Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Атакуют ночные истребители. 1941 год. Подвиг, о котором никто не знал. Венок памяти лётчикам-истребителям 162-го полка.

Олег Каминский Попытки использовать истребители для отражения ночных налётов противника предпринимались ещё в годы первой мировой войны. Несмотря на полное отсутствие технических средств по обнаружению ночью воздушных целей, английским, немецким и французским лётчикам на Западном фронте удалось всё же добиться в этом деле определенного успеха, сбив в ночных воздушных боях некоторое количество самолетов и дирижаблей противника. Для борьбы с противником ночью, создавались даже специальные ночные истребительные подразделения.   
     А вот на Восточном фронте деятельность авиации обеих сторон была не столь интенсивной, как на Западном фронте. Роль авиации императорской России по причине её малочисленности была незначительной, и до освоения полётов ночью истребителями дело даже не дошло.
     Спустя двадцать лет русские лётчики показали, наконец-то, свое умение не только летать по ночам, но и даже сбивать вражеские самолеты. Произошло это во время войны в Испании, где сражались более 30
Оглавление

Олег Каминский

Попытки использовать истребители для отражения ночных налётов противника предпринимались ещё в годы первой мировой войны. Несмотря на полное отсутствие технических средств по обнаружению ночью воздушных целей, английским, немецким и французским лётчикам на Западном фронте удалось всё же добиться в этом деле определенного успеха, сбив в ночных воздушных боях некоторое количество самолетов и дирижаблей противника. Для борьбы с противником ночью, создавались даже специальные ночные истребительные подразделения.   

     А вот на Восточном фронте деятельность авиации обеих сторон была не столь интенсивной, как на Западном фронте. Роль авиации императорской России по причине её малочисленности была незначительной, и до освоения полётов ночью истребителями дело даже не дошло.

     Спустя двадцать лет русские лётчики показали, наконец-то, свое умение не только летать по ночам, но и даже сбивать вражеские самолеты. Произошло это во время войны в Испании, где сражались более 300 советских лётчиков-истребителей. Первым среди них, одержавшим ночную воздушную победу, был лейтенант М. Н. Якушин, который в ночь с 25 на 26 июля 1937 года около полуночи сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 унтер-офицера Фрица Берндта из «Легиона Кондор». На следующую ночь под Мадридом в 1 час 45 минут старший лейтенант А. К. Серов сбил ещё один Ю-52 унтер-офицера Йоганнеса Ремлинга из того же «Легиона Кондор». А в ночь с 24 на 25 октября 1937 года около 2 часов в районе Сабаделя отличились сразу два наших пилота: лейтенант Е. Н. Степанов сбил один и таранил второй итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81, а лейтенант И. А. Финн сбил третий такой же самолет из 251-й эскадрильи. Правда, по данным итальянцев, был потерян всего один самолет лейтенанта Эцио Маккани, но это не столь важно. Главное, что впервые в истории нашей авиации советские лётчики-истребители добились успехов в ночных воздушных боях. Между прочим, все ночные победы были одержаны на истребителе И-15, который к тому времени уже достаточно устарел.

     Однако, несмотря на впечатляющие ночные успехи наших «испанцев», руководство советской авиации не сделало надлежащих выводов и, почему-то, не задумалось о создании специальных частей ночных истребителей. Так и получилось, что к началу Великой Отечественной войны в частях ПВО не было ни одного подразделения ночников. Правда, в частях истребительной авиации ПВО были лётчики, обученные ночным полетам, но их было мало. Так, в 6-м истребительном авиационном корпусе ПВО Москвы к 22 июня 1941 года на 389 самолетов приходилось всего 18% лётчиков, подготовленных к действиям ночью. Лучше дело с ночниками обстояло в 7-м истребительном авиационном корпусе ПВО Ленинграда – там из 274 лётчиков 94 могли летать ночью.

     Буквально с первых же дней войны, наряду с обычными дневными налётами, немецкая авиация стала широко применять массированные ночные налёты на крупные города и железнодорожные узлы, нанося им огромные разрушения. Например, 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор» в ночь на 24 июня бомбила Гомель, в ночь на 25 июня – Оршу, в ночь на 26 июня – Смоленск…

     В ночь с 28 на 29 июня при массированном налёте на Смоленск было сброшено около 2 тысяч зажигательных и 100 крупных фугасных бомб, разрушена центральная часть города, сгорело свыше 600 жилых домов…

     Кроме огромных потерь материальных ценностей, жертвами ночных налетов становились многие тысячи мирных жителей…

     С первых же дней острой проблемой для советских истребителей ПВО стало противодействие ночным налётам врага. Наряду с малым количеством ночников, ситуация усугублялась ещё и отсутствием технических средств по обнаружению ночью воздушных целей. Как правило, поиск самолетов противника проводился лётчиком визуально, и главным помощником для него было собственное зрение, а иногда лунная, ясная ночь, или помощь прожектористов.

     Из-за отсутствия приборов, помогающих пилоту управлять самолетом, производить взлет и посадку в ночных условиях, часто происходили аварии и катастрофы, в которых пострадало и погибло много хороших лётчиков.

     Тем не менее, лётчики-истребители ПВО делали всё, что было в их силах, буквально, с первых же дней и ночей Великой Отечественной войны. 

     Уже 30 июня Совинформбюро сообщило о первых успехах советских ночников: «Отлично действуют соединения ночных истребителей. Одно из них, под командованием майора Вербова, сбило в одну ночь 5 вражеских бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к важному военному объекту. Лейтенант Железнов сбил два Ю-88». Правда, документальных подтверждений этому сообщению пока не найдено, не удалось узнать номер воинской части и персональные данные вышеупомянутых лётчиков…

     Ночным налётам вражеской авиации подверглись многие города Советского Союза, в том числе Киев, Минск, Севастополь и другие. Однако самые крупные ночные воздушные налёты в 1941 году пришлось пережить Москве.

     Надо заметить, противовоздушная оборона Москвы представляла собой мощную и грозную силу. Достаточно сказать, что к началу первых налетов Люфтваффе на советскую столицу в конце июля 1941 года, в системе обороны Москвы насчитывалось 796 зенитных орудий среднего калибра, 248 орудий малого калибра, 336 зенитных пулеметов, 618 прожекторных станций, 124 аэростата заграждения, 702 поста ВНОС.

     Главную силу ПВО Москвы составлял, конечно, 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, в состав которого к 22 июля 1941 года входили 29 полка, имевших на вооружении 585 истребителей разных типов (170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16, 45 И-153). Лётчики корпуса были хорошо подготовленными, отлично владеющими техникой пилотирования. Правда, как уже отмечалось, лишь около 18-20 процентов из них были готовы к действиям ночью.   

     Вместе с истребительными полками ПВО активно готовилась к обороне столицы и ночная авиационная группа, созданная при ВВС Московского военного округа и возглавляемая майором Г. П. Карпенко. Группа имела до 20 различных типов истребителей и бомбардировщиков и предназначалась для действий ночью и уничтожения вражеских самолетов в прожекторных лучах. В состав группы входили наиболее подготовленные лётчики, имевшие большой опыт «слепых» и ночных полетов.

     Серьезнейшим испытанием для лётчиков-истребителей ПВО стал первый массированный налёт немецкой авиации на Москву в ночь с 21 на 22 июля. Налёт начался в 22 часа 25 минут и продолжался до 3 часов 25 минут, то есть длился пять часов. Самолеты шли к целям на разных высотах от 3.000 до 6.000 метров. Из 195 бомбардировщиков Люфтваффе к городу удалось прорваться 127 самолетам, которые сбросили на Москву 104 тонны фугасных и 46 тысяч штук зажигательных бомб. 

     По данным Московского управления НКВД в столице от зажигательных бомб возникли 1.141 пожар и загорание, из которых значительная часть своевременно была ликвидирована. Из них: на оборонно-промышленных объектах – 24, на объектах военного ведомства —18, на особо важных объектах —14, на объектах железнодорожного транспорта — 6, на объектах хозяйственного значения —259, в научных и культурно-зрелищных учреждениях — 175, в жилом секторе — 646. Разрушено 37 зданий. Уничтожено 19 вагонов с боеприпасами и горючим. От пожаров и разрушений пострадало 943 человека. Из них: убито — 213; тяжело ранено – 353...

