Найти тему
Другой путь

Деградировавшая в России ЖД. Вместо семафоров - сигнальные флажки, вместо радиосвязи - записки и поезда из 60-х. Монзенская железная дорога

Мало кто осознаёт, но наряду с РЖД (железные дороги общего пользования) в России существует сопоставимая по протяжённости сеть железных дорог необщего пользования. По приблизительным подсчётам, ни много ни мало 40 000 километров! В большинстве своём - это частные ветки предприятий небольшой длины. Но есть и крупные независимые системы, достигающие сотен и даже 1000 километров. Одна из них - Монзенская.

В новой серии рубрики железнодорожье, мы отправимся в потаённый лесной край на стыке Вологодской и Костромской областей, чтобы окунуться в удивительный мир стальной магистрали, застывший где-то в середине 20 века.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

Монзенская железная дорога возникла в начале 30-х как короткая ветка от глухого разъезда Вохтога магистральной линии СПБ - Вологда - Буй до станции Монза, по которой и получила официальное название. Зимней Москве и другим большим городам не хватало дров и именно отсюда решили возить лес для отопления всесоюзного центра. Весь добываемый здесь лес в первые годы существования ЖД отправлялся на нужды столицы.

Добыча леса продолжалась и дальше, леспромхоз развивался, а вместе с ним росла и "железка", которая организационно являлась цехом предприятия. К концу 80-х МЖД достигла солидной для ведомства длины в почти 300 километров, по ней вывозили до 620 тыс. кубометров леса в год. Даже существовали проекты превращения железной дороги в новую магистраль с выходом на Великий Устюг и включением в МПС.

Современная конфигурация Монзенской ЖД.
Современная конфигурация Монзенской ЖД.

Монзенская железная дорога достигла таких масштабов, что к ней уже не подходило определение «ветка местного значения». Существовали аналогичные "большой железке" службы, такие как путейцы, вагонники, связисты, были и пассажирские поезда, ведь для посёлков, возникших вдоль трассы, она подчас являлась единственной связью с «большой землёй».

В 90-е - нулевые пришёл конец изобилию. Развитие прекратилось, леспромхоз закрылся, началась деградация всего и вся, объём движения упал, официальные пассажирские перевозки прекратились, но главное дорога уцелела.

До сих пор действует 268 км основных путей. Движение ежедневное и достаточно плотное. Теперь МЖД отдельное предприятие – ООО «МонзаЖелТранс», принадлежащее нескольким компаниям. Монзенский ДОК, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат и Солигаличский известковый комбинат.

Кроме того, это одна из самых интересных точек на пространстве 1520 мм.

-3

МЖД была посещена автором глубокой осенью 2021 года, я проехал по центральному участку, детально осмотрел несколько станций, посёлков и город Солигалич. Мне есть что рассказать и показать.

-4

Вот моя история знакомства с данной ЖД.

Я двигался попутным автотранспортом из Тотьмы в Солигалич. Через брошенные сёла, пустоши, зарастающие поля и веси. Дороги и места там такие дикие, что есть участки, где может проехать буквально пару машин в день, а если были затяжные дожди, то дорога становится непролазной. Как раз, они (дожди) и были.

Храм в бывшем селе Игошево.
Храм в бывшем селе Игошево.

Стоя на переезде, куда меня подкинул лесовоз, я размышлял, "может сделать крюк по заросшим путям и сохранить ноги в чистоте?", вряд ли тут что-то рельсовое поедет. Но внезапно перед моими глазами возникла яркая точка, материализовавшаяся в импозантную оранжевую мотрису. И хотя она ехала не в ту сторону, я всё равно оказался в тёплом салоне среди нескольких пассажиров.

-6

Машинист, мировой человек, сообщил свой дальнейший план, по которому, я в конечном итоге всё же окажусь в Солигаличе, а до этого на несколько часов можно окунуться в необыкновенные реалии дивной Монзы. Кто ж откажется от такой экскурсии на "личном" транспорте?

-7

Первое, что сразу бросается в глаза - невероятная архаичность данной ЖД. Деревянные шпалы, ручные стрелки - это ладно, это само собой разумеющееся для российских частников да и многих линий РЖД.

