Найти тему

О стариках, местах, смерти и Маккарти | «Старикам тут не место»

Оглавление

Что вы представляете себе, когда речь заходит о вестерне? Явно Техас, перекати-поле, прогнивший салун... На Диком Западе все живут в маленьких городках, где каждый день идёт борьба за наживу и за собственные жизни. Люди там грубые, неотесанные, носят с собой оружие и пьют виски каждый день. Они не уважают закон и порядок, а женщины не имеют никаких прав. Все, что интересует жителей Дикого Запада - это деньги, слава и... желание выжить? И в такие моменты ты точно понимаешь, что старикам, которые привыкли жить по старым законам, тут явно не место.

Обложка романа Кормака Маккарти «Старикам тут не место»
Обложка романа Кормака Маккарти «Старикам тут не место»

Кто такие старики и почему им там нет места?

Роман Кормака Маккарти «Старикам тут не место» был опубликован в 2005 году и сразу стал бестселлером. Это произведение является одним из самых ярких примеров современного американского постмодернизма и представляет собой уникальное сочетание различных литературных стилей и техник. Не зря многие читатели и критики сравнивают его с другим американским писателем Уильямом Фолкнером. Что же их объединяет? Проблемы людей и их жизни в обществе, насилие, угнетение слабых, честность и стиль письма. И Фолкнер, и Маккарти используют множество повторяющихся предложений, напоминающих, возможно, поток мыслей, сходный с потоком мыслящего человека.

Роман написан с соблюдением одного правила - точка ставится в конце предложения.
Роман написан с соблюдением одного правила - точка ставится в конце предложения.

Сюжет произведения разворачивается вокруг обычного человека, Льюэллина Мосса, который своим, казалось бы, обдуманным решением украсть у мёртвых наркоторговцев (раз они мёртвые, то это не считается воровством) случайно запускает кровавую волну, которая накрыла весь Техас. Он обнаруживает чемодан с деньгами и наркотиками, которые были связаны с этими преступлениями. Мосс решает взять себе чемодан и начать новую жизнь, но его приключения только начинаются. По его следам идёт не только картель, но и бездушный убийца Антон Чигур, который, словно древнегреческая Фемида, решает, кому жить, а кому - умереть. А уже за ними идёт неспешным шагом шериф Эд Том Белл, который только и мечтает о том, чтобы выйти на пенсию.

Эти герои формируют триаду: спасатель, жертва, убийца, который дополняют друг друга. Каждый из них является стариком, мужчиной старой закалки. Кто-то прошёл Вьетнам, кто-то всю жизнь посвятил долгу и чести, а кто-то просто вершит «справедливость». В месте, где живёт эта триада, не осталось места старикам с их опытом, угасающими идеалами о чести, отказом от великой американской мечты.

-3

Говоря о мечте, стоит оценить образ Антона Чигура, который воплощает силу судьбы. У него нет желаний, нет мечтаний. Единственная его цель - устранить Мосса, попутно верша судьбу встречных героев. Он, как отмечает Бахтин в своей работе, словно неумолимый древнегреческий рок, который повис над жизнями героев, от которого нельзя спрятаться, уйти или избежать. Ты можешь попытаться спрятаться в дешёвом мотеле, ты можешь уехать, бросить всё… Но судьбу ты не изменишь. Мосс и Чигур, получив ранение, оказались в пограничной ситуации на пороге смерти. И каждый, кто сможет победить смерть, сможет преодолеть всё и вся, став сверхчеловеком, способным перегнать время. Чигур оттого и выступает как некая сверхчеловек, который не воспринимается человеком.

Идея

Роман «Старикам тут не место» является ярким примером постмодернисткой американской литературы. В нем автор поднимает ряд важных проблем, связанных с жизнью общества и человека в нем.

Основная идея произведения заключается в том, что люди могут быть втянуты в опасные ситуации, не имея возможности контролировать происходящее. Главный герой, Мосс, становится свидетелем преступления и сталкивается с последствиями своих действий. Он пытается скрыться от преследователей, но это только усугубляет его положение. Автор также поднимает проблему насилия и жестокости, которые присутствуют в жизни людей. Антон, убийца, преследует Мосса, не останавливаясь ни перед чем. Он готов убить любого, кто встанет на его пути.

Если задуматься, то эта тема довольно актуальна для современной Америке, в котором каждый может носить оружие и применять его в целях самообороны (или нет?). С одной стороны, у нас есть точная уверенность в том, что человек сможет защитить себя и своих близких… А с другой - массовые расстрелы, школьные теракты и прочее.

Кроме того, в романе поднимается вопрос о том, насколько люди могут контролировать свою жизнь. Мосс и Белл пытается изменить свою жизнь, но в итоге становятся жертвой обстоятельств.