     Для отражения налёта истребители ПВО произвели 173 боевых вылета, провели 25 воздушных боев, по результатам которых доложили о 12 сбитых самолетах противника.

     Хорошо проявили себя пилоты истребителей Як-1. Наибольший успех выпал на долю командира эскадрильи 11-го полка капитана К. Н. Титенкова, который совместно с однополчанами лейтенантом В. Д. Лапочкиным и младшим лейтенантом В. В. Бокачем сбил в районе Звенигорода Хе-111 зав. номер 4228 из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры «Грейф». В состав экипажа самолета входили: пилот обер-фельдфебель Генрих Ганель, штурман и командир отряда обер-лейтенант Отто-Бернгард Хармс (опытнейший лётчик, участник войны в Испании), радист унтер-офицер Франц Пох, механик фельдфебель Антон Пош. Из них 2 лётчика погибли, 2 – были взяты в плен. Между прочим, обер-лейтенант Хармс был посмертно награжден Германским Золотым крестом…

     Один Хе-111 сбил возле Голицыно старший лейтенант Н. Г. Кухаренко из того же 11-го полка, один бомбардировщик – лейтенант Н. В. Гурьев из 562-го полка, также вооруженного истребителями Як-1.

     Однако больше всего воздушных побед заявили лётчики истребителей МиГ-3. Так, капитан С. А. Горелик (16-й полк) уничтожил один Хе-111, в районе Клина сбил Ю-88 старший лейтенант П. В. Еремеев (27-й полк). 

     Среди отличившихся этой ночью советских лётчиков был и старший лейтенант И. Д. Чулков из 41-го полка ВВС Московского военного округа. Впервые взлетев ночью на МиГ-3, он в 2 часа 10 минут около Истры сбил бомбардировщик Хе-111. Наутро обломки этой машины обнаружили командиры штаба 6-го корпуса в районе Подсолнечной.   

     Лётчик 34-го полка старший лейтенант В. А. Гридин (ветеран боев с японцами в небе Китая) доложил об уничтожении одного Ю-88.   

     Кстати, любопытно ознакомиться с докладами лётчиков о своих воздушных победах, на примере пилотов того же 34-го полка. Вот, например, строки из итогового доклада, представленного в конце июля 1941 года командиром полка:    

     «…При втором взлете в 23 часа 40 минут в районе Внуково младшим лейтенантом А. Г. Лукьяновым был атакован Ю-88 или До-215. В районе Боровска (в 10-15 км севернее аэродрома) по бомбардировщику выпущено три длинных очереди. С земли были хорошо видны попадания. Противник вел ответный огонь, а затем резко снизился. Можно полагать самолет сбитым…

     …Младший лейтенант Н. Г. Щербина в 2 часа 30 минут в районе Наро-Фоминска с дистанции 50 метров выпустил две очереди в двухмоторный бомбардировщик. В это время по МиГ-3 открыла огонь зенитная артиллерия, и самолет противника был потерян. Можно полагать самолет сбитым…

     …При втором вылете в 2 часа 40 минут в районе Алабино – Наро-Фоминск на высоте 2.500 метров капитан М. Г. Трунов догнал Ю-88 и атаковал с задней полусферы. Противник снизился до бреющего полета. Капитан Трунов проскочил вперед и потерял противника. Можно полагать самолет сбитым…»

     Примеры достаточно характерны и, хотя в каждом случае командир полка отмечал, что «подтверждений нет» (отсутствуют сведения о падении вражеских самолетов), во всех перечисленных эпизодах на счет лётчиков и полка заносились победы. Надо думать, подобное положение было и в других полках 6-го корпуса…

     Даже недавно сформированной 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, в которой были собраны высокопрофессиональные пилоты-испытатели и имевшей на вооружении самолеты МиГ-3, было засчитано два уничтоженных вражеских самолета: один Хе-111 сбил в районе Красной Пресни лётчик-испытатель М. К. Байкалов, один До-215 сбил над Москвой лётчик-испытатель М. Л. Галлай…

     Кстати, некоторые специалисты по истории военной авиации считают, что Галлай подбил До-17 зав. номер 3367 (бортовой код 5К + ЕТ) из 3-й группы 3-й бомбардировочной эскадры «Блиц». Весь экипаж этого самолета – пилот лейтенант Курт Кун, штурман фельдфебель Вильгельм Гишевски, радист унтер-офицер Ганс Бергман и стрелок унтер-офицер Вальтер Пеликан – попал в русский плен. Однако следует учесть, что, по немецким данным, из-за повреждения мотора самолет произвел вынужденную посадку утром между Витебском и Смоленском, то есть, отлетев от Москвы слишком далеко. Получил ли мотор повреждения от зенитного огня или в результате атак истребителя – ответить крайне затруднительно. К тому же следует заметить, что зенитчики ПВО, расстреляв 29.000 снарядов среднего и малого калибра, а также 130.000 пулеметных патронов, доложили об уничтожении ими 10 вражеских самолетов…

     Точно также затруднительно ответить о причинах потери Хе-111 зав. номер 2918 (бортовой код 5J+CM) из 2-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер», который не вернулся из этого первого налёта на Москву. Судьба пилота лейтенанта Бернгарда Гейсслера, штурмана ефрейтора Карла Кёнига, радиста обер-ефрейтора Виллибальда Нидензу и механика унтер-офицера Йогана Певе так и осталась не известной…

     Вероятно, также подбитый во время налёта на Москву Хе-111 зав. номер 4103 (бортовой код 1Н + DS) из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная» упал и сгорел в 20 км восточнее Минска. Погибли пилот лейтенант Хорст Людвигс, штурман фельдфебель Дитрих Звиккерт, радист ефрейтор Георг Кейль и стрелок ефрейтор Адольф Бруккнер.

     Многие немецкие самолеты были повреждены атаками ночных истребителей и зенитным огнем, а также получили повреждения в результате отказа материальной части или неудачных посадок. Так, только в 53-й бомбардировочной эскадре «Легион Кондор» оказались повреждёнными четыре Хе-111: зав. номер 4010 (на 40%), зав. номер 4254 (на 30%), зав. номер 4177 (на 24%), зав. номер 5672 (на 15%)… 

     Понёс потери и 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Потеряв ориентировку в сложных ночных условиях и израсходовав горючее, вынуждены были спасаться на парашютах старшие лейтенанты А. П. Сергеев и А. Н. Шокун. А из-за возгорания мотора то же самое вынужден был сделать младший лейтенант Зубов. Несколько самолетов получили повреждения…

     Следующей ночью на 23 июля в период с 22 часов 10 минут до 2 часов ещё 125 немецких самолетов произвели налёт на Москву, сбросив 97,8 тонн фугасных бомб и 34.012 штук зажигательных бомб. От взрывов и пожаров пострадали 63 важных объекта (в том числе автозавод имени Лихачева, 1-й Государственный подшипниковый завод, фабрика имени Свердлова, Пресненский машиностроительный завод, завод газоаппаратуры, завод «Москватоль», московский метрополитен, эвакогоспиталь № 5006, больница имени Боткина, поликлиника и другие объекты), а также 96 жилых домов. Пострадало также много мирных жителей: только одной бомбой, попавшей в бомбоубежище на Арбатской площади, было убито около 100 человек…

     Зенитчики заявили, что сбили 3 самолета, с аэростатами заграждения столкнулись 2 самолета. Лётчики-истребители произвели 202 боевых вылета и в ночных боях одержали 10 воздушных побед…

     Снова отлично проявили себя пилоты истребителей МиГ-3. Старший лейтенант В. Н. Ченский (27-й полк) сбил в районе Химок один Ю-88, а старший лейтенант Ф. С. Чуйкин из того же полка уничтожил другой Ю-88 в районе Химкинского водохранилища. Один Хе-111 возле Апрелевки на высоте 2.000 м сбил младший лейтенант А. Г. Лукьянов из 34-го полка. Пилот истребителя Як-1 старший лейтенант Н. Г. Кухаренко (11-й полк) тоже сбил один немецкий бомбардировщик...