Здесь же вдовесок на станциях и разъездах стоят диковинные штуки, давно забытые на большой железке - семафоры! В двух словах - механические светофоры.

-8

Семафор показывает запрещающий сигнал, но мы не обращаем на это никакого внимания, проследуя устройство без остановки - на МЖД семафоры уже давно не используются, данная технология утрачена.

На станции нас встречает "семафорящая" девушка, размахивающая двумя флажками. Теперь здесь постоянно так! Не думал, что где-то ещё осталась подобная сигнализация!

-9

В Гремячем длительная остановка. Это одна из основных станций МЖД.

Здесь осуществляется погрузка леса, чем и живёт до сих пор дорога, а также оборачиваются некоторые поезда. Металлический контейнер - комната отдыха локомотивных бригад. Деревянная будка - вокзал, где сидит дежурный по станции, он же стрелочник, он же диспетчер участка.

-10

Лес подвозят автотранспортом даже издалека. Как раз сюда ехал мой предыдущий шофёр.

-11

Вдоль стальной магистрали равномерно раскидано несколько ещё обитаемых лесных посёлков.

-12

Обстановка в них на вид напоминает 90-е, ну нулевые. Застройка - деревянные "бараки" и частные дома, население в среднем пара сотен человек. Почти все они возникли при расширении Монзенской ЖД, и хотя официального пассажирского сообщения не осталось, жители могут воспользоваться (не)регулярными рабочими мотрисами и дрезинами.

-13

Скорости, кстати, приличные до 40-45 км км\ч для лёгких дрезин. Гружёные поезда идут где-то 25-30.

Наконец, дежурная даёт записку, по которой мы можем ехать дальше. Записка гласит, что перегон свободен и можно ехать. Соответственно, пока мы не доехали до следующего раздельного пункта и не получили там следующую записку, предыдущий перегон считается занятым (нами), и по нему никто навстречу нам не поедет.

Это дополнительные меры безопасности, ведь никакой связи в поездах нет. Ни радио, ни мобильной!

Раньше вдоль линии шли провода, теперь их содержание – непосильная ноша.

-14

Тыг, тыг, тыг, тыг, прыгаем мы по кривым рельсам, которые, как говорят здесь никогда не менялись и местами дореволюционные! Состояние верхнего строения пути на большинстве участков оставляет желать лучшего. Путейская служба в наличии, но сил нескольких человек для своевременного ремонта не хватает. Случаются и сходы поездов.

Машинист работает в одно лицо, рассказывает всякие байки. Например, что есть где-то дальше под путями водопропускное сооружение, которое постоянно перекрывают бобры и это доставляет определённые проблемы. Плотину то ломают, то бобров отлавливают и едят, но приходят всё новые и этой борьбе нет конца!

Внутри кроме нас только учительница, которую надо отвезти домой.

-15

Кроме того, удивительна и судьба транспортного средства, в котором мы находимся. На МЖД очень лояльно относились к транспортным фанатам, стандартно появлявшимися здесь раз в год-два. Они арендовали состав для покатушек. В основном, это были состоятельные москвичи. Но в 2019 году произошла авария поезда, перевозившего туристическую группу. Кто-то из пассажиров пожаловался, и в результате прокуратура Вологодской области потребовала прекратить пассажирские перевозки полностью, хотя Монзенская железная дорога является единственной нормальной связью большинства посёлков в прилегающих к ней районах. Руководство было в ярости и теперь ЖД фанов здесь недолюбливают, возя только своих. А мотрису отправили на капитальный ремонт, после которого, она имеет текущий внешний вид - раньше был стандартный "брусочек" АС-1А:

-16

Стемнело. Да, МЖД работает круглосуточно!

Разъезд 104 км (Светица), вместо флажков диспетчер жонглирует большим фонарём! Встречка едет, а боковой путь занят составом, в который грузят лес!

Не беда, габариты нашей малышки позволяют примоститься на оставшемся пятачке, а потом быстро выехать задним ходом. Одна кабина как никак, менять направления движения не надо.

Грузовой проследовал под локомотивом ТЭМ-2 - вагонов 30, не меньше!

-17

....

С утра осматриваю станцию Солигалич в тупике. Конфигурация МЖД по состоянию на 2024 год - длинная линия Вохтога - Кема и два тупиковых аппендикса на Каменку и Солигалич.

