особый, русский стиль иконописи, основоположниками которого по праву считаются два русских мастера: Феофан Грек (около 1340 — около 1410 гг.) и Андрей Рублев (около 1360 – 29 января 1430 гг.)

Духовные искания и противоречия двух великих русских мастеров отражены в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев", первоначальное название фильма "Страсти по Андрею".

Феофан Грек, будучи родом из Византии, за что и получил свое прозвище, был представителем византийской-палеологовской традиции в живописи, для его произведений характерна одухотворённая патетика образов, динамика и живописность. Христос в его работах предстаёт не как добрый пастырь, а как грозный судия, ибо "все подлости на земле люди уже свершили" и заслуживают лишь Страшного суда. "Я Господу служу, а не людям" - говорит он Андрею.

Сохранились свидетельства, что византийский мастер был не только замечательным художником, который писал свободно, невзирая на образцы, но и незаурядной личностью - он проповедовал с лесов и остроумно отвечал на вопросы людей, которые толпами приходили в собор, где он писал фрески.

Одной из известнейших работ Феофана Грека является знаменитая Донская икона Божьей матери, которая по преданию была вручена Дмитрию Донскому в канун Куликовской битвы и в день битвы - 8 сентября 1380-го года, Донская икона находилась среди русского войска.

Богоматерь Донская, время написания между 1380—1395 годами, Феофан Грек, Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Донская, время написания между 1380—1395 годами, Феофан Грек, Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

Икона двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение Богоматери.

Успение Богоматери, Феофан Грек, 1392 г. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Успение Богоматери, Феофан Грек, 1392 г. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

К другим наиболее известным работам Феофана Грека относят икону Преображение Господне.

Преображение Господне, около 1403 года, Феофан Грек или художники его мастерской. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Преображение Господне, около 1403 года, Феофан Грек или художники его мастерской. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

Спас Вседержитель - роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода.

Спас Вседержитель (1378). Феофан Грек.Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс
Спас Вседержитель (1378). Феофан Грек.Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс

Троица, которая так же была написана для церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода, в 1378 г. К настоящему времени полностью не сохранилась

Троица, 1378 год, Феофан Грек, фреска церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица, 1378 год, Феофан Грек, фреска церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода. Фото из открытых источников Яндекс.

О жизни Андрея Рублева сохранилось мало сведений, принято считать, что он был послушником Троицкого монастыря и возможно застал живым Сергия Радонежского (3 мая 1314 – 25 сентября 1392 гг.), в любом случае, великий святой, сыгравший огромную роль в пробуждении Руси оказал влияние на становлении Рублева как иконописца, отсюда молитвенная глубина икон и их глубокий богословский смысл. В то тяжёлое время, когда на Руси с одной стороны бесчинствовали татары, а с другой беспредельничали собственные князья, Рублев писал иконы наполненные неземной красотой, гармонией и состраданием.

Потому и отказывается он писать картины Страшного суда в Успенском соборе: "Да не могу я все это писать! Противно мне, понимаешь? Народ не хочу распугивать» - говорит он Феофану Греку. Работы Рублёва - это обращение к божественному началу в самом человеке, о котором тот вспоминает всё реже и реже: «…напоминать им нужно почаще, что люди они, что русские, одна кровь, одна земля».

Можно возразить, что фильм Тарковского является всего лишь художественным вымыслом и на самом деле всё было совсем иначе. Безусловно, фильм основан на скупых сведениях о жизни двух великих русских мастеров, дошедших до нас. Но остались их произведения, которые явлются главным свидетельством двух тенденций в подходе к искусству и вообще к вере, которые не менее, а может быть и более актуальны по сей день: страх наказания или потребность любви и сострадания, идущая из глубины души.

Среди наиболее известных работ Андрея Рублева можно назвать икону Богоматерь Умиление.

Богоматерь Умиление, около 1408 года, Андрей Рублев, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.
Богоматерь Умиление, около 1408 года, Андрей Рублев, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Иконы Звенигородского чина: Спас Вседержитель

Спас Вседержитель, около 1410 года, Андрей Рублев. Центральная икона Звенигородского чина. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Спас Вседержитель, около 1410 года, Андрей Рублев. Центральная икона Звенигородского чина. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

Архангел Михаил

Архангел Михаил, 1408 год, Андрей Рублёв. Левая икона Звенигородского чина. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Архангел Михаил, 1408 год, Андрей Рублёв. Левая икона Звенигородского чина. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

Апостол Павел

Апостол Павел, около 1408 года, Андрей Рублёв. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.
Апостол Павел, около 1408 года, Андрей Рублёв. Государственная Третьяковская галерея. Фото из открытых источников Яндекс.

И конечно же знаменитая Рублёвская Троица

Троица, 1411 год, Андрей Рублёв. До недавнего времени икона находилась в Государственной Третьяковской галерее. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица, 1411 год, Андрей Рублёв. До недавнего времени икона находилась в Государственной Третьяковской галерее. Фото из открытых источников Яндекс.

Иконы писались преимущественно на досках, в качестве грунта использовался левкас - состав, который изготовливаялся из мела и рыбьего (осетрового) клея. Писали темперой - краской, замешанной на яичном желтке. Сверху, для сохранности, иконы покрывали олифой, которая с годами темнела и доски использовали повторно или поверх олифы вновь прописывали уже имеющееся изображение, зачастую новый художник вносил в икону свои коррективы.