     В ночь с 23 на 24 июля во время налёта на Москву с 21 часов 30 минут до 3 часов лётчики Люфтваффе сбросили 140 тонн фугасных и зажигательных бомб. Пострадали многие предприятия: авиазавод № 1 имени Авиахима, автозавод имени Лихачева, машиностроительный завод № 4, завод № 26 и другие. Театр имени Вахтангова был разрушен, были сильно повреждены кинофабрика «Мосфильм», редакция газеты «Известия», зерновой элеватор и многое другое…

     Истребители ПВО совершили 318 боевых вылетов. В районе Голицыно на высоте 2500 м младший лейтенант А. Г. Лукьянов из 34-го полка в лучах прожектора сбил один Хе-111…

     24 июля в 21 час 50 минут на Москву начался новый воздушный налёт. При отражении налёта, зенитным огнем было сбито 2 самолета, в воздушных боях – 3 самолета. В том числе один Ю-88 сбил над южной окраиной Москвы пилот И-16 старший лейтенант Н. П. Бурьян из 16-го полка…               

     В ночь с 25 на 26 июля немецкие бомбардировщики снова произвели налёт на Москву, сбросив 13 фугасных и 150 зажигательных бомб. Бомбами была разрушена небольшая обувная фабрика, частично повреждены завод «Динамо», подсобные помещения заводов № 239, 93 и ремонтная база НКО, пострадали авиазавод № 22, станция Москва-Сортировочная, Южный порт и другие предприятия. Полностью было разрушено 9 и частично – 10 жилых домов, возникли пожары в 13 жилых домах. Пострадало 325 человек, из которых 31 человек погиб…

     Как это ни удивительно, в эту ночь лучше всего действовали лётчики устаревших самолетов. Так, ветеран войны в Испании командир эскадрильи 177-го полка капитан И. Д. Самсонов на И-16 сбил в районе Ленино один Ю-88, освещенный прожекторами. Другой Ю-88 сбил возле Волоколамска пилот И-153 младший лейтенант Т. П. Кохан из 120-го полка…

     Зато при отражении очередного налёта на Москву в ночь с 26 на 27 июля вновь отличились пилоты современных истребителей МиГ-3: капитан Д. И. Ледовский (34-й полк) сбил в районе Москвы один Ю-88, а лейтенант А. А. Липилин (41-й полк) в районе поста № 43 (возле Истры) уничтожил ещё один Ю-88. Между прочим, по данным советской фронтовой печати, из экипажа, сбитого Липилиным самолета, четыре немецких летчика были взяты в плен…

     Самолеты Люфтваффе в ночь с 28 на 29 июля бомбили авиазавод в Москве, аэродром Люберцы, склады в районе Томилина, город Раменское и другие объекты. Воины противовоздушной обороны отрапортовали об уничтожении 10 вражеских самолетов. Один бомбардировщик сбил пилот Як-1 старший лейтенант Н. Г. Кухаренко из 11-го полка. Сбил Ю-88 в районе Серпухова пилот истребителя ЛаГГ-3 капитан Б. К. Висковский (24-й полк)…

     Однако героем ночи был, безусловно, командир эскадрильи 27-го полка старший лейтенант П. В. Еремеев: на истребителе МиГ-3 он в 1 час 36 минут сбил таранным ударом в районе станции Румянцево бомбардировщик, который он классифицировал как Ю-88, а сам приземлился на парашюте. Правда, Еремеев немного ошибся - в действительности был сбит Хе-111.

     Самое любопытное, что таран русского лётчика подтверждают немецкие документы. Согласно им, таранным ударом был сбит Хe-111 зав. номер 4115 (бортовой код 1H+HS) из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». При этом спасся на парашюте только пилот унтер-офицер Антон Зерабек, которому удалось перейти линию фронта и вернуться в свою часть. Остальные члены экипажа – штурман унтер-офицер Густав Энглер, радист ефрейтор Герберт Франке и стрелок ефрейтор Александр Ульрих – погибли…

     Кстати, это был первый ночной воздушный таран в небе Москвы. Свой подвиг П.В. Еремеев совершил на девять ночей раньше, чем прославившийся позже В.В. Талалихин. Однако почему-то, Еремееву тогда не присвоили звание Героя Советского Союза – он получил лишь орден Красного Знамени. И только 21 сентября 1995 года за выдающийся подвиг он был, наконец-то, удостоен посмертно звания Героя России…

     В ночь с 29 на 30 июля капитан Д. И. Ледовский из 34-го полка увеличил свой боевой счет, сбив в районе Москвы ещё один Ю-88…

     Но не все города защищало такое огромное количество средств противовоздушной обороны, как столицу СССР. Поэтому, при массированных налётах многие города, железнодорожные станции и другие объекты подвергались большим разрушениям. Так, в ту же ночь с 29 на 30 июля немецкая 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор» произвела опустошительный налёт на станцию Брянск – Сортировочная. Согласно советским данным, в результате были разрушены: «Восточная сортировочная, тракционные парки, в которых сгорели до 1.000 вагонов, главные пути Москва-Конотоп, Москва-Гомель. Повреждены: Западная сортировочная и тракционный парк, разрушены пути угольного склада, эстакада. Склад № 200 сожжен. Сожжено депо ВД, повреждены котлованы поворотного круга. Выведено из строя 6 паровозов ФД, из них 5 сгорело, шестой разрушен бомбой. 14 паровозов имеют незначительные повреждения. Сожжены: вагонное депо, автоконтрольный пункт и компрессорная. Почти уничтожены дегазационные средства. Убито 20 человек и ранено 80 человек (число жертв уточняется). Бомбежке способствовало отсутствие прожекторов, недостаточное количество зенитной артиллерии и истребителей»...

     Очередной налёт на Москву бомбардировщики противника произвели в ночь с 2 на 3 августа, сбросив не менее 1.715 зажигательных бомб, в результате чего произошло около 20 возгораний...

     Лётчики ПВО сбили в ночных боях два вражеских самолета. Один Ю-88 был засчитан пилоту Як-1 лейтенанту В. Е. Ковалеву из 11-го полка. Младший лейтенант Н. Г. Щербина (34-й полк) на истребителе МиГ-3 сбил в районе Наро-Фоминска один Хе-111…

     Кстати, в эту ночь из состава особой ночной группы майора Г. П. Карпенко впервые были задействованы самолеты Пе-2, оснащенные двумя прожекторами в подкрыльевых каплевидных контейнерах. Считается, что светом своих прожекторов, экипажи «пешек» помогли истребителям ПВО сбить 4 вражеских самолета. Нововведение советской ПВО было отмечено и немцами: в журнале боевых действий 55-й бомбардировочной эскадры «Грейф» было зафиксировано, что «экипажам бомбардировщиков пытались мешать импровизированные русские ночные истребители, которые шарили по небу своими примитивными прожекторами»…   

     А в ночь с 3 на 4 августа при отражении налета на Москву отличились пилоты истребителей МиГ-3 из 34-го полка старшие лейтенанты Н. А. Александров и И. Е. Лукин, сбившие по одному Ю-88 каждый…

     Заместитель командира эскадрильи 177-го полка, участник боев над Карельским перешейком, младший лейтенант В. В. Талалихин, во время налета немцев на Москву в ночь на 6 августа, на самолете И-16 в лучах прожектора сбил бомбардировщик Ю-88 в районе Буково…

     В ночь с 6 на 7 августа, начиная с 22 часов 34 минут, немецкие самолеты снова стали бомбить Москву, при этом взрывами и пожарами были повреждены авиазавод и другие промышленные объекты...

     Истребителями ПВО было сбито 6 самолетов противника, в том числе 5 из них – на счету пилотов истребителей МиГ-3. По одному бомбардировщику записали на свой счет лётчики 16-го полка старший лейтенант Н. П. Дунаев, лейтенант Н. А. Семенов и Н. И. Василевский, командир эскадрильи 27-го полка капитан И. И. Воронин (ветеран войны в Испании), а также заместитель командира 445-го полка капитан В. П. Круглов.

     Именно этой ночью совершил свой подвиг, прославивший его на всю страну, младший лейтенант В. В. Талалихин из 177-го полка: в 23 часа 28 минут без освещения цели прожекторами он, на высоте 4.800 метров, таранил Хе-111 и сам спасся, приземлившись на парашюте возле деревни Мансурово под Подольском.

     Как вскоре выяснилось, таранным ударом был сбит Хе-111 из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». Четыре члена экипажа немецкого самолета – штурманы лейтенанты Йозеф Ташнер и Ганс-Йоахим Гётц, радист унтер-офицер Ганс Франке и механик фельдфебель Готфрид Пуршке – не успели выпрыгнуть с парашютами и разбились в районе деревни Степыхино. Лишь пилоту фельдфебелю Рудольфу Шикку удалось спастись на парашюте. После этого он 21 день пробирался к линии фронта, которая в тот момент проходила в районе Ярцево и Ельни, но, всё таки, угодил в плен в районе Вязьмы. Интересно, что в плену он отдал должное советским лётчикам, признав, что: «Русские ночные истребители действуют здесь превосходно». В дальнейшем, в 1942 году, Шикк умер от туберкулёза в лагере для военнопленных…

     Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, за выдающийся подвиг младшему лейтенанту В. В. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза...

     К сожалению, не все объекты могли быть надёжно защищены средствами ПВО, во многих местах вражеская авиация действовала совершенно безнаказанно, в результате чего ночные налеты оборачивались большими жертвами. Так, в ту же ночь с 6 на 7 августа, когда под Москвой отличился Талалихин, на 116-м километре вблизи станции Марганец Днепропетровской области немецкий самолёт разбомбил эшелон с курсантами Одесского артиллерийского училища. Погибли 64 человека, среди них – старшина З. А. Доний, удостоенный звания Герой Советского Союза за подвиги во время советско-финской войны...

     Лётчики-истребители ПВО отлично провели воздушные бои при отражении налета на Москву в ночь с 9 на 10 августа. Командир эскадрильи 11-го полка капитан К. Н. Титенков на истребителе Як-1 сбил в районе Наро-Фоминска один Ю-88, его однополчанин старший лейтенант Н. Г. Кухаренко тоже сбил один самолет. Капитан Д. И. Ледовский из 34-го полка на истребителе МиГ-3 сбил Ю-88 в районе Внуково. Но самую замечательную победу одержал в ту ночь старший лейтенант В. А. Киселев из того же 34-го полка: в 23 часа 56 минут он таранил и сбил Хе-111 в районе Наро-Фоминска…

     Согласно немецким документам, был потерян Хе-111 зав. номер 4520 (бортовой код A1+HH) из 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры «Легион Кондор». Из экипажа самолета спасся лишь тяжело раненный штурман унтер-офицер Амандус Отруба, который был взят в плен. Остальные члены экипажа – унтер-офицеры пилот Освальд Шлиманн, радист Альберт Ветцель, механик Вильгельм Гизельманн и стрелок Вальтер Краних – погибли…

     Как и в случае с Еремеевым, званием Героя Советского Союза Киселев был обойдён, правда, его наградили высшим советским орденом Ленина…

     Последний крупный налёт немецкой авиации на Москву с участием 83 бомбардировщиков произошел в ночь с 10 на 11 августа. Основной целью налета были аэродромы и авиазаводы в пригородах, на которые сбросили 49 фугасных и 14.000 зажигательных бомб. В результате пострадали корпуса авиазавода № 240 и один из цехов авиазавода № 22 (сгорели три только что построенных бомбардировщика), бомбардировке подверглись Звенигородский, Кунцевский, Солнечногорский районы…

     Действуя в сложных метеоусловиях, воины противовоздушной обороны сбили 6 вражеских самолетов. Один из них – Ю-88 – сбил в районе Наро-Фоминска лётчик 34-го полка младший лейтенант А. Г. Лукьянов…

     Следующей ночью на 12 августа Москву бомбили около 30 вражеских самолетов. Одна из тяжелых бомб угодила в здание Кремлевского Арсенала, полностью разрушив его и повредив многие близлежащие постройки, в том числе здание комендатуры. При этом комендатура Кремля потеряла 15 человек убитыми, 13 пропавшими без вести и 40 ранеными. Разбито было шесть легковых автомашин: две ЗИС-101 и четыре М-1, повреждено два ЗИС-101 и одна М-1. От взрыва другой крупной фугаски, упавшей у Никитских ворот, были повреждены трамвайные пути, контактная сеть, погибло много зенитчиков…

     При отражении этого налёта, лётчик 35-го полка майор М. Ф. Куреш на самолете МиГ-3 сбил в районе Наро-Фоминска один Ю-88…

     А во время отражения налёта в ночь с 15 на 16 августа, один Ю-88 сбил в районе Москвы пилот истребителя Як-1 лейтенант В. Е. Ковалев (11-й полк)…               

     Лётчикам-истребителям приходилось действовать в трудных условиях, у большинства истребителей отсутствовали бортовые радиостанции. Управление истребителями при отражении первых ночных налётов на Москву фактически сводилось лишь к организации их взлета и посадки, в воздухе же они действовали самостоятельно.

     Но, несмотря на все эти недостатки в организации ночного боя истребителей, лётчики ПВО Москвы, проявляя исключительную настойчивость, изобретательность и отвагу в период массированных ночных налётов немецкой авиации на столицу, отражали противника с большими для него потерями. Согласно официальным данным войск ПВО, при отражении 25 ночных налётов немецких военно-воздушных сил на Москву в июле – августе 1941 года истребители произвели 1.855 боевых вылетов ночью и сбили 37 вражеских самолетов.

     Однако после серии успешных ночных воздушных боев, с началом осени удача отвернулась от ночников ПВО. В сентябре 1941 года немецкая авиация небольшими группами произвела 11 ночных налётов на Москву (в ночи на 9, 14, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 29, 30 сентября и в ночь с 30 сентября на 1 октября), но ни один из 80 взлетавших ночью советских истребителей не смог добиться успеха.

     Всего за июль, август и сентябрь 1941 года для отражения ночных налётов на столицу истребители ПВО произвели 1.935 боевых вылетов, провели 105 воздушных ночных боев и сбили 37 вражеских самолетов. Интересно, что в 40 воздушных боях, проведенных при освещении противника прожекторами, было сбито 18 бомбардировщиков, а 19 вражеских самолетов было сбито в 65 боях в темном ночном небе при отсутствии освещения.

     О ночных успехах лётчиков ПВО Москвы в октябре, ноябре и декабре 1941 года сведений нет, вероятно, им больше не удалось одержать ночью ни одной воздушной победы…

     Если в ПВО Москвы деятельность ночных истребителей была результативной (по крайней мере, в июле – августе), то в 7-м истребительном авиационном корпусе ПВО Ленинграда действия «ночников» особого успеха не принесли. Хотя, как уже упоминалось выше, к началу войны из 274 лётчиков-истребителей корпуса 94 лётчика могли летать ночью. Однако, несмотря на наличие довольно большого количества (более трети!) «ночников», добиться больших достижений в ночных воздушных боях они не смогли.

     Так, по советским данным, за июль и август 1941 года на Ленинград немецкой авиацией было совершено 17 групповых налётов (в том числе 9 ночью), а в течение сентября 1941 года – 23 групповых воздушных налета, из них 12 – ночных налетов.

