Найти в Дзене
PuzzleMaker

Ф. Шуберт. Сонаты для фортепиано

Привет! Как вы уже, наверное, поняли, пластинок с записями Шуберта в моей коллекции не сильно много. А с фортепианными сонатами - ещё меньше! Вот одна из них: *** Фортепианное творчество. Франца Шуберта отличается удивительным разнообразием жанров — от монументальных сонат и фантазий до поэтичных миниатюр и танцев,— среди которых центральное место занимает соната. Перу композитора принадлежит двадцать одна’ соната (из них восемь неоконченных), а также ряд. отдельных частей и незавершенных набросков. Над этим жанром Шуберт работал с 1815 roда и доконца жизни, постепенно создав ярко индивидуальный тип’ сонаты, основанный на характерных для него принципах песенного инструментализма.
He будучи пианистом-виртуозом, Шуберт тем не менее выработал свой стиль игры, где господствовала не модная в те годы блестящая техника, а напевность,
кантиленность звучания. «Некоторые уверяли меня, — писал композитор, — что клавиши под моими руками превращались в певучие голоса, а это, если оно верно, меня о

Привет! Как вы уже, наверное, поняли, пластинок с записями Шуберта в моей коллекции не сильно много. А с фортепианными сонатами - ещё меньше!

Вот одна из них:

-2

***

Фортепианное творчество. Франца Шуберта отличается удивительным разнообразием жанров — от монументальных сонат и фантазий до поэтичных миниатюр и танцев,— среди которых центральное место занимает соната. Перу композитора принадлежит двадцать одна’ соната (из них восемь неоконченных), а также ряд. отдельных частей и незавершенных набросков. Над этим жанром Шуберт работал с 1815 roда и доконца жизни, постепенно создав ярко индивидуальный тип’ сонаты, основанный на характерных для него принципах песенного инструментализма.

He будучи пианистом-виртуозом, Шуберт тем не менее выработал свой стиль игры, где господствовала не модная в те годы блестящая техника, а напевность,
кантиленность звучания. «Некоторые уверяли меня, — писал композитор, — что клавиши под моими руками превращались в певучие голоса, а это, если оно верно, меня очень радует, ибо я не выношу проклятой стукотни, свойственной даже превосходным — пианистам». Подобные принципы, являющиеся следствием всей направленности творчества великого композитора, широко отразились в его фортепианных сонатах. Поразительное богатство образов, мелодическая щедрость, смелое новаторское использование выразительных средств, классическое совершенство формы в сочетании с романтической взволнованностью и эмоциональной яркостью причисляют эти произведения к лучшим образцам мировой фортепианной музыки.

Соната № 5 ля бемоль мажор была сочинена в мае 1817 года и опубликована впервые только в 1888 году в полном собрании сочинений композитора, издаваемом Брейткопфом и Гертелем в Лейпциге. Не столь яркая и самобытная, как другие сонаты, созданные в том же году, Соната ля бемоль мажор принадлежит тем не менее к значительным достижениям двадцатилетнего Шуберта, светлым и ясным образным строем, пластичностью мелодики, стройностью и лаконичностью композиционных структур перекликаясь
с возникшей годом раньше Пятой симфонией си бемоль мажор.

Круг настроений Сонаты определяется первой частью, Allegro moderato, в которой господствует по-моцартовски легкая непринужденная элегантность.
Три темы сонатного allegro не контрастируют друг другу, сохраняя прозрачность фактуры, простоту и в то же время изысканность гармонизации, которые
присущи и небольшой разработке.

Вторая часть, Andante ми бемоль мажор в сложной трехчастной форме, быть может, наиболее «шубертовская» во всей Сонате. Изящной грациозной лирике. крайних разделов придают особое очарование свежие‘ «романтические» тональные сопоставления, ‚неквадратное строение мелодических фраз. Драматический элемент, появляющийся в минорном сред‚нем: эпизоде, быстро истаивает в грациозных интонациях репризы.

Финальное Allegro в сонатной форме написано не в основной тональности, а в ми бемоль мажоре. По-видимому, уже никогда нельзя будет ответить на вопрос, является. ли эта деталь простой небрежностью или причудливым экспериментом молодого композитора, — ни одно из прочих законченных инструментальных сочинений Шуберта, за исключением трех юношеских фантазий для фортепиано в четыре руки, не имеет подобного незамкнутого тонального плана. Живая, подвижная музыка финала проникнута танцевальной стихией. Быстро сменяющие друг друга мелодии вызывают в памяти многочисленные шубертовские вальсы и лендлеры.

Соната № 16 ля минор была написана летом 1825 года и вскоре напечатана венским издательством Пеннауэра как «Первая большая соната’ для фopтeпиано, соч. 42» с посвящением эрцгерцогу Рудольфу — ученику Бетховена по фортепиано и композиции. Эта первая из изданных при жизни Шуберта его
фортепианных сонат (не считая опубликованной двумя годами раньше Сонаты для фортепиано в четыре руки си бемоль мажор, соч. 30). была восторженно встречена современниками композитора: и принесла ему славу выдающегося мастера инструментальных жанров (до этого времени Шуберт был известен, главным образом, как автор песен).

