Если клиент отказался или не пришёл на услугу — когда можно оставить предоплату себе.
Посмотрим попроще, на примерах.
Дизайнер обещал Ипатию сделать сайт, взял 10 000 руб. предоплаты.
Дизайнер не может написать в договоре, что предоплата не возвращается — это незаконно (ст. 328, 453, 717, 731, 782 ГК РФ, ст. 32 «Закона о защите права потребителей»).
Ипатий передумал и отказывается от сайта. Что же, возвращать ему все деньги?
Дизайнер может поступить хитрее. Прописать в договоре, какие расходы он несёт при выполнении заказа. Но эти расходы должны быть подтверждены чеками.
Например, оплата графического редактора, фото со стоков. Лучше описать эти сервисы в техзадании, чтобы любой суд точно отнёс их именно к работе над сайтом Ипатия.
Но вот написать, что в расходы входит упущенная прибыль дизайнера, нельзя (ст. 15 ГК РФ). Всё, что не входит в расходы дизайнера по чекам, нужно вернуть. срок — неделя с того момента, как Ипатий попросил об этом.
Но, есть хитрость)
Можно увеличить этот срок в договоре. Например, написать, что предоплату вернут в течение 10 рабочих дней (ст. 314 ГК РФ).
Ипатий имеет право отказаться от сайта в любой момент. Если работа уже начата (сделана главная страница), Ипатий должен оплатить эту часть работы. Но! Если у него нет претензий по качеству.
Другой случай — Ипатий записался на консультацию по платному аудиту своего сайта, но не вышел на связь в назначенный день.
Тогда дизайнер оставляет предоплату себе (ст. 781 ГК РФ). Но.
Если Ипатий покажет справку из травмпункта (или какой-то другой документ о том, что он не мог находиться на консультации), деньги придётся вернуть.
Итак, что чтобы не возвращать всю предоплату при отказе клиентов, специалистам нужно определить свои расходы в договоре.
Можно разбить работу на этапы и прописать стоимость каждого из них.
Можно написать, какие траты будет нести специалист в ходе оказания услуги.