     Истребители ПВО доложили о сотнях сбитых вражеских самолетах (в том числе за сентябрь 120), но о ночных победах нет никаких сведений. Надо сказать, что, действуя в непосредственной близости от фронта в чрезвычайно трудных условиях, лётчики 7-го корпуса ПВО понесли очень большие потери, в том числе в «ночниках». Так, за сентябрь количество боеготовых экипажей в составе корпуса снизилось с 112 до 47, из которых только 5 имели подготовку для действий ночью и в сложных метеоусловиях.

     С 1 октября по 5 декабря 1941 года Люфтваффе произвели на Ленинград ещё 84 налёта, большинство из которых – 69 налётов – были совершены ночью. Бомбардировщики подходили к городу на высоте 5.000 – 6.000 метров с разных направлений небольшими группами или по одному с интервалами между ними в 10 – 20 минут. Судя по всему, за всё это время лётчиками ПВО был достигнут лишь один-единственный успех в ночном воздушном бою.

     Этому предшествовала разумная инициатива командования ВВС Ленинградского фронта, которое приняло решение выделить из состава авиакорпуса один полк и всецело переключить его на ночную работу. Таким образом, 10 октября 1941 года 26-й полк в составе двух эскадрилий был преобразован в полк ночных истребителей. 1-я эскадрилья была укомплектована самолетами И-16 и И-153, 2-я эскадрилья — истребителями Як-1 и МиГ-3.

     Именно лётчик 26-го полка младший лейтенант А. Т. Севастьянов и добился успеха в ночном бою, который произошел в ночь с 4 на 5 ноября. В ту ночь немецкая авиация довольно сильно бомбила Ленинград, при этом пострадал завод «Красный выборжец» и Финляндский вокзал. 

     Патрулируя в небе над Ленинградом, Севастьянов на своем самолете И-153, израсходовав боеприпасы, в 21 час 58 минут протаранил Хе-111, после чего выпрыгнул с парашютом. Потерявшая управление «Чайка» упала на Басков переулок, а лётчик благополучно приземлился на территории Невского машиностроительного завода имени Ленина.

     Протараненный немецкий самолет упал в Таврическом саду. Это был Хе-111 зав. номер 3816 (бортовой код 5J+DM) из 1-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер». С самолета спасся на парашюте и был взят в плен пилот обер-лейтенант Вильгельм Велл. Остальные члены экипажа – унтер-офицеры Вальтер Штрибер, Вальтер Хейнсон и Вальтер Микш – погибли… 

     Между прочим, Севастьянов вскоре после своего тарана был представлен к званию Героя Советского Союза, но так получилось, что этого звания он удостоился уже посмертно 6 июня 1942 года…

     Всего по официальным данным, советскими истребителями ПВО за шесть месяцев 1941 года было уничтожено в ночных воздушных боях 64 вражеских самолета, в том числе, более половины из них – защитниками столицы Советского Союза.

---------------------------------

-2

Подвиг, о котором никто не знал.

По далеко неполным данным, в годы Великой Отечественной войны было зафиксировано более 600 воздушных таранов совершенных советскими лётчиками. Однако многие случаи таранов остались не известными, по разным причинам. Особенно если пилот, совершивший таран, погибал, а очевидцев его подвига не было. Тем не менее, в ходе поисков историкам удаётся открывать всё новые и новые случаи воздушных таранов. Много ценнейшей информации о таранах «сталинских соколов» можно узнать из документов противника и даже с помощью фотографий.

     Вот, например, любопытнейшая фотография с одного из сайтов Интернета: улыбающийся вражеский лётчик, показывает застрявший в фюзеляже его Ме-109 кусок крыла советского истребителя И-153. Действительно, уникальный случай!

     Согласно документам противника, воздушный бой произошел 28 января 1943 года южнее станицы Холмская на Кубани. Во время маневренного боя на малой высоте – всего 200 метров, в 6 часов 20 минут (по вражескому времени), произошло столкновение «Мессершмитта» и «Чайки». Несмотря на сильный удар, в результате которого из фюзеляжа Ме-109 был вырван значительный кусок обшивки, пилоту «мессера» посчастливилось долететь до своего аэродрома и даже произвести благополучную посадку. Кстати, ему была засчитана первая воздушная победа, причем именно тараном...

     А вот русскому пилоту фатально не повезло – вместе со своим самолетом он рухнул на землю и погиб. Судя по всему, в сутолоке боя, его гибель осталась не замеченной другими советскими лётчиками. Поэтому ни в наградных документах, ни в прессе, никаких упоминаний об этом таране не было. Осталось не известным и имя погибшего лётчика…

     Кто же был этим лётчиком? После длительных поисков, мне удалось установить, что единственным лётчиком-истребителем 5-й Воздушной армии погибшим в тот день на Кубани был пилот 977-го истребительного авиационного полка 24-летний младший лейтенант Фёдор Фёдорович Бедняжкин. По одним документам, он считается не вернувшимся с боевого задания из района станицы Северская, по другим – из района станицы Смоленская, юго-западнее Краснодара. Правда, эти станицы находятся несколько восточнее Холмской, но ведь не исключена ошибка в документах тех лет, поэтому о действительном месте гибели лётчика можно только предполагать… 

     Что можно рассказать о Фёдоре Бедняжкине? К сожалению, очень немногое. Известно лишь, что призывался в армию он из Ростова-на Дону, где, очевидно, и родился. В пользу этого говорит и тот факт, что его родители – отец Фёдор Васильевич и мать Мария Денисовна проживали в Ростове в Пролетарском районе на 3-й линии в доме № 53. Кроме родителей, у Фёдора была ещё жена – Бедняжкина Л. Д., проживавшая то ли в самом Ереване, то ли в каком-то селе под Ереваном.   

     Служить в авиации Бедняжкин начал ещё до войны, поэтому считался кадровым лётчиком. А воевать он стал совсем недавно – с 16 января 1943 года. Летал на маневренном истребителе И-153 «Чайка», который неплохо проявил себя при штурмовках вражеских войск, особенно в узких долинах и горных ущельях. Правда, на устаревшем биплане было тяжело сражаться против более скоростных «мессеров». Возможно, именно поэтому, Фёдор Бедняжкин решил уничтожить врага тараном, ударив его крылом своей «Чайки». Конечно, это всего лишь моя догадка, и как всё происходило на самом деле навсегда останется для нас тайной. Но почему бы и не предположить такой вариант, тем более что «сталинские соколы» часто сознательно применяли такой способ боя?       

     Провоевал Бедняжкин всего около двух недель и, кроме воздушного тарана, больше ничего совершить не успел. Даже посмертно его не наградили, так как никто не знал о его подвиге. В общем, не повезло парню с несчастливой фамилией…

     Однако и вражеский лётчик – младший сержант Йозеф Янчович из 13-й словацкой эскадрильи, воевавший на стороне фашистской Германии – ненадолго пережил советского лётчика: уже 29 марта он был тяжело ранен в воздушном бою и на следующий день умер в госпитале…

---------------------

Слева направо: Л. И. Савченко-Львовский, А. А. Захаров, В. П. Шалухо, С. Г. Барановский, Ю. И. Горохов, В. Г. Щеголев.
Слева направо: Л. И. Савченко-Львовский, А. А. Захаров, В. П. Шалухо, С. Г. Барановский, Ю. И. Горохов, В. Г. Щеголев.

Венок памяти лётчикам-истребителям 162-го полка

Обычно в книгах советского периода об истории авиационных частей и соединений, участвовавших в Великой Отечественной войне, никогда не публиковались списки потерь личного состава. Лишь в книге о знаменитом французском полке «Нормандия-Неман» был приведен полный список потерь лётчиков. Не скрывают данные о потерях в Германии: во всех книгах по истории эскадр Люфтваффе обязательно прилагаются длинные списки погибших и пропавших без вести. У нас же на эту тему обычно предпочитают стыдливо отмалчиваться, ограничиваясь описаниями успехов. А ведь о войне можно судить не только по победным реляциям, но и по понесенным жертвам. Разумеется, соотношение успехов и потерь в каждой части или соединении были разными. В данном случае рассмотрим потери 162-го истребительного авиационного «Гродненского» Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полка. Причем, делать какие-нибудь глобальные выводы на этой основе не будем. Просто вспомним тех, кто сражался за нашу Победу и отдал за нее свою жизнь, или перенес нечеловеческие страдания в фашистском плену... 