Соната № 16 — одно из самых прекрасных и вдохновенных творений композитора. Господствующее в ней тревожное драматическое мироощущение сочетается с удивительными по красоте лирическими страницами, словно предвосхищая бессмертную. «Неоконченную симфонию». «Музыкальное произведение называется сонатой а не фантазией — отмечала лейпцигская «Всеобщая музыкальная газета» в рецензии от 1 марта 1826 года, — хотя фантазия явно играет в нем самую большую и определяющую роль, а названа она так, вероятно, только потому, что имеет те же разделы и вообще ту же внешнюю форму, что и соната. Но, впрочем, хотя она и по выражению, и
по технике составляет похвальное единство, в намеченных границах она развивается так свободно и своеобразно... что могла бы по праву называться
фантазией. С этой точки зрения ее можно было бы сравнить только с самыми крупными и с самыми свободными сонатами Бетховена».

Первая часть, Moderato, как писал Роберт Шуман, «так легко и просто построена из двух тематических элементов, что надо только удивляться чародею, который сумел так своеобразно их сплести и противопоставить». Первый из них — тихий и сумрачный мотив главной партии; второй — открывающий связующую партию энергичный суровый марш, приобретающий в побочной. теме то лирический, то торжественно-ликующий оттенок, вновь сменяясь задумчивой
начальной мелодией, таинственной и полной. затаенной тревоги в разработке. В коде интонации‘ обеих тем как бы сливаются воедино, завершая первую часть
мощным и грозным шествием.

Вторая часть, Andante, poco mosso до мажор, — единственный вариационный цикл в фортепианных сонатах Шуберта. Напевная лирическая тема, богато и
искусно орнаментированная в каждой из пяти вариаций, везде сохраняет светлый и безмятежный характер, лишь в третьей и пятой вариациях слегка окрашиваясь минорным элегическим колоритом. В ласковой, умиротворенной коде словно слышны отдаленные звучания охотничьих рогов, напоминающие о поэтичных образах шубертовских колыбельных — на слова И. Майрхофера и из цикла «Прекрасная мельничиха» на текст В. Мюллера.

Третья часть — Scherzo. Allegro vivace. Крайние ee разделы пронизаны острозвучащими — модуляциями, упорными синкопами, остинатной ритмической фигурой, придающей музыке напряженную, тревожную
пульсацию. Резкий контраст вносит фа мажорное трио, Un poco piu lento, с его нежными и хрупкими, словно убаюкивающими звучаниями.

Финал Сонаты, Rondo. Allegro vivace, как и первая часть, основан на развитии двух мотивов: начальной темы рефрена в характере «вечного движения» и
маршеобразной мелодии, появляющейся в его среднем разделе. На различных комбинациях этих элементов построены и побочная` партия, и центральный
эпизод рондо-сонатной композиции. Музыка финала, то взволнованная и драматичная, то светлая и жизнерадостная, вся охвачена вихревым моторным движением, еще сильнее ускоряющимся в бурной стремительной коде.

* * *

Имя Алексея Наседкина появилось нa страницах печати, когда он еще был учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С
четырех лет он начал заниматься музыкой, а в семь написал оперу на сюжет пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». И хотя в дальнейшем Наседкин посвятил себя фортепианному искусству, он продолжил и свои композиторские опыты.

В Центральной музыкальной школе Алексей Наседкин занимался у педагога А. Д. Артоболевской, в Московской консерваторий — у профессоров Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Наумова. В 1951 году девятилетний пианист выступил в публичном концерте, исполнив Пepвый фортепианный концерт Бетховена. В. 1959 году, еще будучи учеником ЦМШ, Наседкин был удостоен I премии и золотой медали на Международном конкурсе пианистов VII Всемирного фестиваля молодежи
и студентов в Вене. Пианист является лауреатом III Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1962) и Международного конкурса пианистов в
английском городе Лидсе (1966). В 1967 году он стал победителем еще двух венских международных конкурсов — имени Шуберта и «Музыка ХХ века»; тогда же ему была присуждена высшая награда на конкурсе камерных ансамблей в Мюнхене (совместно c виолончелисткой Н. Гутман),

Алексей Наседкин успешно концертирует в СССР и за рубежом — в Болгарии, Венгрии, Польше, Австрии, Англии, Бельгии, США, ФРГ и других странах. В его репертуаре широкий круг сочинений современных авторов и композиторов-классиков, в том числе сонаты Шуберта.

***

Вот содержание данной пластинки:

-3
-4
Ф. Шуберт. Сонаты для фортепиано. Сторона 1..mp4

-5
Ф. Шуберт. Сонаты для фортепиано. Сторона 2..mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина