Всех ещё раз приветствую, уважаемые читатели! Сегодня, как вы уже успели понять по названию статьи, речь пойдёт о том, как меня угораздило покинуть свою, незыблемую годами, зону комфорта в виде квартиры с мамиными вкусностями и отправиться бороздить моря и океаны в поисках романтики, денег и себя. Поскольку происходило в моей жизни это аж целых три раза, я, для удобства читателя разделю эту статью на 3 части. Никогда раньше не писал статьи, но всё бывает в первый раз. Вперёд!!!
Мы с вами переносимся в апрель 2022 года. Я, в статусе курсанта судоводительского отделения морского технического колледжа, стою на построении в томительном ожидании объявления результата за только что прошедший экзамен по навигации. После завтра официально начнётся практика. Самое сложное - экзамен по теории и устройству судна уже сдан. Осталось получить зачёт по навигации и путь в море будет открыт. Передо мной уже проносятся картины морских волн, берегов далёких стран и запах пачек свеженапечатанных долларов. Наконец объявляются результаты, которые сразу же переносят меня в реальный мир. Нет, сам экзамен то я сдал, причём на государственную оценку! Только вот мало каким компаниям нужны совсем ещё зелёные курсанты, которые в своей жизни и в море то ещё ни разу не были.
Имейте ввиду!
Если у вас нет опыта и связей, то первую практику вам будет найти достаточно трудно!
Отложив свои мечтания на лучшие времена, я стал думать о том куда бы мне пойти, чтобы получить хоть какой-нибудь для начала опыт. Ну и денег подзаработать ещё:)
Вселенная услышала мой запрос и наш мастер(человек, который приставлен к нашей группе для того, чтобы поддерживать дисциплину и решать организационные вопросы) объявил, что есть два места на парусное учебное судно "Юный Балтиец", которое принадлежит нашему колледжу. Я начинаю думать. Всё ещё есть маленькая надежда, что мне всё таки повезёт и на свою первую практику, я пойду на судно, где будет хоть какая-никакая зарплата, ведь были у нас счастливчики, которым без связей удалось такое найти. И тут одногруппник, который был записан на этот же парусник призывает меня согласиться, аргументируя это тем, что есть высокие шансы остаться ни с чем. Это быстро привело меня в чувства и я сказал: "да"
С этого и началась моя морская жизнь....
Посадка на судно должна была осуществиться на следующий день. Я прихожу домой и торжественно заявляю родителям, что сессия закрыта и завтра я ухожу в море. Такого резкого поворота событий из нас, конечно же, никто не ожидал. Но жизнь штука непредсказуемая. Быстро пообедав, я начинаю собирать чемодан. За всю практику на данном судне планировалось сделать 3 круга. Каждый круг длился две недели. Первый круг - "Санкт-Петербург — Выборг—Санкт-Петербург", второй круг - "Санкт-Петербург — Калининград—Санкт-Петербург" , третий круг - Санкт-Петербург —Якорная стоянка —Санкт-Петербург ".
И вот наконец-то вечером следующего дня, я с чемоданом поднимаюсь по трапу на своё первое в жизни судно. На завтрашнее утро запланированно торжественное отправление нас в плавание под громкие фонфары и удары барабанщиков. Всё как полагается)
На следующее утро, как и было запланированно, мы торжественно вышли в море и погрузились в пучину морской романтики.
Теперь немного о том как у нас всё происходило.
На нашем судне проходили практику курсанты, обучающиеся по четырём специальностям : Судовождение, Судохмеханники, Электромеханники и Судовые повара. Жили практиканты в кубриках, которых было 4 штуки. Двум девушкам, которые учились на судовых поваров выделили отдельную каюту на 2х человек. Ещё один практикант - повар жил с нами в кубрике. Вот и все ребята с этого факультета. У них было свое расписание и о них речь идти не будет. Я жил по расписанию, которое предназначалось для первых трёх направлений.
Оно было следующее:
1. Сутки несения вахт - в эти сутки ребята из выбранного кубрика несут вахту вместе с офицерами по двое человек. Судоводители на мостике, механники в машинном отделении, Электромеханники тоже в машинном отделении, но по своему направлению.
2. Сутки учёбы - в эти сутки выбранный кубрик, выходит на палубу поднимать или убирать паруса, когда они используются. Но поскольку использовались они не часто, то в такие дни выбранный кубик не делал ничего
3. Сутки хозяйственных работ - в эти сутки выбранный кубрик производит уборку по некоторым судовым помещениям и помогает на камбузе мыть посуду.
