Найти тему
Субъективный взгляд

10 русских народных художественных промыслов.

Было время интересовалась декоративно-прикладным искусством. Что-то применяла в своем творчестве, что-то нет.

Подборка 10-ти русских народных художественных промыслов:

1. Гжель - это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где было развито керамическое ремесло. Основные цвета росписи - бело-голубой.

Мастера гжелевской росписи - Д. И. Виноградов (блюда, квасники, кумганы, подсвечники, рукомои); Н. И. Бессарабова (вазы для цветов, кувшины для воды и молока, пепельницы); Т. С. Дунашова (вазочка – медовница, сервиз «Ежевичка» с упругими пластичными формами); Л. П. Азарова (оригинальные штофы, коробочки, подсвечники).

2. Дымковская игрушка – художественный промысел возник в слободе Дымково (г. Вятка, ныне город Киров). Дымковские игрушки лепят сразу, без поправок и доделок. Добавляются лишь детали: волосы, головной убор, коромысло, оборка. Места соединения смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой. Основные цвета - золотисто-желтый, красно-алый, малиновый, синий, голубой, оранжевый, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный. Применяются геометрические орнаменты - круглые пятна, полосы, клетки, кружки, прямые и волнистые линии, точки, елочки, горох на белом фоне. Мастера дымковских игрушек - А. А. Мезрина; О. И. Коновалова; З. В. Пенкина; А. И. Деньшин.

Сюжеты:«Ярмарка-свистунья», «Карусель», «Семья», «Маша и медведь» и др.

-2

3. Филимоновская игрушка – художественный промысел возник в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Сюжет: сельская жизнь – женские и мужские фигуры, кони, крестьянка с птицей, солдат с гусем, доярка с коровой, всадники. Это почти всегда свистульки. Размеры – от 20-25 см до 3-5 см. Их лепят из местной светлой гончарной глины и украшают после невысокого обжига, как и дымковские, холодной росписью, используя для этого анилиновые краски на яйце с молоком. Основные цвета - красные и зеленые полосы по желтому фону, некая «тигровость». Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками. Пропорции более вытянутые, юбки колоколом, детали лица и фигуры едва намечены.

Мастера филимоновской игрушки - Александра Гавриловна Карпова; Александра Федоровна Масленникова; Анна Дербенева; Елена Кузьминична Евдокимова; Евдокия Ильинична Лукьянова.

-3

4. Каргопольская глиняная игрушка – территория создания – Архангельская область. Гончарный промысел создается на основе местной красной глине. Каждая фигура не выше 12-15 см. Сюжет:медведь, стоящий на задних лапках с трубкой во рту; очеловеченный олень с вазой в «руках», архаично трактованные массивные женские фигуры с корзинкой, ребенком. Роспись выполнена темперными красками. Основные цвета – белый, коричневый с серым, блекло-розовый, желтый, черный. Орнаменты: круги, штрихи, пятна. Мастера Каргопольской игрушки - Ульяна Ивановна Бабкина (корова с дояркой, ребенок на санках, кентавр Полкан, птица Сирин; А. П. Шевелев - «Беломорские узоры» мастер.

-4

5. Скопинская керамика – старинный помысел города Скопина Рязанской области. Из местных глин мастера делали квасники, кумганы, рукомои. Перед обжигом изделия покрывались порошком цветной свинцовой глазури. Расплавляясь, она превращалась в коричневый и зеленый цвета. Детали сосуда лепятся отдельно, поочередно скрепляя друг с другом. Вся поверхность богато украшалась геометрическим орнаментом в виде спиралей, кругов, ромбов. Чтобы сделать гриву мастер пропускал глину через сито. Мастера Скопинской керамики - И. И. Максимов; М. И. Тащеев; М. М. Пеленкин; Н. К. Насонова (сосуд «Скопин»).

-5

6. Балхарская керамика – роспись появилась в XIII-XVI вв. в Акушинском районе Республике Дагестан. Выполняется волосяными кистями по высохшей, но еще необожженной посуде жидко разведенной глиной белого и красно- коричневого цвета. Сами стенки сосудов светлые, розоватые или желтовато-терракотовые. Часто на них бывают серые пятна. Посуда – это главным образом узкогорлые кувшины разных форм и размеров для воды, вина и масла, кружки, блюда. Орнамент в виде горизонтальных линий, различных штрихов и плавных разводов. Основные цвета – белый и красно- коричневый. Мастера Балхарской керамики - Зубайдат Умалаева, Х. Мамаева, П. Ибрагимова, А. Сулейманова и другие.

-6

7. Абрамцево-Кудринская резьба - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Стали производить мебель и предметы быта. Изготовлялись из липы деревянные изделия с растительной орнаментальной резьбой. Ее отличали вьющиеся и изгибающиеся побеги, напоминающие мох. Концы побегов закругляются, чем-то, напоминая отпечатки пальцев. Почти вся поверхность изделия очень густо и плотно заполняется «пальчатым» орнаментом. Мастера вводят в орнамент и новые растительные мотивы: листья и ягоды рябины, различные плоды.

Окраска изделия - коричневые тона.

-7

8. Золотая Хохлома – гордость Горьковского края. Техника хохломской росписи связана с горячей обработкой изделия. Хохломское изделие – ковш, братина, ложка, поставец – изготовляется из липы или березы. Первоначально оно существует в виде белой деревянной, чисто-начисто ошкуренной и отделанной заготовки, как говорят, «в белье». Это «белье» покрывали слоем жидкой глины, пропитывали льняным маслом, шпаклевали, и покрывали поверхность олифой 3-4 раза, каждый раз просушивая. Подготовленное изделие вновь просушивали в печи при t 60-700С, при этом олифа высыхала не до конца. На эту едосушенную поверхность наносили хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Получалась блестящая, как бы серебряная, поверхность, которую и расписывали яркими масляными красками. Расписанное изделие протирали олифой, дважды покрывали лаком и ставили на несколько часов в печь, где температура достигала 3000С. Под влиянием высокой температуры лак, олифа и алюминий превращались в сверкающую золотую пленку. Колорит росписи строится на сочетании золота с киноварью и черным цветом. Этот колорит мастера умело дополняют введением зеленой (болотной), коричневой, желтой, оранжевой красок, но общий ведущий фон – золотой.

Основной мотив – «травка». Прорисовка ягод, листочков. Художницы: Н.П. Сальникова, А. К. Метелькова «Клюква», Н. Г. Тимачева (чайный сервиз «Крыжовник»), А.А. Шмелева (сервиз «Малинка»)

-8

9. Городецкая роспись - существует с середины XIX века в районе города Городца (Нижегородская область). Композиция росписи – сюжетные, изображение коней, птиц, цветов. Цветовой силуэт росписи Городца всегда более темный, чем фон. Силуэтом исполнялись пышные розы «дикуши» (их называют «розан» и «купавка»). Круглые красные и розовые или синие и голубые цветы ритмично располагались на плоскости предмета, образовывали живописные гирлянды и букеты. Сочная зелень веерообразных листьев оттеняла их яркую красочную гамму. Обрамление по контуру белой краской. Мастера: А. Соколова «Барышня-крестьянка»; Л. Беспалова «Старый и новый Городец»; Н. Столесникова «Концерт».

-9

10. Финифть (эмаль) – в металле делались специальные углубления, в которые заливалась финифть различных цветов. Изделия из финифти требовали неоднократного обжига в специальных печах, причем температура обжига была различна для разных цветов. Позднее белой. Живопись по белой эмали близка по технике исполнения к фарфоровой. Мастера - Н. А. Карасев; М. А. Хрыков; М. М. Кулыбин

-10