Мало кто осознаёт, но наряду с РЖД (железные дороги общего пользования) в России существует сопоставимая по протяжённости сеть железных дорог необщего пользования. По приблизительным подсчётам, ни много ни мало 40 000 километров! В большинстве своём - это частные ветки предприятий небольшой длины. Но есть и крупные независимые системы, достигающие сотен и даже 1000 километров. Одна из них - Монзенская.
В новой серии рубрики железнодорожье, мы отправимся в потаённый лесной край на стыке Вологодской и Костромской областей, чтобы окунуться в удивительный мир стальной магистрали, застывший где-то в середине 20 века.
Монзенская железная дорога возникла в начале 30-х как короткая ветка от глухого разъезда Вохтога магистральной линии СПБ - Вологда - Буй до станции Монза, по которой и получила официальное название. Зимней Москве и другим большим городам не хватало дров и именно отсюда решили возить лес для отопления всесоюзного центра. Весь добываемый здесь лес в первые годы существования ЖД отправлялся на нужды столицы.
Добыча леса продолжалась и дальше, леспромхоз развивался, а вместе с ним росла и "железка", которая организационно являлась цехом предприятия. К концу 80-х МЖД достигла солидной для ведомства длины в почти 300 километров, по ней вывозили до 620 тыс. кубометров леса в год. Даже существовали проекты превращения железной дороги в новую магистраль с выходом на Великий Устюг и включением в МПС.
Монзенская железная дорога достигла таких масштабов, что к ней уже не подходило определение «ветка местного значения». Существовали аналогичные "большой железке" службы, такие как путейцы, вагонники, связисты, были и пассажирские поезда, ведь для посёлков, возникших вдоль трассы, она подчас являлась единственной связью с «большой землёй».
В 90-е - нулевые пришёл конец изобилию. Развитие прекратилось, леспромхоз закрылся, началась деградация всего и вся, объём движения упал, официальные пассажирские перевозки прекратились, но главное дорога уцелела.
До сих пор действует 268 км основных путей. Движение ежедневное и достаточно плотное. Теперь МЖД отдельное предприятие – ООО «МонзаЖелТранс», принадлежащее нескольким компаниям. Монзенский ДОК, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат и Солигаличский известковый комбинат.
Кроме того, это одна из самых интересных точек на пространстве 1520 мм.
МЖД была посещена автором глубокой осенью 2021 года, я проехал по центральному участку, детально осмотрел несколько станций, посёлков и город Солигалич. Мне есть что рассказать и показать.
Вот моя история знакомства с данной ЖД.
Я двигался попутным автотранспортом из Тотьмы в Солигалич. Через брошенные сёла, пустоши, зарастающие поля и веси. Дороги и места там такие дикие, что есть участки, где может проехать буквально пару машин в день, а если были затяжные дожди, то дорога становится непролазной. Как раз, они (дожди) и были.
Стоя на переезде, куда меня подкинул лесовоз, я размышлял, "может сделать крюк по заросшим путям и сохранить ноги в чистоте?", вряд ли тут что-то рельсовое поедет. Но внезапно перед моими глазами возникла яркая точка, материализовавшаяся в импозантную оранжевую мотрису. И хотя она ехала не в ту сторону, я всё равно оказался в тёплом салоне среди нескольких пассажиров.
Машинист, мировой человек, сообщил свой дальнейший план, по которому, я в конечном итоге всё же окажусь в Солигаличе, а до этого на несколько часов можно окунуться в необыкновенные реалии дивной Монзы. Кто ж откажется от такой экскурсии на "личном" транспорте?
Первое, что сразу бросается в глаза - невероятная архаичность данной ЖД. Деревянные шпалы, ручные стрелки - это ладно, это само собой разумеющееся для российских частников да и многих линий РЖД.
Здесь же вдовесок на станциях и разъездах стоят диковинные штуки, давно забытые на большой железке - семафоры! В двух словах - механические светофоры.