     …За полгода до начала Великой Отечественной войны, 1 января 1941 года в Западном Особом военном округе на аэродроме Могилёв, из молодого личного состава выпускников летно-технических училищ был сформирован 162-й истребительный авиационный полк. Вооруженный самолетами И-16 и И-153, он вошел в состав 43-й истребительной авиационной дивизии.

     К 22 июня 1941 года 162-й полк базировался в Могилеве, Едлино. На вооружении имел 54 самолета И-16 (из них 4 неисправных), а также И-153.

     В первый день войны полк перелетел на передовой аэродром в Барановичах и получил задание прикрыть железнодорожный узел Барановичи и сухопутные войска в этом районе от ударов немецкой авиации. Лётчики полка в ожесточенных боях добились нескольких воздушных побед, однако из-за неоднократных бомбардировок немецкой авиации, лётное поле аэродрома вскоре стало совершенно непригодным для боевой работы. В ночь на 25 июня был отдан приказ об эвакуации полка, при этом по причине непригодности взлётно-посадочной полосы все оставшиеся самолеты пришлось сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного человека летного состава в ходе первых дней боев, полк 29 июня убыл в Курск, где лётчики стали переучиваться на более современные истребители МиГ-3.

     20 августа полк прибыл на Брянский фронт и до 16 октября вёл боевую работу в составе 60-й смешанной авиационной дивизии, принимал участие в Орловско-Брянской операции. Действуя с аэродромов Карачев и Брянск, лётчики полка выполняли задания по прикрытию своих войск, разведке и штурмовке вражеских аэродромов и войск. 

     Через месяц интенсивных боевых действий полк был отправлен в тыл для переучивания на истребители ЛаГГ-3.

     Всего в 1941 году лётчиками полка было совершено около 1.400 боевых вылетов и сбит 31 самолет противника. При этом полк понес некоторые потери, но полной информации по потерям самолетов и личного состава пока нет. Известно лишь о гибели 4 лётчиков полка. Вот их персональные данные и некоторая информация о боевой деятельности лётчиков:

Пятин Павел Епифанович, 1910
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 28 апреля по 13 августа 1938 года, в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел в Испании 80 боевых вылетов и лично сбил 4 истребителя, кроме того, в Великой Отечественной войне сбил 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1941 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в посёлке Солнцево Курской области (Россия).

Цаплагин Андрей Пантелеевич, 1918
Младший лейтенант, командир звена. 
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
24 августа 1941 года на истребителе МиГ-3 погиб в воздушном бою на Брянском фронте.

Войнов Игорь Иванович, 1910 
Младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи. 
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
30 августа 1941 года на истребителе МиГ-3 не вернулся с боевого задания на Брянском фронте.

Бережной Дмитрий Дмитриевич, 1915
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман полка. 
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
5 (10) октября 1941 года погиб в районе Тулы. Похоронен на Всехсвятском кладбище города Тула (Россия).

     Переучивание на истребители ЛаГГ-3 началось в Сибирском военном округе 26 ноября 1941 года, а завершилось в Московском округе 28 февраля 1942 года.

     Вскоре, 9 марта полк стал воевать на Западном фронте, где принимал участие в Ржевско-Вяземской операции. Поначалу 162-й полк находился в прямом подчинении командования ВВС Западного фронта, а 15 апреля вошел в состав 5-й Ударной авиагруппы Резерва Ставки Верховного Главного Командования, действовавшей в подчинении штаба ВВС Западного фронта.

     Ровно через месяц 15 мая полк был переформирован в 162-й смешанный авиационный полк (первая эскадрилья имела на вооружении истребители ЛаГГ-3, вторая эскадрилья - самолеты Р-5 и Рзет, а третья эскадрилья – самолеты У-2). В таком виде полк продолжал воевать на Западном фронте, теперь уже в составе ВВС 5-й Армии.

     Лётчики полка в 1942 году на самолетах ЛаГГ-3, Р-5 и У-2 произвели 1.873 боевых вылета, при этом в воздушных боях лётчики-истребители полка сбили 19 вражеских самолетов. Сколько было потеряно своих самолетов и лётчиков точно не известно. Есть сведения только о четырех погибших лётчиках-истребителях:

Савченко-Львовский Леонид Иванович, 00.06.1915   
Старший лейтенант, штурман эскадрильи. 
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
27 августа 1942 года в составе четверки самолетов Як-1 вел воздушный бой с семью Ме-109 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» и восемью Хш-126. Во время боя в 12 часов 45 минут лобовым таранным ударом уничтожил истребитель противника Ме-109 в районе Пески и погиб. Считается, что он был похоронен на месте падения самолета в 800 метрах юго-западнее деревни Махотино Кармановского района Смоленской области, а после войны был перезахоронен в братской могиле в центре поселка Карманово Гжатского (Гагаринского) района Смоленской области. Однако это не соответствует действительности. Останки летчика пролежали на месте падения самолета до середины декабря 2015 года, когда сводная команда поисковых отрядов «Рейд» (город Гагарин) и «Надежда» (город Коломна) вместе с местными волонтерами подняли фрагменты самолета Як-1 с останками летчика. Фактически был похоронен осенью 2016 года на воинском мемориале в деревне Петушки Гагаринского района Смоленской области (Россия).

Захаров Александр Александрович, 1916
Старший лейтенант, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1942 года.
27 августа 1942 года в составе четверки самолетов Як-1 вел воздушный бой с семью Ме-109 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» и восемью Хш-126. Около 12 часов 50 минут в районе Махотино сбил один Ме-109, но и сам был ранен. При вынужденной посадке в районе деревни Сажелка разбился и умер. Похоронен на кладбище деревни Дегтярка (Дегтяри) Кармановского района Смоленской области (Россия).

Лебедев Вячеслав Тихонович, 1922
Старшина, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1942 года.
1 сентября 1942 года был атакован двумя истребителями Ме-109 и сбит. Похоронен на кладбище деревни Глазово (Милятино) Можайского района Московской области (Россия).

Иванов Александр Васильевич
Старший лейтенант, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
Произвел 169 боевых вылетов.
18 декабря 1942 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе при взлёте с аэродрома Глазово. Похоронен на кладбище деревни Глазово Можайского района Московской области (Россия).

     В смешанном виде полк провоевал в составе ВВС 5-й Армии Западного фронта почти десять месяцев, до 18 февраля 1943 года, после чего вновь был переформирован в истребительный авиационный полк и заодно перевооружился на истребители Як-1 и Як-7б. А 22 февраля полк приступил к боевой работе в составе 309-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта. Постепенно в ходе боевых действий полк пополнялся самолетами Як-9.

     Участвуя в Ржевско-Вяземской операции, в Курской битве, в Орловской, Смоленской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской и других операциях, лётчики полка в 1943 году совершили 2.191 боевой вылет и провели 146 воздушных боев, в результате которых было сбито 144 самолета противника. Потери полка составили по разным причинам 41 самолет и 22 лётчика:

Грибов Михаил Павлович, 07.11.1919
Младший лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 6 февраля 1942 года.
Произвел более 110 боевых вылетов, провел около 10 воздушных боев, сбил лично 1 и в паре 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени.
3 мая 1943 года в составе группы истребителей Як-1 выполнял задание по прикрытию штурмовиков Ил-2, в воздушном бою севернее города Великие Луки был сбит и упал в болото северо-восточнее деревни Холм. Останки лётчика были найдены в 2009 году возле деревни Фоминская Смоленской области (Россия).

Шалухо (Шалуха) Василий Прокофьевич (Прокопьевич), 15.08.1916
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 27 марта 1942 года.
10 июня 1943 года около 20 часов на истребителе Як-1 вылетел на боевое задание по сопровождению штурмовиков в район аэродрома Сеща (Брянская область, Россия) и не вернулся.

