Найти тему
ДПИ

Диодный лазерный гравер: выбор, обслуживание, окупаемость

Один из множества заказов
Один из множества заказов

По сравнению с газовыми и оптоволоконными лазерами все диодные лазерные граверы могут показаться одинаковыми, отличаясь лишь размерами станка и мощностью лазерных модулей. На самом деле это не так, и, выбирая только по таким внешним признакам, как размер рабочего поля, мощность или бренд, можно потом сильно разочароваться.

Начнём с того, что разные бренды, при условно одинаковом качестве изделия, оказывают разную техническую поддержку. То есть, при одинаковом качестве станка, в случае возникновения проблемы, вы можете получить реальную помощь или отписку, или вовсе не получить ответа. Я работаю с NEJE, а также помогаю другу решать проблемы с его ORTUR, в результате чего довелось познакомиться и с продукцией ZBAITU, которым заменили убитый ORTUR. И по личному опыту могу сказать, что только NEJE оказывает действительную поддержку. Причём поддержка эта не только советами, а в том числе и бесплатной заменой лазерного модуля, чего больше ни у кого не видел.

Первый гравер NEJE я купил три года назад, на Алиэкспресс. Рабочее поле 810 х 460 мм, оптическая мощность лазера 30 ватт. Согласно прилагаемой инструкции, выставил мощность на 100%, и через день лазерный модуль умер. Продавец попался чёрствый, но в результате спора удалось добиться возврата товара и средств, однако отправленный мной гравер до Китая не дошёл, развернули на таможне из-за ковида. Купил новый лазерный модуль, тоже 30 ватт, но у другого продавца. Опять выставил 100% мощность, через несколько дней лазер умер. В этот раз возврат оформили в российское представительство NEJE, деньги вернули. Купил снова такой же модуль, опять у другого продавца, а заодно купил стабилизатор напряжения и антистатик, сделал заземление на станок. В мастерской в зимнее время очень большая статика была, страшно было прикасаться к металлу, било током, так что списал все поломки на это. Новый модуль подключил через стабилизатор, а также, следуя советам опытных мастеров, на всякий случай ограничил мощность 90%, и он до сих пор в рабочем состоянии.

Потом купил модуль 80 ватт, тоже NEJE, и он через пару дней начал жечь на полную мощность, не реагируя на настройки. Техподдержка прислала бесплатно новую микросхему, но я не сумел её установить, там нужны продвинутые навыки пайки. Тогда прислали вообще новый модуль в сборе, тоже бесплатно. В итоге у меня рабочий модуль, который сейчас стоит более 25 тысяч, и комплект из неисправного модуля и микросхемы, из которых можно собрать рабочий модуль. Вывод - с NEJE можно иметь дело, они в беде не бросают, за качество отвечают.

Друг купил тоже сперва NEJE, а потом, в целях увеличения производительности, прикупил и ORTUR. Работают они у него каждый день и целый день, на износ. В результате NEJE начал деградировать, луч расфокусировался. Но, поскольку гарантийный срок не кончился, обратились в техподдержку - и ему прислали новый модуль. Старый модуль при этом возвращать не пришлось. Потом у друга закоптилась линза на ORTUR, и вскрылась такая проблема - он использовал родную, фирменную подачу воздуха через сопло, надеваемое поверх линзы, а там возникает давление во все стороны, и воздух идёт не только вниз, но и на линзу, причём с маслом из компрессора. Да, сам виноват, надо или мембранный безмасляный компрессор использовать, или хороший фильтр ставить на воздух из масляного компрессора. Но мембранный компрессор неэффективен при резке фанеры, поэтому те, кто режет помногу, используют обычные поршневые масляные компрессоры, но тогда и линзы постоянно чистить приходится, и менять их, и воздушные фильтры менять. Я, например, подвожу воздух в точку реза через внешние трубки - толстые ветеринарные иглы для шприца. Одна игла направлена по оси Х, другая по оси Y, так, чтобы рез продувался хорошо при любом его повороте. Но это на NEJE, там есть достаточное пространство между модулем и поверхностью матерала, в которое удобно направить иглы с воздухом, а на ORTUR это неудобно, и пришлось использовать стандартную подачу воздуха, которая приводит к загрязнению оптики и выводу модуля из строя.

Мой друг не почистил вовремя линзу, в результате чего она загрязнилась настолько, что луч лазера раскалил её и она треснула. Заменить не удалось, так как треснули оба стекла, в том числе и верхнее, которое приклеено и замене не подлежит. Модуль на гарантии, но ни продавец, ни техподдержка ORTUR просто не ответили на наше обращение. В итоге я заменил ему оптику на самодельную, сделанную на основе объектива для смартфона. Режет, но линия реза уже чуть толще.

Ещё чем мне не понравился ORTUR - убогое инженерное решение при создании модуля 80 ватт. Громоздко и безобразно. Два блока питания по 24 вольта, отдельно на материнку и на лазерный модуль. На модуль крепится дополнительная, ничем не прикрытая плата, к которой подключается провод, и в сам модуль идёт провод, и в материнку провода - в общем, франкенштейн, а не рабочий инструмент. И это полбеды. Главное - нет подсветки луча в режиме ожидания, то есть, невозможно точно прицелиться перед началом работы, луч включается только в процессе работы, и если чуть промахнулся, заготовка будет испорчена. Приходится компоновать детали в материале с большим запасом, а это лишний расход материала.

В связи со всем этим друг решил купить новый модуль, причём руководствовался тем же принципом, по которому в своё время выбрал ORTUR - лишь бы подешевле. Купил модуль 80 ватт от ZBAITU, подключили его через материнку от NEJE, которую когда-то техподдержка NEJE прислала мне бесплатно вместе с новым модулем взамен неисправного, добавив ещё и блок питания, тоже совсем бесплатно. В общем, если бы не NEJE, мы бы давно забросили это дело.

ZBAITU пришёл в комплекте с переходниками для граверов разных брендов, в том числе и для NEJE, но переходник не подошёл. Продавец отвечал доброжелательно, но техподдержка неразвита, ничем помочь не в состоянии. Думали уже оформлять возврат, но я перепаял распиновку переходника и модуль заработал. Пока мучились с подключением модуля, пробовали подключить его и к ORTUR, тем более, что там даже переходник не требуется, якобы полная совместимомть стандартов. Но именно та модель ORTUR, которая у друга - OLM2 S2 LU2-10A - это реально франкенштейн, к которому уже ничего пришить невозможно.

Вывод. Если хотите, чтобы ваш гравер жил долго и счастливо - покупайте NEJE. Он дороже конкурентов на рынке диодных граверов, но значительно дешевле газовых, так что вы всё равно экономите, выбирая диодный, и мелочиться, выбирая самый дешёвый из дешёвых, не стоит.

А теперь об окупаемости. Практически не имея опыта, я окупил гравер в первый же месяц. Хватило смекалки не зацикливаться на фанере, а комбинировать разные материалы и разные техники. Например, кулоны из бересты с ажурными вставками из берёзового шпона, вставки вырезаны гравером. Или браслеты из бересты с тиснёным рисунком, штампы вырезаны гравером на фанере и линолеуме. Те же браслеты из бересты, рисунок нанесён гравером прямо на бересту, с обратной стороны дарственная подпись. А также портреты на спилах дерева, шкатулки из фанеры с ажурными накладками из шпона, гребни для волос из трёхслойного толстого шпона, рамки на кулоны-зеркала, брелоки из бересты, дерева и кожи с гравировкой и прочая подобная мелочь. Это всё в первый месяц, когда просто испытывал гравер (тот, что наконец-то не сгорел ). А потом ещё было много заказов на тематические сувениры, и заказчики предпочитали заказывать мне, потому, что я не зацикливаюсь на работе с фанерой, как большинство владельцев подобных граверов. Формально конкуренты у меня есть - в нашем селе как минимум ещё трое владеют граверами, у одной конкурентши газовый гравер. Но тут фантазия важнее, чем оборудование, и просто купить гравер подороже и резать на нём модели, скачанные в интернете - такое не прокатит.

Так что берите гравер, если можете на нём делать не тлько то, что все остальные, а что-то особенное.