Семафор показывает запрещающий сигнал, но мы не обращаем на это никакого внимания, проследуя устройство без остановки - на МЖД семафоры уже давно не используются, данная технология утрачена.
На станции нас встречает "семафорящая" девушка, размахивающая двумя флажками. Теперь здесь постоянно так! Не думал, что где-то ещё осталась подобная сигнализация!
В Гремячем длительная остановка. Это одна из основных станций МЖД.
Здесь осуществляется погрузка леса, чем и живёт до сих пор дорога, а также оборачиваются некоторые поезда. Металлический контейнер - комната отдыха локомотивных бригад. Деревянная будка - вокзал, где сидит дежурный по станции, он же стрелочник, он же диспетчер участка.
Лес подвозят автотранспортом даже издалека. Как раз сюда ехал мой предыдущий шофёр.
Вдоль стальной магистрали равномерно раскидано несколько ещё обитаемых лесных посёлков.
Обстановка в них на вид напоминает 90-е, ну нулевые. Застройка - деревянные "бараки" и частные дома, население в среднем пара сотен человек. Почти все они возникли при расширении Монзенской ЖД, и хотя официального пассажирского сообщения не осталось, жители могут воспользоваться (не)регулярными рабочими мотрисами и дрезинами.
Скорости, кстати, приличные до 40-45 км км\ч для лёгких дрезин. Гружёные поезда идут где-то 25-30.
Наконец, дежурная даёт записку, по которой мы можем ехать дальше. Записка гласит, что перегон свободен и можно ехать. Соответственно, пока мы не доехали до следующего раздельного пункта и не получили там следующую записку, предыдущий перегон считается занятым (нами), и по нему никто навстречу нам не поедет.
Это дополнительные меры безопасности, ведь никакой связи в поездах нет. Ни радио, ни мобильной!
Раньше вдоль линии шли провода, теперь их содержание – непосильная ноша.
Тыг, тыг, тыг, тыг, прыгаем мы по кривым рельсам, которые, как говорят здесь никогда не менялись и местами дореволюционные! Состояние верхнего строения пути на большинстве участков оставляет желать лучшего. Путейская служба в наличии, но сил нескольких человек для своевременного ремонта не хватает. Случаются и сходы поездов.
Машинист работает в одно лицо, рассказывает всякие байки. Например, что есть где-то дальше под путями водопропускное сооружение, которое постоянно перекрывают бобры и это доставляет определённые проблемы. Плотину то ломают, то бобров отлавливают и едят, но приходят всё новые и этой борьбе нет конца!
Внутри кроме нас только учительница, которую надо отвезти домой.
Кроме того, удивительна и судьба транспортного средства, в котором мы находимся. На МЖД очень лояльно относились к транспортным фанатам, стандартно появлявшимися здесь раз в год-два. Они арендовали состав для покатушек. В основном, это были состоятельные москвичи. Но в 2019 году произошла авария поезда, перевозившего туристическую группу. Кто-то из пассажиров пожаловался, и в результате прокуратура Вологодской области потребовала прекратить пассажирские перевозки полностью, хотя Монзенская железная дорога является единственной нормальной связью большинства посёлков в прилегающих к ней районах. Руководство было в ярости и теперь ЖД фанов здесь недолюбливают, возя только своих. А мотрису отправили на капитальный ремонт, после которого, она имеет текущий внешний вид - раньше был стандартный "брусочек" АС-1А:
Стемнело. Да, МЖД работает круглосуточно!
Разъезд 104 км (Светица), вместо флажков диспетчер жонглирует большим фонарём! Встречка едет, а боковой путь занят составом, в который грузят лес!
Не беда, габариты нашей малышки позволяют примоститься на оставшемся пятачке, а потом быстро выехать задним ходом. Одна кабина как никак, менять направления движения не надо.
Грузовой проследовал под локомотивом ТЭМ-2 - вагонов 30, не меньше!
....
С утра осматриваю станцию Солигалич в тупике. Конфигурация МЖД по состоянию на 2024 год - длинная линия Вохтога - Кема и два тупиковых аппендикса на Каменку и Солигалич.