Морозов Юрий Иванович, 1923
Младший лейтенант, старший лётчик
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1 марта 1942 года.
К декабрю 1942 года произвел 120 боевых вылетов, провел 5 воздушных боев, лично сбил 1 и в паре 1 самолет. 
Награжден орденом Красной Звезды. 
15 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Крохалев (Крохолев) Василий Иванович, 1916
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1943 года.
15 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Замриенко Андрей Яковлевич, 1920
Сержант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1943 года.
17 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Потапенко Иван Николаевич, 1919
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. 
К февралю 1943 года произвел 121 боевой вылет на разведку, фотографирование, штурмовку и бомбардировку противника. 
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
18 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Нагорный Василий Трофимович, 1915
Старший лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел более 200 боевых вылетов, провел более 7 воздушных боев, лично сбил 1 самолет и в группе 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
20 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания. Похоронен в братской могиле в деревне Злынь Болховского района Орловской области (Россия).

Морквин Василий Иванович, 10.11.1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1943 года.
26 июля 1943 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Железники Сухиничского района Смоленской области (Россия).

Барановский Степан Григорьевич, 10.11.1916 
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 декабря 1941 года.
Произвел более 300 ночных боевых вылетов на самолете У-2, а также более 100 боевых вылетов на истребителе, провел 13 воздушных боев, сбил 4 самолета.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны 2-й степени.
12 августа 1943 года в период 08.35-08.55 в составе десятки истребителей Як-7б вел воздушный бой с 35 пикировщиками Ю-87 и 14-16 истребителями ФВ-190 в районе Верхняя Песочня. Сбил 1 ФВ-190, но и сам не вернулся из боя. Обломки самолета Як-7б № 4405 и останки лётчика были найдены в январе 2015 года возле деревни Острая Слобода Кировского района Калужской области (Россия).

Елистратов Павел Дмитриевич, 1915
Старший лейтенант, адъютант эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел 85 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 2 самолета.
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
14 августа 1943 года на истребителе Як-7 № 4479 в составе десятки вел воздушный бой с 17 пикировщиками Ю-87 и 9 истребителями ФВ-190, был сбит, в отвесном пикировании упал в лес и погиб. Похоронен в деревне Нижне Борятинская (Нижнее) Спас-Деменского района Смоленской области (Россия). 

Топонкин Василий Григорьевич, 05.01.1910 
Майор, штурман полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Провел более 13 воздушных боев, сбил лично 5 самолетов.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
14 августа 1943 года на истребителе Як-1 № 43141 не вернулся с боевого задания из района деревни Верхняя Песочня Кировского района Калужской области (Россия).

Гаффанов Габдула (Габдул) Гаффанович, 15.12.1921
Младший лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 (27) февраля 1943 года.
Произвел 51 боевой вылет, участвовал в 16 воздушных боях, лично сбил 7 самолетов.
Награжден двумя орденами Красного Знамени.
19 августа 1943 года в период 16.00-18.00 на истребителе Як-7 № 4509 в составе шестерки участвовал в воздушном бою с 12 ФВ-190 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце». В бою сбил один самолет, но и сам погиб. Похоронен в деревне Мамоново Кировкого района Смоленской области (Россия).

Мишко Степан Васильевич, 24.12.1920   
Младший лейтенант (лейтенант посмертно), лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 февраля 1943 года.
Произвел более 40 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 7 самолетов.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
19 августа 1943 года на истребителе Як-7 № 44107 не вернулся с боевого задания. Похоронен в поселке Бетлица Куйбышевского района Калужской области (Россия).

Крутяков Михаил Андреевич, 20.10.1911
Старший лейтенант, летчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1942 года.
2 сентября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Вязьма Смоленской области (Россия). Как стало известно позже, он попал в плен. Дальнейшая судьба неясна, вероятно, погиб в плену. 

Тополь Алексей Александрович, 30.03.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1943 года.
4 октября 1943 года на истребителе Як-7 погиб в воздушном бою с истребителями противника. Похоронен в деревне Малаховка Краснинского района Смоленской области (Россия).

Норкин Павел Алексеевич, 16.11.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 февраля 1943 года.
4 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Федоров Сергей Иванович, 1923
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
13 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Бакаев Тимофей Трофимович, 04.02.1922   
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
13 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Чернышев (Чернышов) Яков Харитонович, 1909
Майор, заместитель командира полка по политической части.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 года.
14 октября 1943 года на истребителе Як погиб в воздушном бою с истребителями противника. Похоронен в деревне Пахомово Краснинского района Смоленской области (Россия).

Алексеев Иван Николаевич, 19.09.1914 
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (с ноября или с 11 декабря) 1941 года.
Произвел на самолете У-2 более 500 боевых вылетов (в том числе 286 ночных), а также на истребителе более 110 боевых вылетов, провел более 11 воздушных боев, сбил лично 5 самолетов.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
14 октября 1943 года на истребителе Як погиб в воздушном бою с истребителями противника на Западном фронте.

Зуев Николай Иванович, 10.07.1923 
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
23 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

     В составе Западного фронта (24 апреля 1944 года был переименован в 3-й Белорусский фронт) полк находился до 28 апреля 1944 года, после чего вместе с 309-й дивизией был передан в состав 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Лётчики полка сражались на Оршанском и Витебском направлениях, участвовали в грандиозной Белорусской и других наступательных операциях. За отличие в боях за овладение городом и крепостью Гродно 162-му истребительному авиационному полку было присвоено почетное наименование «Гродненский», полк был также награжден орденом Красного Знамени.

     Всего в боях 1944 года лётчики полка совершили 3.736 боевых вылетов и сбили 43 вражеских самолета. В свою очередь полк потерял 30 самолетов (в том числе по боевым причинам 19 и по не боевым причинам – 11 самолетов), а также 19 лётчиков:

Горохов Юрий Иванович, 01.08.1921
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 13 июля 1941 года.
Произвел более 350 боевых вылетов, провел более 70 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов и в группе 7 самолетов.
Герой Советского Союза (04.02.1944).
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени.
1 января 1944 года на истребителе Як-7 в составе четверки вылетел на разведку. При возвращении с задания был подбит огнем зенитной артиллерии, перетянул линию фронта, но вместе с самолетом упал в расположении своих войск и погиб. Похоронен в деревне Жваненки (в деревне Красная Горка) Краснинского района Смоленской области (Россия).

Колышевский Евгений Акимович, 14.12.1922 
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 (26) февраля 1943 года.
Произвел более 100 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 6 самолетов и в группе 3 самолета.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
10 января 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь).

Воронков Николай Васильевич, 1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (в 1985 году).
12 февраля 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь). Как выяснилось позже, он попал в плен, из которого был освобожден после окончания войны.

Сероглазов Ростислав Сергеевич, 1917
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (20 августа) 1941 года.
Произвел более 250 боевых вылетов, провел более 20 воздушных боев, сбил лично 9 самолетов и в группе 4 самолета.
Награжден тремя орденами Красного Знамени.
16 февраля 1944 года на истребителе Як-7 погиб при исполнении служебных обязанностей (в авиационной катастрофе). Похоронен в деревне Жваненки Красновского района Смоленской области (Россия).

Мельников Николай Тимофеевич, 1919
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1942 года.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. 
16 февраля 1944 года на истребителе Як-7 погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в деревне Жваненки Красновского района Смоленской области (Россия).

Скоркин Павел Иванович, 1916
Лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в польской кампании с сентября по октябрь 1939 года, в советско-финляндской войне с января по март 1940 года, в Великой Отечественной войне с марта 1942 года.
4 марта 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь).

Митраков Михаил Филиппович, 12.08.1916
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел более 150 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 7 самолетов и в группе 1 самолет.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени. 
7 марта 1944 года на Як-7 истребителе погиб при выполнении боевого задания в районе города Витебск (Беларусь). Похоронен в деревне Жваненки Краснинского района Смоленской области (Россия).

Сохарь Николай Михайлович, 18.05.1922
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1943 года.
27 июня 1944 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Бушково Дрибинского района Могилевской области (Беларусь).

