Найти тему
НукаНака

Мировоззрение Древних Славян. Понятие о Душе. Часть 2.

Часть 1 вы можете прочитать здесь.

В своих представлениях о душе, наши предки язычники пытались охватить весь спектр проявления этого явления. Ранее упоминалось сравнение души с теплом и огнём. Идя далее в своих представлениях о душе они олицетворяли её в образе пара или дыма. Примером тому могло послужить наблюдение процесса горения или дыхания в холодное время.

Дым или пар - тот же воздух, ветер, их можно уже чувствовать: они видимы и ощутимы, а значит они доступны внешним чувствам. Это были первые представления о форме души, как она проявляется во внешнем мире. 

Как душа да с белым телом ликовалася,
Быв, как облако, она да поднималася

говорится в похоронном причитании.

Но со временем древние стали различать то что видели от того, что приводило в движение видимое, т.е. им стало более отчётливо понятно отличие внутреннего от внешнего.

-2

Теперь выражение души от стихийного образа переросло в зооморфическую: образ птицы, бабочки, мухи или просто крылатого насекомого, зверя. Но более показательное представление души - это в образе кукушки. "Кукушка, кукушка, сколько мне ещё лет осталось?", в древности считалось, что умерший может явиться в образе кукушки и сообщить эту информацию (сколько прокукует, столько и осталось). 

С развитием сознания о человеческом достоинстве на смену зооморфическому представлению, пришёл антропоморфный. Эти образы включали в себя образы сторонних людей: купца, доброго молодца и т.п. Также сохранились упоминания образа в виде тени, лёгкой как воздух и неуловимой для осязания. Предки наши именовали их "навье". В старинной иконной живописи душа изображается в образе младенца. 

-3

В последствии развития человеческого самосознания образ души не сливается с образом умершего, т.е. материально, а принимает только его форму. Она в его представлении получает уже более духовный характер. Это послужило у наших предков основанию к возникновению веры в переселение душ и их превращения.