Что вы представляете себе, когда речь заходит о вестерне? Явно Техас, перекати-поле, прогнивший салун... На Диком Западе все живут в маленьких городках, где каждый день идёт борьба за наживу и за собственные жизни. Люди там грубые, неотесанные, носят с собой оружие и пьют виски каждый день. Они не уважают закон и порядок, а женщины не имеют никаких прав. Все, что интересует жителей Дикого Запада - это деньги, слава и... желание выжить? И в такие моменты ты точно понимаешь, что старикам, которые привыкли жить по старым законам, тут явно не место.
Кто такие старики и почему им там нет места?
Роман Кормака Маккарти «Старикам тут не место» был опубликован в 2005 году и сразу стал бестселлером. Это произведение является одним из самых ярких примеров современного американского постмодернизма и представляет собой уникальное сочетание различных литературных стилей и техник. Не зря многие читатели и критики сравнивают его с другим американским писателем Уильямом Фолкнером. Что же их объединяет? Проблемы людей и их жизни в обществе, насилие, угнетение слабых, честность и стиль письма. И Фолкнер, и Маккарти используют множество повторяющихся предложений, напоминающих, возможно, поток мыслей, сходный с потоком мыслящего человека.
Сюжет произведения разворачивается вокруг обычного человека, Льюэллина Мосса, который своим, казалось бы, обдуманным решением украсть у мёртвых наркоторговцев (раз они мёртвые, то это не считается воровством) случайно запускает кровавую волну, которая накрыла весь Техас. Он обнаруживает чемодан с деньгами и наркотиками, которые были связаны с этими преступлениями. Мосс решает взять себе чемодан и начать новую жизнь, но его приключения только начинаются. По его следам идёт не только картель, но и бездушный убийца Антон Чигур, который, словно древнегреческая Фемида, решает, кому жить, а кому - умереть. А уже за ними идёт неспешным шагом шериф Эд Том Белл, который только и мечтает о том, чтобы выйти на пенсию.
Эти герои формируют триаду: спасатель, жертва, убийца, который дополняют друг друга. Каждый из них является стариком, мужчиной старой закалки. Кто-то прошёл Вьетнам, кто-то всю жизнь посвятил долгу и чести, а кто-то просто вершит «справедливость». В месте, где живёт эта триада, не осталось места старикам с их опытом, угасающими идеалами о чести, отказом от великой американской мечты.
Говоря о мечте, стоит оценить образ Антона Чигура, который воплощает силу судьбы. У него нет желаний, нет мечтаний. Единственная его цель - устранить Мосса, попутно верша судьбу встречных героев. Он, как отмечает Бахтин в своей работе, словно неумолимый древнегреческий рок, который повис над жизнями героев, от которого нельзя спрятаться, уйти или избежать. Ты можешь попытаться спрятаться в дешёвом мотеле, ты можешь уехать, бросить всё… Но судьбу ты не изменишь. Мосс и Чигур, получив ранение, оказались в пограничной ситуации на пороге смерти. И каждый, кто сможет победить смерть, сможет преодолеть всё и вся, став сверхчеловеком, способным перегнать время. Чигур оттого и выступает как некая сверхчеловек, который не воспринимается человеком.
Идея
Роман «Старикам тут не место» является ярким примером постмодернисткой американской литературы. В нем автор поднимает ряд важных проблем, связанных с жизнью общества и человека в нем.
Основная идея произведения заключается в том, что люди могут быть втянуты в опасные ситуации, не имея возможности контролировать происходящее. Главный герой, Мосс, становится свидетелем преступления и сталкивается с последствиями своих действий. Он пытается скрыться от преследователей, но это только усугубляет его положение. Автор также поднимает проблему насилия и жестокости, которые присутствуют в жизни людей. Антон, убийца, преследует Мосса, не останавливаясь ни перед чем. Он готов убить любого, кто встанет на его пути.
Если задуматься, то эта тема довольно актуальна для современной Америке, в котором каждый может носить оружие и применять его в целях самообороны (или нет?). С одной стороны, у нас есть точная уверенность в том, что человек сможет защитить себя и своих близких… А с другой - массовые расстрелы, школьные теракты и прочее.
Кроме того, в романе поднимается вопрос о том, насколько люди могут контролировать свою жизнь. Мосс и Белл пытается изменить свою жизнь, но в итоге становятся жертвой обстоятельств.