-18

Семафор в наличии.

-19

Стрелочный пост в наличии.

-20

Ручной привод семафора у поста в наличии.

-21

Вокзал - безликая "коробка" из 60-х.

-22

На здании замечена мемориальная табличка с упоминанием Л.В. Румянцева, долгое время работавшего начальником станции. В мемориальной табличке указана «Станция Солигалич имени Л.В. Румянцева». Видимо, хороший человек был.

-23

Пассажирское движение здесь тоже было и осуществлялось вагоном от электросекции Ср-1730 40-х - 50-х годов выпуска, запряжённым в тепловоз! Вот он, у "перрона". Историю проследить не удалось. В справочнике указана только Ср3-1730: когда-то данная электричка ходила в Баку, в Таллине, потом в Москве, но, скорее всего, поезд-призрак на вечной стоянке в тупиковом Солигаличе в костромской глуши - не та модель. В любом случае, его судьба нестандартна.

Замечаю, что выход из вагона предусмотрен только на высокие платформы. Старожилы говорят, что ставили стремянку, чтобы сойти)))

-24

Пути в Солигаличе покрыты лёгким белым налётом, оказывается данная ветка обслуживает известковый завод. Пару раз в день сюда заезжает чумазый от побелки малыш ТГК-2 с десятком-другим вагоном. А маневровый ТГМ-4 в качестве магистрального (такой вот оксюморон) увозит их в узловую Ламсу, где известь прицепят к составам с лесом и отправят в Череповец, чтобы сделать удобрения.

-25

А вообще станция Солигалич - тихое и покойное место, как и положено быть тупику.

-26

Любой желающий уехать из Солигалича по железной дороге, сможет это сделать без особых проблем - грузовые составы и резервные локомотивы отправляются на узловую Ламсу (см. схему) регулярно 2-4 раза в день. Железнодорожники настроены доброжелательно. Но злоупотреблять (пытаться ехать без особой необходимости, просто чтобы "покататься"), конечно, не стоит.

-27

Окрестности станции. Что это?

-28

Ну и сам Солигалич - маленький райцентр. Запущенный обшарпанный городишко на 7000 человек, богатый резными избами, церквями и видами реки Костромы. Достопримечательностей здесь хватает, но их состояние оставляет желать лучшего.

-29

Большинство церквей и теремов заколочено и руинировано.

Храм Богоявления. Табличка у входа гласит, что здание разрушается не само по себе, а под охраной государства.

-30

Деревянные торговые ряды с колоннами, используются по назначению.

-31

Вернёмся к стальной магистрали. Сообщают, что в 10-ые последние несколько десятков километров МЖД были заставлены законсервированными вагонами, образующими самый длинный состав в стране!

Откуда столько? От РЖД! В компании сильно упал грузооборот, а неиспользуемый подвижной состав нужно было куда-то девать. Вот они и оказались на Монзенской ЖД за небольшую плату. Кроме того, это был хороший способ не допустить кражу рельсов. По состоянию на 2021 вагоны убраны и движение снова осуществляется по всему доступному участку.

-32

А ещё Монза - заповедник различных странных дрезин несуразных по своему внешнему виду. Больше я таких не видел нигде. Местные самоделки?

Всем им за 50, но многие на ходу и используются по назначению. Изображения из сети, я не стал фотографировать в тёмное время.

Автор: Владислав Лысов
Автор: Владислав Лысов

Очень понравился дух этой железки. Я рад, что так неожиданно получилось к ней прикоснуться.

И всё же МЖД не была изучена мной детально. Потому, возможно я когда-нибудь вернусь сюда снова, чтобы проехать на грузовом поезде до самого конца, дождаться несуразную дрезину с советским гербом, услышать новую удивительную байку и просто ещё раз пропитаться духом этого потаённого места, леса и доброй глубинки, ну и поделиться с миром такой удивительной локацией.

Монза - затерянная в лесах дорога, где теплится жизнь не смотря ни на что, где ты попадаешь на несколько десятилетий назад в прошлое. Спасибо.

Смотрите также:

Рубрика железнодорожье.

Железнодорожье | Другой путь | Дзен