Итальянский врач Джузеппе Москатти был настолько талантливым и вместе с тем неравнодушным к людям, что его причислили к лику католических святых.
А в 2007 сняли про него биографический фильм.
Первую половину фильма я восхищалась умным и добрым парнем, который жертвовал собой, выводя людей из разрушающегося от землетрясения здания и вообще очень отдавался работе.
Доктор первым обнаружил пациента с холерой и принял срочные меры, чтобы не было эпидемии. Его реформы в уходе и лечении приносили хорошие плоды.
И, конечно, такого выдающегося умом и сердцем человека полюбила прекрасная и девушка Элена из очень знатной и богатой семьи.
И даже суровый отец Элены был так впечатлён доктором, что со временем дал согласие на неравный брак. Оставалось лишь уладить формальности — прийти в дом и попросить руки любимой.
И тут начинается вторая часть фильма, вызывающая раздражение. Внезапно больница, в которой был целый профессор, куча других молодых врачей и такой же штат сестёр милосердия, как будто опустела. Остался один Джузеппе, с ним один практикант да старая монахиня.
Раз за разом мы видим, как доктор Москатти не в свою смену делает работу вообще за всех: и самые обычные перевязки накладывает, и анализы делает (при живом и умном лаборанте), и по бедным районам ходит, и профилактикой занимается. Хотя у него уже есть практиканты, разделяющие его взгляды. Целая толпа — это мы видим, когда он проповедует под деревом больничного дворика. Но вот ни на минуту не может он оставить больницу. Как они вообще без него столько времени продержались.
В итоге красавица Элена, оставшись пару раз в ситуации позора и унижения, когда жених обещал и не пришёл, предпочтя пообниматься с холерными бедняками, в отчаянии является лично выяснить, как они будут дальше жить. Если у любимого вообще минуточка найдётся.
— Неужели для того, чтобы ты обратил на меня внимание, я должна быть бедной и больной? Я слишком богата и здорова для тебя?
— Нет-нет, что ты. Я люблю тебя больше жизни, я больше всего хочу быть с тобой, — и всё в таком духе заливает ей доктор, чтобы тут же развернуться и пойти кормить с ложечки брошенную его другом больную пассию, которую Москатти принёс умирать в свой дом.
Пассия, как видно в следующих кадрах, прекрасно сама сидит и пользуется руками. Зачем было кормить её с ложечки, убегая в решительный момент так срочно от любимой — область загадки.
И Элена понимает, что её предположения верны. У него не будет на неё времени. Никогда.
Конечно, Джузеппе потом всё же выделит пару минут, чтобы принести ей душераздирающее письмо о том, как он её любит и ценит, но девушка уже сделала выводы. И вышла за его менее способного, но обладающего большим количеством времени на простую жизнь, друга.
А Москатти идёт ещё дальше. И начинает принимать у себя дома всех нищих Неаполя. Разумеется, вместе с диагнозом и рецептом он даёт каждому деньги и продукты.
Особенно «в восторге» от его подвигов старшая сестра, которая в своё время не смогла выйти замуж, заботясь о братьях после смерти родителей. А потом превратилась в обслуживающий персонал для доктора и его пациентов. Такая вот благодетельница поневоле.
Кстати, если раздавать всем свои деньги и еду, то рано или поздно они закончатся.
И Джузеппе не придумал ничего лучше, как распродать всё, что есть у них дома.
Страдания его сестры нужно было видеть, потому что это были не просто диваны, комоды и картины, а всё, что осталось в память от родителей. Но доктору Москатти было всё равно, ведь главное — дать еды нищим.
Нино постепенно тоже понимает, что слишком здорова для того, чтобы брат обращал на неё внимания и вообще учитывал её мнение.
Трудится доктор в поте лица, не зная отдыха. И умирает почти во цвете лет.
Конечно, он сделал много добра. Но что осталось после него любимой сестре? Пустой дом и долги?
Как престарелая незамужняя дама без источника дохода и профессии (начало двадцатого века ведь) будет жить дальше?
Этого не показали. Зато толпы плачущих облагодетельствованных, следовавших за гробом, показали.
Действительно, где на чаше весов одна женщина и где толпы больных и нищих?
Такое вот поведение иногда называют святостью или праведностью.
Но мне кажется, есть несколько моментов здесь.
- Если чувствуешь в себе призвание к чему-то эдакому, лучше сначала остаться одному. Выдай сестру замуж, сам семью не заводи. Девушкам прекрасным мозги не пудри. Посвяти себя целиком народу, но сделай так, чтобы близкие не страдали. Большинство наших святых, избравших такой путь, первым делом уходили и оставались в одиночестве, или же в монастырь. А потом уже жертвовали всем себя. Быть классным за счёт своих домочадцев — не лучший вариант.
- К концу фильма на пороге банкротства доброму и умному доктору приходит гениальная мысль: что если брать с богатых пациентов посильные пожертвования и отдавать бедным? А приди к нему эта мысль раньше, и добра именитый доктор всего Неаполя мог сделать намного больше. Наш святой Иоанн Кронштадтский, например, всё, что ему приносили люди состоятельные, раздавал нуждающимся. Это же увеличивает помощь в разы.
- По фильму не совсем понятно, куда делись толпы последователей. Кому-то он ведь проповедовал под деревом. Что, их нельзя было привлечь, таких горящих, чтобы немного распределить поток больных? Ведь охват был бы куда больше. В общем, вместо того, чтобы превращать в мучеников своих близких, надо посмотреть, а нет ли вокруг тех, кто хочет святости так же, как и я. И собирать общины.
- Доктор отказывается занять крутую должность на кафедре и красиво отдаёт её другу, а потом бежит к нему, чтобы тот повлиял на принятие некой реформы. Но друга он к тому времени тоже немножко достал. Поэтому всё было тщетно. Так ведь не работает. Ты либо сам имеешь возможность что-то изменить, принимая должность, либо остаёшься тем, кем хотел — обычным врачом, ни на что не влияющим.
Я сейчас говорю о герое кино, исключительно о нём, потому что не знаю, каким был доктор реальный. И размышляю только в рамках произведения.
Но на примере этого фильма можно отлично научиться тому, как, становясь праведником, не превратить ближних в мучеников.
И это касается не только помощи другим, но и любых других сторон жизни.
А как вы относитесь к фильму?