Кузнецов Иван Миронович, 10.09.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 27 июля 1941 года.
Награжден орденом Красной Звезды.
1 июля 1944 года на истребителе Як-9 при выполнении боевого задания по прикрытию переправ через реку Березина в Беларуси не вернулся из полета.

Смольяков Петр Георгиевич, 20.06.1919
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с декабря 1943 года.
2 июля 1944 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Луполово Могилевского района Могилевской области (Беларусь).

Ермаков Михаил Филадельфович, 1921
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 февраля 1943 года.
Произвел более 180 боевых вылетов, провел более 30 воздушных боев, сбил 3 самолета. 
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу».
7 июля 1944 года при посадке на аэродром Пуховичи в кабине его истребителя Як-9 вспыхнуло пламя, самолет с работающим мотором упал в болото в 2,5 км северо-восточнее города Пуховичи. Самолет и останки пилота были случайно обнаружены во время мелиоративных работ в 1990-х годах, после чего лётчик был похоронен на берегу реки Титовка возле города Марьина Горка Пуховичского района Минской области (Беларусь).

Толпеко Александр Иосифович, 1922
Лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1943 года.
Сбил лично 2 и в составе группы 3 самолета.
Награжден орденом Красного Знамени.
26 июля 1944 года на истребителе Як-9 погиб в воздушном бою, при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Белостока. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Силка Иван Васильевич, 28.02.1922
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня (с 5 сентября) 1943 года.
К концу мая 1944 года произвел 39 боевых вылетов.
Награжден орденом Красной Звезды.
26 июля 1944 года на истребителе Як-9 при возвращении из боевого вылета в район Белосток, будучи раненым, свалился в пике при посадке и врезался в землю. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Щеголев Владимир Георгиевич, 12.06.1921
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с февраля 1942 года.
Произвел более 350 боевых вылетов, провел около 60 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов и в группе 4 самолета.
Герой Советского Союза (18.08.1945).
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
29 июля 1944 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою с истребителями противника в районе Белостока. Выбросился с парашютом, но ударился о стабилизатор своего самолета и погиб. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Иванов Николай Григорьевич, 1923
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1943 года.
2 августа 1944 года на истребителе Як-9 выполнял боевое задание по прикрытию наземных войск в районе города Августов (Польша). В воздушном бою с истребителями противника был сбит, упал на вражеской территории и пропал без вести. Как выяснилось позже, лётчик попал в плен, из которого был освобожден после войны.

Блохин Георгий Георгиевич, 22.04.1923 
Лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 января 1942 года.
К началу августа 1943 года на самолете У-2 произвел 305 ночных боевых вылетов и 906 вылетов на связь, кроме того, позже произвел несколько десятков боевых вылетов на истребителе Як-9.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
5 августа 1944 года на истребителе Як-9 не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Кнышинь (Польша).

Ситченков Петр Семенович, 20.08.1920 
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 19 марта 1944 года.
К середине сентября 1944 года произвел 46 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя.
Награжден орденом Красной Звезды.
16 октября 1944 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою в районе Шигувска. С высоты 700 метров выпрыгнул с парашютом, но парашют загорелся и лётчик разбился. Похоронен в деревне Псара (6 км восточнее города Пултуск, Польша). 

Кириленко Иван Федорович, 1922 
Лейтенант, лётчик (стажер Одесской военной авиационной школы).
Участвовал в Великой Отечественной войне с 15 октября 1944 года.
26 октября 1944 года на истребителе Як-9 при выполнении боевого задания был сбит огнем зенитной артиллерии противника в районе города Пултуск. Вместе с самолетом упал и погиб в 1 км северо-западнее деревни Хмелево (район Пултуска, Польша). 

Грибков Федор Селиверстович, 14.01.1918
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 июня 1944 года.
18 ноября 1944 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Стог Остров-Мазовецкого района (Польша).

Пинчук Григорий Григорьевич, 1920
Старший сержант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1944 года.
13 декабря 1944 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе в районе Брест (3 км западнее города Бяло Подляска, Польша). Похоронен на месте катастрофы.

Трубачев Николай Михайлович, 09.02.1919
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября (ноября) 1941 года.
К середине июля 1944 года на самолете У-2 произвел 279 ночных боевых вылетов и 3.300 полетов на связь и спецзадания, а также на истребителе 60 боевых вылетов, провел 7 воздушных боев, сбил лично 1 и в группе 1 самолет. 
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
22 декабря 1944 года на истребителе Як-9 погиб при выполнении боевого задания в районе Остров-Мазовецкий (2 км западнее аэродрома Комарово). Похоронен в деревне Сток Острув-Мазовецкого района (Польша).

     В заключительных боях 1945 года полк принимал участие в Восточно-Прусской, Млавско-Эльбингской, Кёнигсбергской, Восточно-Померанской, Хойнице-Кезлинской, Данцигской,  Берлинской и Штеттинско-Ростокинской наступательных операциях. Уже после окончания войны за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Пренцлау, Ангермюнде и проявленные при этом доблесть и мужество 162-й полк был награжден орденом Суворова 3-й степени.

     Лётчики 162-го авиаполка произвели в 1945 году 2.612 боевых вылетов и одержали последние 14 воздушных побед. Потери полка составили 17 истребителей, правда, только 4 из них были потеряны по боевым причинам. Последними жертвами войны стали 4 лётчика полка:

Стадник Петр Андреевич, 1915
Старшина, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1944 года.
16 января 1945 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою с истребителями противника. Упал на территории противника в районе деревни Суледтин (10-11 км западнее города Цеханув, Польша).

Кривов Иван Васильевич, 00.01.1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 9 марта 1944 года.
К середине октября 1944 года произвел 59 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, сбил лично 2 самолета.
Награжден орденом Красной Звезды.
13 февраля 1945 года погиб при автомобильной катастрофе в районе Цеханув-Пшеснам. Похоронен в городе Пшасныш Варшавского воеводства (Польша).

Феоктистов Иван Николаевич, 27.07.1922
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1943 года.
К началу сентября 1944 года произвел 42 боевых вылета, провел 12 воздушных боев.
Награжден орденом Красной Звезды.
20 марта 1945 года на истребителе Як-9 выполнял боевое задание по сопровождению штурмовиков Ил-2. В районе города Данциг (ныне Гданьск, Польша) был сбит огнем зенитной артиллерии и с горящим самолетом врезался в землю.

Дмитриев Виктор Николаевич, 03.03.1918
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1944 года.
22 апреля 1945 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в местечке Шнатов (54 км северо-восточнее города Щецин, Польша).

     Всего, за весь период войны лётчиками 162-го истребительного авиационного полка было произведено 11.822 боевых вылета и сбит 251 вражеский самолет. Успехи были достигнуты ценой немалых потерь в материальной части и личном составе полка. Всей информации по потерям в 1941 году нет, но можно предположить, что потери в самолетах были большими (только при эвакуации с аэродром в Барановичах было сожжено около 50 истребителей). Также не известны потери, понесенные в 1942 году.

     Лишь начиная с 18 февраля 1943 года, есть полная информация по потерям. Согласно этим сведения 162-й полк в 1943-1945 годах потерял 88 истребителей (58 по боевым причинам), в том числе 1 И-16, 2 ЛаГГ-3, 9 Як-1, 33 Як-7б и 43 Як-9. Погибли или попали в плен 45 лётчиков. Кроме того, по неполным данным, в 1941 и 1942 годах погибли ещё не менее 8 пилотов истребителей. А ведь были ещё жертвы среди лётчиков лёгких самолетов Р-5, Р-зет и У-2, а также среди инженерно-технического состава полка. Ну и напоследок – традиционная фраза: список потерь не претендует на полноту и нуждается в уточнении…

Венок памяти лётчикам-истребителям 162-го полка (Олег Каминский) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Помни крылатых героев Халхин-Гола!
Литературный салон "Авиатор"5 января 2024

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Олег Каминский | Литературный салон "Авиатор" | Дзен