Спектакль глазами психолога
Когда отзывы на спектакль противоречат друг другу, я понимаю, что идти надо обязательно. Вот лишь некоторые из них: «Жуткая скука. Уснула в конце»; «Банальщина. Все уже давно известно»; «Это одна из самых потрясающих постановок!»; «Смотрела на одном дыхании».
И уверяю Вас, у каждого из тех, кто решит посмотреть постановку «Оборотная сторона медали» молодого режиссера театра им.Вахтангова по пьесе французского писателя Флориана Зеллера, мнения будут такими же разными. Потому что когда речь идет о психологии отношений одного мнения быть не может, тем более, если о любви рассуждает француз.
А когда на сцене разыгрывается оборотная сторона 20-летних супружеских отношений, где партнерам 50 и 50+, и многолетний кризис давно раскачивает когда-то стабильные отношения, - это всегда прекрасная тема для спора, в котором невероятно сложно прийти к общему «знаменателю».
Ведь так много в этой жизненной «формуле» «переменных»: супружеская скука, бытовая рутина, привычка, психологический возраст, кризис, биологическое старение, отсутствие тепла и близости. Добавьте к этому отсутствие новизны, и получите «портрет» функциональных семей «по привычке», которые встречаются повсеместно. К сожалению.
Ведь новизна стимула - это свежий глоток воздуха в «болотной» рутине. И если супруги не готовы искать ее вместе, появится самый ее простой и распространенный вариант в образе любовницы или любовника, если жена окажется более активной.
А если в привычном окружении еще и пара друзей разводится, и бывший муж быстро вступает в отношения с молоденькой девушкой, сигнал SOS для жен начинает звучать со всех сторон и очень явно. В такой момент очень важно вспомнить, что муж - это прежде всего, мужчина, даже, если он таковым себя давно не проявлял и всю жизнь числился в рядах добропорядочных супругов и исключительно положительных героев. Внезапно проснувшиеся инстинкты, а с ними и самые невероятные эротические желания и фантазии могут легко изменить его привычный «бесцветный» образ. Да-да, того самого мужа в семейных трусах и привычных «трениках».
И в пьесе эта ситуация рассматривается очень ярко. Ведь вдруг появившаяся девушка, на самом деле, великолепна, очень непосредственна, красива, а главное, юна! Гибкий стан, ровные белоснежные зубы, молодая кожа. Ее заливистый смех кружит голову, ее грациозные движения выключают разум, и больше всего на свете тому самому мужу, отцу и ТОП-семьянину хотелось бы умчаться с ней в первый попавшийся мотель, сорвать с нее одежду и…
Скажите, милые дамы, вы бы хотели узнать мысли своих мужей в этот момент? Если нет, - это спектакль не для вас. Они слишком безжалостны в своей реалистичности. Французы говорят о «праве «налево»» прямолинейно, не стесняясь.
Например, вот такие мысли:
- Как отлично выглядит мой друг. Помолодел, стал таким активным рядом с с этой юной красоткой. Сказал, что как будто скинул оковы и впервые за 20 лет вдохнул полной грудью. А почему я не могу жить так же свободно, как он?
- Да, она со мной заигрывает! Интересно, она согласилась бы уехать со мной в отель, прямо сейчас? И плевать на приличия! Я ведь даже не помню, когда у нас в последний раз был интим с женой. 6 лет назад? А может быть, 10?
Мужчины, которые сидели рядом со своими женами, в момент рассуждений героя наклонились вперед и застыли, вслушиваясь в каждое слово, а невербалику не обманешь.
Или вот эти:
- Ну, почему вы, женщины, все время стоите у нас за спиной, дышите в затылок и постоянно контролируете? Каждый наш шаг! А нам, мужчинам, тоже хочется свободы! Мы ведь тоже имеем право жить так, как нам хочется.
- Я боюсь сказать своей жене лишнее слово или задать вопрос. Боюсь ее интонации, реакций. Лучше промолчать или обмануть.
Но были еще и вот такие отрезвляющие рассуждения:
- Ну, хорошо. Мы переспим, а что будет утром? Каким она меня увидит? А что будет потом? Это ведь огромные расходы. Надо будет постоянно врать и выкручиваться перед женой. И хочу ли я все менять из-за этого?
***
И вспомнились мне несколько историй из практики, когда желание «свеженького тела» было принято за любовь на всю жизнь. «Она (бывшая любовница, а ныне официальная жена, взамен старой, в прямом и переносном смысле) очень изменилась после того, как мы стали жить вместе. И не в лучшую сторону. То же раздражение, то же недовольство и требования. Да еще и детей хочет. А мне это вообще не нужно. Мои-то выросли уже. И для чего было уходить от жены?».
Кидаются в «омут с головой», чаще всего, мужья-«подростки», часто бегущие от жестко контролирующей мамы - «жены». И кстати, кому-то это на пользу, - они даже взрослеть начинают. Но именно они, чаще всего, возвращаются к «маме», умоляя о прощении.
А взрослые мужчины, даже после увлечения, понимают меру ответственности и, прежде чем, сделать шаг в ту или иную сторону, ведут с собой внутренний диалог.
Как главный герой Евгения Князева, - тревожный, неуверенный в себе, постоянно контролируемый своей женой, мечтающий о свободе - панически ее избегающий. Каким будет его выбор и каким будет итог пьесы, узнаете, если посмотрите ее.
***
Я осталась под большим впечатлением. Некоторые эксперименты на театральной сцене мне очень нравятся.
Рекомендовать не стану. Все-таки, современные постановки подходят далеко не всем.
Ирина Кураж