Таким образом, многие шедевры древнерусской живописи были скрыты от нас вплоть до начала XX века, когда реставраторы получили доступ к иконам и научились снимать слои олифы не повреждая авторский слой, так уж получилось, что именно XX век - век атеизма открыл для нас сокровища древнерусского искусства. Так миру явилась и Рублёвская Троица когда с иконы был снят золотой, с драгоценными камнями Годуновский оклад и не менее трех потемневших исторических слоёв.

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных в нашей стране, оно насчитывает около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции представлены наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле. Приведу здесь лишь некоторые из них, заинтересовавшие меня на этот раз, которые могут дать представление о направлениях и особенностях развития древнерусского иконописного искусства:

Деисус Первая половина XIV века.Происходит из церкви Николы "от Кож" в Пскове. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Деисус Первая половина XIV века.Происходит из церкви Николы "от Кож" в Пскове. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Иоанн Предтеча из Деисусного чина. Константинополь. 1387–1395. Происходит из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Иоанн Предтеча из Деисусного чина. Константинополь. 1387–1395. Происходит из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Святые князья Борис и Глеб. Средняя Русь. Середина – вторая половина XIV века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Святые князья Борис и Глеб. Средняя Русь. Середина – вторая половина XIV века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Крещение. Около 1408 г. Андрей Рублёв и мастерская. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Крещение. Около 1408 г. Андрей Рублёв и мастерская. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Сретение. Около 1408. Андрей Рублёв и мастерская. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Сретение. Около 1408. Андрей Рублёв и мастерская. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскрешение Лазаря. Середина XV века.Происходит из праздничного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскрешение Лазаря. Середина XV века.Происходит из праздничного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскресение — сошествие во Ад с избранными святыми. Псков. Середина — третья четверть XV векаПоступила из Троицкого собора города Острова Псковской области. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскресение — сошествие во Ад с избранными святыми. Псков. Середина — третья четверть XV векаПоступила из Троицкого собора города Острова Псковской области. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV – начало XVI в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV – начало XVI в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Святой Никита, побивающий бесаXVI век. Происходит из Вознесенского женского монастыря в Москве. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Святой Никита, побивающий бесаXVI век. Происходит из Вознесенского женского монастыря в Москве. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Уверение Фомы. Дионисий и мастерская.Около 1500 г. Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Уверение Фомы. Дионисий и мастерская.Около 1500 г. Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Одигитрия.  Около 1502–1503. Дионисий и мастерская. Происходит из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Одигитрия. Около 1502–1503. Дионисий и мастерская. Происходит из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскрешение Лазаря. Мастер Михаил. Строгановская школа. Начало XVII в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Воскрешение Лазаря. Мастер Михаил. Строгановская школа. Начало XVII в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Вход в Иерусалим. Мастер Михаил. Строгановская школа. Начало XVII в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Вход в Иерусалим. Мастер Михаил. Строгановская школа. Начало XVII в. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Рождество Богоматери, из праздничного чина.Тихвин. 1640-е. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Рождество Богоматери, из праздничного чина.Тихвин. 1640-е. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица ветхозаветная. Новгород. Середина XVI века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица ветхозаветная. Новгород. Середина XVI века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Спас Нерукотворный. Вторая половина XVII века. Симон Ушаков. Оружейная палата. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Спас Нерукотворный. Вторая половина XVII века. Симон Ушаков. Оружейная палата. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Владимирская. 1662. Симон Ушаков. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Богоматерь Владимирская. 1662. Симон Ушаков. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Иоанн Предтеча. Икона из Деисусного чина. 1698. Тихон Филатьеа. Оружейная палата. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Иоанн Предтеча. Икона из Деисусного чина. 1698. Тихон Филатьеа. Оружейная палата. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Жены мироносицы у гроба ГосподняПоволжье. Конец XVII века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Жены мироносицы у гроба ГосподняПоволжье. Конец XVII века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Рождество Христово. Вологда. 1701.Марков И. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Рождество Христово. Вологда. 1701.Марков И. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Спас Вседержитель. 1728 Уланов Кирилл. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Спас Вседержитель. 1728 Уланов Кирилл. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Евангелист Иоанн Богослов «в молчании». Поморье. Конец XVIII — начало XIX века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Евангелист Иоанн Богослов «в молчании». Поморье. Конец XVIII — начало XIX века. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица Ветхозаветная. Царские мастерские. 1671. Симон Ушаков. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Троица Ветхозаветная. Царские мастерские. 1671. Симон Ушаков. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Коронование Богоматери. 1733. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Коронование Богоматери. 1733. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Сошествие во ад. 1713. Уланов Кирилл. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Сошествие во ад. 1713. Уланов Кирилл. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Собор Архангелов и Ангелов. 1816. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.
Собор Архангелов и Ангелов. 1816. ГРМ. Фото из открытых источников Яндекс.

Современному человеку, в той или иной мере знакомому с произведениями русской и мировой живописи, не так уж просто понять древнерусское искусство. Нужно уяснить тот факт, что оно не было всего лишь простым и примитивным этапом на пути к светской живописи, а основная роль иконы не в том , что она явилась предтечей портрета, древнерусские мастера писали так не потому что не умели писать, на самом деле, иконопись - это особый вид высокого искусства средневековой Руси.

Что же может роднить нас с нашими далекими и во многом непонятными нам предками? Ответ всё тот же - чувство красоты, она в неповторимой гармонии линий и сочетании чистых цветов, композиции и положении фигур передающих нам состояние покоя и умиротворения, ощущении того что мир Небесный всё так же смотрит на человека и так же, как и прежде понимает его.