По специальности мы приобретали навыки в сутки несения вахт. Я и товарищ несли вахту на мостике с 00:00 до 4:00 и с 12:00 до 16:00 со вторым помощником капитана. На судне был всего один ECDIS и поэтому на нём всё ещё использовались бумажные карты. Нам показали как их корректировать и мы на протяжении всего рейса этим в основном и занимались. Очень соболезную тем, кто до сих пор ходит по бумажным картам. Их корректура занимает очень много времени. На дневной вахте мы научились пользоваться пеленгатором и пробовали на практике определять местоположение судна. Получилось у нас это достаточно точно. Когда судно было на ходу, капитан запрещал использовать автопилот, так как на руле стояли курсанты. Это, без всяких сомнений, большой плюс. Ведь в узкостях, при плохой погоде и при заходе в порт зачастую управление производится вручную. Вахтенный помощник отдаёт команды, а рулевой матрос их выполняет, перекладывая руль в нужную сторону. Так что умение стоять на руле и чувствовать судно необходимо будущему вахтенному помощнику.
Пройдя на небольшой скорости несколько суток, мы подошли к Выборгу. И вот он долгожданный день захода. Мы снялись с якоря и взяли лоцмана на борт. Для тех, кто не знает кто это, я вкратце расскажу. Лоцман - это специально обученый человек, который знает местность и ознакомлен с характеристиками судна. При заходе в порт он отдаёт команды рулевому и сходит с судна, когда оно уже пришвартуется к причалу. Кому интересны подробности прочитайте про типы лоцманской проводки. Там всё подробно про это написано. В качестве рулевого матроса вызвали курсанта из нашего кубрика, который хорошо себя показал, когда стоял на руле в открытом море. А остальные, в том числе и я, пошли помогать швартоваться. Всё прошло хорошо, по фарватеру прошли ровно и ни один буй не пострадал. После того как мы причалили расписание не поменялось. Но судоводители стояли вахту уже не на мостике, а у трапа. Времени на прогулку по городу было предостаточно. Нам даже организовали небольшую экскурсию.
После 4х дневной стоянки, наше судно отправилось обратно в Санкт-Петербург. Мне посчастливилось застать штиль на море. Вот так красиво это выглядит.
И вот через несколько дней нашего привычного быта, мы зашли в родной порт. Хоть я и пробыл на тот момент в море всего 2 недели, я всё же успел соскучиться по дому. Следующий круг у нас планировался уже в более далёкий порт, а именно в Калининград. До него из Санкт - Петербурга мы шли 5 дней. Во время этого перехода мы уже выходили за территориальные воды РФ и за пределы действия Российской связи. Поэтому позвонить домой возможности не было. Да, у нас ловила связь Эстонская и Финская, но роумингом пользоваться никто не отважился. Когда мы подходили к Калининграду и до лоцмана оставалось примерно ещё часов 10, я обратил внимание на одно частное судно с очень интересным названием.
Есть такая поговорка : "Как корабль назовёшь, так он и поплывёт." Куда поплывёт корабль этого товарища - его сугубо личное дело. 😁
Но для меня на тот момент было удивлением, что своё судно можно назвать так необычно.
Моя следующая вахта попадала как раз под то время, когда мы брали лоцмана.
Я поднимаюсь на мостик и застаю там не только второго мощника, но и капитана, который сходу спрашивает меня: "Умеешь на руле стоять?", я лаконично ответил : "Да!" На что капитан сказал, что я буду стоять на руле с лоцманом при заходе в порт. Честно говоря в глубине души я хотел это попробовать, но сердце моё стало биться как-будто со скоростью 200 ударов в минуту, а в голове крутились мысли по типу : "Как бы не перепутать лево и право, как бы не сбить буй, как бы не въехать ни в кого“. Особенно напрягал этот узкий проход у Балтийска.
Но когда к нам на мост поднялся лоцман, я сконцентрировался и чётко выполнял все его команды. Благо в открытом море, я хорошо научился чувствовать судно и во время захода не пострадал ни один буй и наше судно причало в целости и сохранности. В Калининграде мы простояли четверо суток и после отправились домой. Затем следовал заключительный круг до якорной стоянки и обратно.
Подводя итоги можно сказать, что для первого раза практика была достаточно неплохая. Но по сравнению с работой на коммерческих судах - это была морская прогулка. Если выбирать между коммерческими судами и учебыми, то я бы рекомендовал идти на коммерческие. Потому что работать вы будете именно на таких и там уже совсем всё по-другому, но об этом уже в следующей части...
До скорой встречи!