На рубеже XVIII и XIX веков французская армия под командованием молодого, амбициозного генерала Бонапарта вторглась в Египет. Целью похода было отрезать англичанам кратчайший путь в Индию. Но не только солдаты отправились в поход: в экспедиции приняла участие большая комиссия из учёных, исследователей, инженеров, техников и художников (всего 167 человек), с целью изучения древней страны. Ученые мужи пользовались заслуженным уважением у командующего. Говорят, что однажды отражая атаку неприятеля, Наполеон скомандовал: «Армию - в каре, ослов и учёных на середину! Ученые в глазах будущего императора Франции представляли не меньшую ценность чем вьючные животные, тащившие все необходимое для жизнеобеспечения французской армии. Но как такое уважительное отношение к ученым и науке в целом, соотносится с тем, что французские артиллеристы, упражняясь в меткости, снесли нос сфинксу? А никак-это легенда, и тому есть веские доказательства: найдены изображения сфинкса, датируемые началом 18 века на которых древнее чудовище уже без носа. Причиной разрушения сфинкса стала не меткость французских бомбардиров, а время и природные факторы.
Изображение получено из открытых источников
По результатам работы комиссии был издан объемный труд «Описание Египта, или Сборник наблюдений и исследований, проведённых в Египте во время французской экспедиции». Египтомания, существовавшая в Европе и до Наполеона, после экспедиции французов вышла на иной качественный уровень. Она буквально захлестнула всю Европу: в архитектуре, скульптуре, живописи, в декоративном искусстве стали использоваться египетские мотивы. Музеи и частные коллекции пополнялись артефактами из страны фараонов. Добралось увлечение Египтом и до берегов Невы. Покровительствовали модному веянию великий князь Павел Петрович и президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге граф Александр Сергеевич Строганов. Его протеже, молодой архитектор А. Н. Воронихин (бывший крепостной графа Строганова), оформил в строгановском дворце на р. Мойке кабинет в «египетском стиле», Египетский вестибюль в Большом дворце в Павловске с большими «египетскими фигурами»
Египетскими воротами был украшен въезд в Александровский парк Царского села, на Пулковском шоссе появился фонтан в египетском стиле со сфинксами. Самый же знаменитый и большой египетский артефакт- подлинные египетские сфинксы из заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, прибыл в столицу Российской империи в 1830 году. Скульптуры были установлены на Университетской набережной. Про странную историю, случившуюся у лап сфинксов можно прочитать здесь. Их самый маленький в городе собрат уютно расположился на шлеме богини мудрости Афины, что находится на здании Российской национальной библиотеки. Российская национальная библиотека - «хранилище мудрости»! В библиотеке хранятся египетские папирусы, античные рукописи, древнеславянские книги, издания петровской эпохи и многие другие интересные новости и старости. Все эти несметные богатства, охраняет богиня мудрости –Афина, а на шлеме богини неподвижно застыл сфинкс. Он помещён на шлем, потому что олицетворяет мудрость. За долгие тысячелетия своего существования он познал тайны бытия, доброту эпох, их мудрость.
Изображение получено из открытых источников
Есть у этого сфинкса еще собратья в нашем городе и охраняют они мост. Речь идет о расположенном в створе Лермонтовского проспекта Египетском мосте. Мост был выстроен в 1826 году и оформлен в модном тогда египетском стиле. Мост получился подвесным. Три цепи, поддерживали мост на устоях. Они покоились на легких металлических порталах и крепились своими концами в каменных массивах, зарытых в землю. Для облицовки использовали гранит вынутый из рвов окружавших Инженерный замок. Скульптурные работы на мосту выполнены академиком П. П. Соколовым. На четырех чугунных пьедесталах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие фонари. Правда облик древних чудовищ мало походил на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, холодная красота лиц говорят скорее о подражании автора античным образцам. Чугунные порталы с колоннами (их капители напоминали листья лотоса), поддерживающие цепи, были украшены египетскими орнаментами (изображениями коленопреклоненных жрецов с голубями в руках, орнаментом из косых и прямых штрихов) и иероглифами. Металлические арки моста были также оформлены в египетском стиле иероглифами и восточным орнаментом.
Изображение получено из открытых источников
Мост прослужил горожанам 79 лет, его ремонтировали в 1876, 1887, 1894 и 1900 гг. Этот мост называли «поющим». «Петербургская газета» от18 января 1901 г. писала: «Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?» И как в воду газета глядела! 20 января 1905 г. по мосту двигался кавалерийский отряд, а навстречу ему в противоположном направлении двигалось 11 саней с возницами. Мост затрещал и обрушился. Все, кроме трех всадников и двух саней, проломив лед, погрузились в воду. Подоспевшие пожарные помогали спасать людей и лошадей. Вскоре в полиции стало известно, что пострадал один кавалерист из нижних чинов, одна дама, вытащенная из воды с «повреждением лица», десятилетняя девочка, «раненная в ногу», и 11 извозчичьих лошадей.Вообщем люди сильно не пострадали, а вотлошадок от страданий пришлось избавить.
Изображение получено из открытых источников
Была создана комиссия, которая причиной катастрофы назвала плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Есть еще одна версия, которая используется в учебниках физики при объяснении явления резонанса: дескать кавалергардские скакуны, двигаясь по мосту идя «в ногу» (или в копыто), вызвали резонанс, которой и стал причиной обрушения. У этой версии есть один маленький недостаток: лошади не умеют ходить «в ногу» (или в копыто). Поэтому конский топот причиной катастрофы стать не мог.
Впрочем, люди практического склада ума не поверили официальным причинам, заподозрив здесь неладное- мост то столько раз ремонтировали. Вполне сносное объяснение скоро нашлось и оформилось в городской легенде. В соседнем доме на Фонтанке будто бы жила дама по имени Мария Ратнер, которую соблазнил офицер. Увидев из окна его полк, переходивший через мост, дама воскликнула: "Чтоб вам провалиться!". Она была ведьмой, и проклятье сбылось мгновенно. С тех пор Мария Ратнер получила прозвище - Мария Египетская. В другом же варианте: однажды Мария Ильинична выглянула из окна своей квартиры и увидела на мосту конный эскадрон гвардейцев. Это происходило почти ежедневно, и Марии Ильиничне порядком надоело мерное постукивание конских копыт по мостовой. «Чтоб вы провалились», – будто бы в сердцах воскликнула она и к ужасу своему увидела, как в ту же минуту мост начал разваливаться, увлекая за собой в промерзшие воды Фонтанки испуганных лошадей вместе с гвардейцами. Самые же радикальные мистики утверждали, что виной всему гранит использованный при оформлении моста. Он был взят из рвов Михайловского замка, места.по мнению мистиков нехорошего, темного.
Сам мост же был полностью восстановлен только во второй половине 20 века. Украшения его были очень упрощены. Впрочем, даже в таком, более скромном виде он продолжает вызывать наше восхищение!
Автор будет благодарен за лайк в дзене.