Всем привет!
С 90х гг. и до сих пор самым популярным автобусом в нашей стране является павловский ПАЗ-3205, о котором я писал здесь. Но уже в 2000х он не был единственным в своем роде: заводчане старались создать что-то посерьезнее, и так появилась модель ПАЗ-4234.
Впервые наш герой был представлен в 2002 г., на выставке, посвященной 70-летию Павловского автозавода, и в том же году началось серийное производство. Автобус по большей части был унифицирован с моделью 3205: до боли знакомы очертания кузова, светотехника, узкие двери для пассажиров и переднее расположение двигателя. Но конечно, прежде всего новый автобус отличался удлиненным сзади кузовом и дизельным мотором объемом 4,8 л и мощностью 177 л. с. Звук его работы было ни с чем не спутать, и до сих пор, если на дороге встречается такой автобус, он сразу выдает себя звуками двигателя.
Удлинение кузова потянуло за собой изменения в салоне: сидячих мест 30, а всего в автобусе могло ехать 50 человек. Сами же сиденья получили новую обивку и более высокую спинку, что немного повышало комфорт для пассажиров. Однако проход посередине по-прежнему был узким, хотя иногда его увеличивали, просто убирая часть сидений.
ПАЗ-4234, как и модели 3205, было суждено стать долгожителем: уже в первые годы производства он стал работать бок-о-бок с малым собратом и показывать, что Павловский завод может производить и автобусы побольше. И хотя он позиционировался как автобус средней вместимости, вместимость его по-прежнему соответствовала малому классу.
Тем не менее, автобус нашел применение практически во всех городах нашей страны, а также Украины, Беларуси и Казахстана. Кроме того, в 2014 г. ПАЗ-4234 модернизировался вместе с 3205, получив новый облик и дизель ярославского производства, с которым стала состыкована теперь 5-степенчатая КПП вместо 4-ступенчатой у ранней версии. При этом сиденья в салоне вновь изменились, получив еще более высокую спинку и опять-таки новую обивку.
В таком виде автобус производится до сих пор. Но и ранний ПАЗ-4234 долго не терял свой потенциал. В частности, в Красноярске он активно эксплуатировался на ряде городских маршрутов вплоть до 2022 г.:
Все же со временем их стали вытеснять более приспособленные к городским перевозкам ПАЗ-3204. Но и на этом жизнь модели не закончилась – их стали чаще использовать как служебный транспорт:
Сегодня в Красноярске эти автобусы остались только на одном маршруте №78, причем встречаются как ранние автобусы:
Так и модернизированные:
Другие же машины переведены на более скромную работу, однако сохранили на кузове знак того, что когда-то они были городскими:
ПАЗ-4234 – простой, но многофункциональный отечественный автобус, который, несмотря на то, что уже морально устаревает, продолжает эксплуатироваться. Так что в качестве бонуса еще один автобус, за которым мне не пришлось специально гоняться – он проезжал прямо мимо меня:
И на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!