Семафор в наличии.
Стрелочный пост в наличии.
Ручной привод семафора у поста в наличии.
Вокзал - безликая "коробка" из 60-х.
На здании замечена мемориальная табличка с упоминанием Л.В. Румянцева, долгое время работавшего начальником станции. В мемориальной табличке указана «Станция Солигалич имени Л.В. Румянцева». Видимо, хороший человек был.
Пассажирское движение здесь тоже было и осуществлялось вагоном от электросекции Ср-1730 40-х - 50-х годов выпуска, запряжённым в тепловоз! Вот он, у "перрона". Историю проследить не удалось. В справочнике указана только Ср3-1730: когда-то данная электричка ходила в Баку, в Таллине, потом в Москве, но, скорее всего, поезд-призрак на вечной стоянке в тупиковом Солигаличе в костромской глуши - не та модель. В любом случае, его судьба нестандартна.
Замечаю, что выход из вагона предусмотрен только на высокие платформы. Старожилы говорят, что ставили стремянку, чтобы сойти)))
Пути в Солигаличе покрыты лёгким белым налётом, оказывается данная ветка обслуживает известковый завод. Пару раз в день сюда заезжает чумазый от побелки малыш ТГК-2 с десятком-другим вагоном. А маневровый ТГМ-4 в качестве магистрального (такой вот оксюморон) увозит их в узловую Ламсу, где известь прицепят к составам с лесом и отправят в Череповец, чтобы сделать удобрения.
А вообще станция Солигалич - тихое и покойное место, как и положено быть тупику.
Любой желающий уехать из Солигалича по железной дороге, сможет это сделать без особых проблем - грузовые составы и резервные локомотивы отправляются на узловую Ламсу (см. схему) регулярно 2-4 раза в день. Железнодорожники настроены доброжелательно. Но злоупотреблять (пытаться ехать без особой необходимости, просто чтобы "покататься"), конечно, не стоит.
Окрестности станции. Что это?
Ну и сам Солигалич - маленький райцентр. Запущенный обшарпанный городишко на 7000 человек, богатый резными избами, церквями и видами реки Костромы. Достопримечательностей здесь хватает, но их состояние оставляет желать лучшего.
Большинство церквей и теремов заколочено и руинировано.
Храм Богоявления. Табличка у входа гласит, что здание разрушается не само по себе, а под охраной государства.
Деревянные торговые ряды с колоннами, используются по назначению.
Вернёмся к стальной магистрали. Сообщают, что в 10-ые последние несколько десятков километров МЖД были заставлены законсервированными вагонами, образующими самый длинный состав в стране!
Откуда столько? От РЖД! В компании сильно упал грузооборот, а неиспользуемый подвижной состав нужно было куда-то девать. Вот они и оказались на Монзенской ЖД за небольшую плату. Кроме того, это был хороший способ не допустить кражу рельсов. По состоянию на 2021 вагоны убраны и движение снова осуществляется по всему доступному участку.
А ещё Монза - заповедник различных странных дрезин несуразных по своему внешнему виду. Больше я таких не видел нигде. Местные самоделки?
Всем им за 50, но многие на ходу и используются по назначению. Изображения из сети, я не стал фотографировать в тёмное время.
Очень понравился дух этой железки. Я рад, что так неожиданно получилось к ней прикоснуться.
И всё же МЖД не была изучена мной детально. Потому, возможно я когда-нибудь вернусь сюда снова, чтобы проехать на грузовом поезде до самого конца, дождаться несуразную дрезину с советским гербом, услышать новую удивительную байку и просто ещё раз пропитаться духом этого потаённого места, леса и доброй глубинки, ну и поделиться с миром такой удивительной локацией.
Монза - затерянная в лесах дорога, где теплится жизнь не смотря ни на что, где ты попадаешь на несколько десятилетий назад в прошлое. Спасибо.
Смотрите также:
Рубрика железнодорожье.