Вся подборка по роману здесь
***
Итак, невестка Кейт Блэкуэлл умирает при родах, тем не менее близнецы-внучки рождаются крепкими и здоровыми девочками. И вот тут мы уже не можем назвать смерть Марианны Блэкуэлл в полной мере несчастным случаем или ее личным риском. Да, Марианна была совершеннолетним дееспособным человеком. Да, она знала, что ей по общему состоянию здоровья лучше не иметь кровнорожденных детей - большой риск инсульта при родах. Да, она знала, что может умереть. Да, она приняла риск на себя сама, лично. Но - тому, что Марианна приняла решение рожать, несмотря на все предупреждения медиков, очень сильно поспособствовала Кейт. Вот слова Кейт невестке:
"Каждый раз, когда женщина собирается рожать, она многим рискует. Жизнь полна неожиданностей, и самое важное - решить, в каких именно случаях стоит рисковать, не так ли?.."
Марианна рискнула - и проиграла.
Сегодня мы резонно думаем: какая разница, кровный ребенок или усыновленный, если он воспитан как собственный? А в бизнесе и вовсе главное - способности, а не происхождение. Но Кейт думала иначе. Все, кто не был по крови Мак-Грегором, не мог управлять "Крюгер-Брент". Она так и говорила: никаких чужаков. Глупый предрассудок? Но Кейт была уверена: она права.
***
На Тони же обрушивается тройной удар, две составляющих которого связаны с осознанием им того, кто такая как человек его мать и на что Кейт способна.
Вначале, еще ожидая новостей из родильного блока больницы, он вновь встречает модель Доминик с ее парнем. Парень, вероятно, из ревности, начинает вслух издеваться над Тони, что нет ничего, что ему бы ни устроила мамочка. Вот и рождение детей устроила тоже она. Молодой человек проговаривается, а Доминик поневоле подтверждает, что мать заплатила за отзыв критика д'Юссо. Неподкупного д'Юссо. Критик искренне признался Кейт, что ее сын гений - но тем не менее деньги от нее принял и разгром Тони устроил.
И Кейт здесь показывает, что она именно не нарциссическая, а иерархическая мать. Нарцисска бы на признание, что ее сын - гений, приписала бы все заслуги себе (это понятно), но дальше бы носилась с талантом сына как с писаной торбой, говоря, что это она так его воспитала, что раскрылась гениальность! У иерархической же матери сын должен следовать той судьбе, которую "назначила" она, и реальные способности оцениваются слабо или не оцениваются вовсе.
Затем акушер-гинеколог сообщает Тони о смерти Марианны. Тони не верит в случайность трагедии и в грубых выражениях упрекает медбригаду в ненадлежащем принятии родов, но тут на шум подходит семейный врач доктор Харли и подтверждает: Марианна знала, на что идет, и пойти на риск Марианне посоветовала Кейт - которая сама же пришла тогда к Харли и обозвала его паникером, запретив дальше пугать Марианну и настраивать ее против беременности. Тони не хочет видеть дочерей. Он понимает одно: благодаря матери он потерял единственного своего по-настоящему близкого человека - свою любимую жену. Потерял навсегда...
У Тони происходит помутнение рассудка. Он едет в дом матери, берет в охотничьей комнате оружие и стреляет в Кейт. Кейт чудом остается жива, а насчет Тони, увы, тоже все становится понятно - он действительно бесповоротно сошел с ума. Психиатры ставят диагноз "паранойя" и помещают Тони в лечебницу. Приступы агрессии не проходят, и ему делают операцию на головном мозге, после которой он становится спокойным, но теряет интеллект.
***
Напомню, что такое паранойя. Возьмем медицинскую энциклопедию.
"Паранойя - психическое расстройство органической природы, при котором странности поведения человека проявляются в том, что он склонен видеть в случайных и несвязанных между собой событиях заговоры и опасность для себя".
Тони утверждает: компания опасна и для него, и прежде всего для Кейт.
"Компания украла у матери душу, и Кейт не сознавала, что делает... Не мать виновата в том, что несет зло людям. Дьявол овладел ею".
Получается, что у сына Кейт вовсе не паранойя. Тони в целом сделал верный вывод, просто среагировал неадекватно - чему причиной опять же скорее всего выступает затяжное комплексное ПТСР. Тони хорошо было бы не просто разъехаться с матерью после первой ссоры, а в принципе заняться делом, не связанным с "Крюгер-Брент". Но Шелдон подчеркивает: это было, увы, практически невозможно. О Кейт Блэкуэлл говорили, что она правит всем миром, и независимой жизни сыну она - увы - попросту не дала бы, всюду простирая свои щупальца, как гигантский спрут.
***
Итак, невестка в могиле, сын в психиатрической больнице пожизненно. И вот в этом уже значительная вина лично Кейт. Не компании, нет - а Кейт. Ее когнитивные искажения привели к печальному исходу для двух людей. Но сделала ли Кейт из этого верный вывод? Вот ее слова на пороге палаты Тони в психиатрической клинике:
"Сын ненавидел ее до того, что пытался убить. Душу Кейт разрывала такая боль, что не хотелось жить. Но нужно держаться. Она всегда поступала правильно. Тони - слабак. Все они слабаки. Ее отец не вынес смерти сына. Одиночество убило мать. Но она, Кейт, не такая. Она справится со всеми невзгодами. Выживет. Перетерпит. И компания по-прежнему будет процветать."
Вот она, сила когнитивных искажений у мыслящего иерархически и ригидно-упертого человека. Сомнение буквально на микросекунду - а дальше движение по привычным "рельсам". И не важно, что впереди тупик. Будь миссис Блэкуэлл менее ригидной, на этапе боли от осознания чувств сына к ней она приняла бы решение пойти к психотерапевту - но тогда это была бы не миссис Блэкуэлл.
И, увы, эти слова Кейт словно подтверждают теорию Тони: компания и правда сделала Кейт одержимой.
***
Ну а дальше поговорим о Еве. Напомню, отдельная статья о том, каким человеком выросла Ева - здесь. Мы же возьмемся рассуждать, была ли и в этом вина Кейт. Затронем также и Александру - какие черты Кейт унаследовала вторая внучка и почему она, несмотря на это, выросла совестливым и эмпатичным человеком.
Продолжение следует!