Найти тему
npoBce4to3nal

Три юбилея Кунсткамеры

Среди многочисленных юбилеев 2023 безусловным лидером было 320-летие Санкт-Петербурга. Пётр Великий поспешил закрепить статус отвоёванных северных территорий основанием города на берегах полноводной Невы, а в 1712-1714 годах перенёс сюда столицу России. Одновременно из Москвы переехал учреждённый годом ранее указом Петра правительствующий Сенат. Именно здесь 8 февраля 1724 г. (28 января по старому стилю) Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». А ещё раньше в 1714 году Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости. В документах об учреждении Академии наук Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии, а фонд — как инструмент, способствующий её деятельности. Так Кунсткамера стала колыбелью российской науки и потому празднование 300-летия Российской академии наук начнут стартовало именно здесь 8 февраля в День российской науки. Главным же юбилей этого года 310-летие самой Кунсткамеры будут праздновать весь год.

Указ «О праздновании 300-летия Российской академии наук» подписан президентом 6 мая 2018 года, 5 декабря 2022 года учреждена памятная медаль к 300-летию Российской академии наук, её получат учёные, внесшие существенный вклад в научно-технологическое развитие России и те, кто содействовал выполнению возложенных на академию наук задач.

Ещё один юбилей - 75-летие Музея Михаила Васильевича Ломоносова Кунсткамера уже отметила 5 января этого года. Место для музея на третьем этаже башни Кунсткамеры было выбрано не случайно, ведь это единственное сохранившееся в Петербурге здание, где М.В.Ломоносов бывал. Здесь он работал с 1741 года до самой смерти - по 1765 год.

Хотя считается, что облик здания не изменился с петровского времени, башня, в которой разместился музей М.В.Ломоносова, после пожара 1747 года практически перестала существовать, здание было восстановлено архитектором С.И. Чевакинским в 1751-1757 годах с рядом изменений, отразившихся на его архитектурном облике. Больше всего бросалось в глаза отсутствие верхней части башни. В «усеченном» виде Кунсткамера простояла почти 200 лет. Лишь в 1947-1948 годах Кунсткамере возвратили облик, близкий первоначальному, воссоздав верхнюю часть башни с армиллярной сферой *). Автором проекта реконструкции был архитектор Роберт Исаакович Каплан-Ингель, один из инициаторов создания Музея М.В.Ломоносова и его первый директор. Создание музея задача трудная, а в первые послевоенные годы архитрудная. Предстояло найти, приобрести, наконец, создать предметы для музея. Так как подлинных вещей, принадлежавших М.В. Ломоносову, осталось немного, в музее воссоздана обстановка конференц-зала, в котором в XVIII веке проходили заседания Академии наук с участием Ломоносова. Оригинальный академический стол, который здесь стоял с самого основания Академии наук, окружают стулья профессоров, адъюнктов и кресло для президента.

Фото 1949 г.
Фото 1949 г.
Зал музея М.В.Ломоносова 2024
Зал музея М.В.Ломоносова 2024

У стен и на столах уникальные научные приборы и инструменты эпохи, среди которых наиболее известен Большой Готторпский глобус: первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий. Сохранились мозаичные портреты, изготовленные в мастерской Ломоносова. Макет химической лаборатории учёного на 1-ой линии Васильевского острова, где был первый академический ботанический сад, в который из академических экспедиций присылали семена, черенки, чтобы, высадив в саду, понять смогут ли в северном климате эти растения выжить.

М.В.Ломоносов. Гравюра
М.В.Ломоносов. Гравюра

Музей М.В.Ломоносова - «универсального человека»: энциклопедиста, географа и экономиста, геолога, физика, астронома и химика, приборостроителя, металлурга, основоположника науки о стекле, поэта, художника, филолога, историка и отца российского образования, по существу является единственным в России музеем истории Российской академии наук.

________________________________

О юбилее Академии наук см. https://scientificrussia.ru/articles/k-300-letiu-rossijskoj-akademii-nauk-skaz-pro-to-kak-car-petr-akademiu-sozdaval Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Об истории строительства Кунсткамеры см. https://journal.kunstkamera.ru/files/journal_kunstkamera/2020_04/kk_4_2020_65-78_uhnalev.pdf?ysclid=lr7r80tpm7443119896

Хотя считается, что облик здания Кунсткамеры не изменился с петровского времени, башня, в которой разместился музей М.В.Ломоносова, пострадавшая при пожаре 1747 года практически перестала функционировать, здание было восстановлено архитектором С.И. Чевакинским (1709 или 1713 — между 1772 и 1780; по другим данным после 1783) в 1751-1757 годах с рядом изменений, которые отразились на его архитектурном облике. Больше всего бросалось в глаза отсутствие верхней части башни. В «усеченном» виде Кунсткамера простояла почти 200 лет. Лишь в 1947-1948 годах Кунсткамере возвратили облик, близкий первоначальному, воссоздав верхнюю часть башни с армиллярной сферой *). Автором проекта реконструкции был архитектор Роберт Исаакович Каплан-Ингель (1884 - 1951), один из инициаторов создания Музея М.В.Ломоносова и его первый директор. Идею активно поддержал Президент Академии наук СССР академик Сергей Иванович Вавилов (12 марта 1891 — 25 января 1951).

Армиллярная сфера на верхнем этаже Кунсткамеры
Армиллярная сфера на верхнем этаже Кунсткамеры
Украшение башни Кунсткамеры - армиллярная сфера
Украшение башни Кунсткамеры - армиллярная сфера

Указ Президента России о праздновании 300-летнего юбилея Российской академии наук опубликован 6 мая 2018 см. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070001?ysclid=lr7su6jrhb259503503

5 декабря 2022 года учреждена медаль к 300-летию Российской академии наук. Награда будет присуждаться не только российским и иностранным членам академии, но и профессорам РАН, работникам самой академии, научных и образовательных организаций страны с большим стажем, а также россиянам, которые внесли существенный вклад в научно-технологическое развитие России и содействовали выполнению возложенных на РАН задач.

Изображение Петра Великого на фоне Кунсткамеры. Материал медали - латунь
Изображение Петра Великого на фоне Кунсткамеры. Материал медали - латунь

*) Армиллярная сфера - астрономический инструмент, использовавшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил.