Сегодня, когда минула уже почти 1/4 21-го века, мы все еще наряжаем лесную красавицу, чтобы отпраздновать Новый год. И нам трудно представить себе это торжество без нее. А положенное на музыку стихотворение, написанное в 1903 году Раисой Адамовной Кудашевой, начинающееся словами: В лесу родилась елочка" воспринимается чуть ли не как народная песня.
Однако пушистая гостья пришлась по душе нашим соотечественникам далеко не сразу.
Когда стали наряжать елки?
Произошло это в возникшей в 18 веке новой российской столице - Санкт-Петербурге. Столица была построена по европейскому образцу и в ней старательно осваивали европейские традиции.
Рождественская елка была до этого совершенно не знакомой исконно русским святочным обычаям.
В начале же 18 века по приказу Петра I улицы и дома северной столицы стали украшать сосновыми и еловыми ветками и даже целыми деревьями. А при правлении его дочери Елизаветы Петровны елки ставили во дворце и проводили роскошные празднования.
Но еще в 1830-х годах елка все же считалась атрибутом праздника в домах петербургских немцев.
Публичная елка в Санкт-Петербурге была устроена только в 1852 году.
Постепенно европейская мода брала свое и дошла и до провинциальных помещичьих усадеб. И к концу 19-го века елка становится неотъемлимой частью русского рождественского празднования.
В своих воспоминаниях фрейлина А. Ф. Тютчева описывала праздник в Зимнем дворце в 1855 году так:
...целый лес елок. Вся большая "золотая зала" была превращена в выставку игрушек и всевозможных прелестных вещиц. Иператрица получила бесконечнное число браслетов, старый Saxe (саксонский фарфор), образа, платья и т.д.
Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки.
В упомянутой Золотой гостинной елки устраивались до начала 20 века.
1 января (по старому стилю, юлианский календарь) в Зимнем дворце проводился "Народный карнавал". В этот день все, кто захотел мог прийти во дворец, поздравить императора с Новым годом.
К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было.
Посетителей всех видов и сословий собиралось до 30 тысяч. О полиции не было и помина. Народные массы шли по сверкавшим покоям чинно, скромно, благоговейно, без толкотни и давки.
Праздник вообще был трогательный, семейный, полный глубокого смысла. Царь и народ сходились в общем ликовании.
Писал граф В.А. Сологуб
Петербургские балы
Нельзя не рассказать о балах.
Петербургские балы и карнавалы отличались пышностью и блеском. Они разливались искрометным весельем по покоям дворцов, от императорского до великокняжеских. Наполняли праздником частные дома, Дворянское собрание, театры и клубы.
Конечно главным действием бала был танец. Танец задавал тон и стиль беседе, например была принята "мазурочная болтовня".
Последовательность танцев была строго обязательна. Центром бала была мазурка. Ее танцевали, исполняя причудливые фигуры. В конце - обязательный котильон, вид кадрили, который воплощал в себе определенного рода игру.
Приглашения на балы можно было получить зарание, а билеты продавались утром в день бала или маскарада или перед их началом.
Как отмечал русский писатель и журналист 19-го века, Михаил Иванович Пыляев:
В 18 веке петербургская знать приходила на балы в костюмах кустарников, люстр, цветных горшков и мельниц. В первой половине 19 века приглашенные появляются на балах уже в национальных костюмах - цыганских, испанских, тирольских, турецких..
Часто состоятельные петербуржцы устраиваили в своих домах балы, для того, чтобы продемострировать приглашенным свои богатые собрания картин, скульптур, драгоценных камней.
Так в 1820 году для проводов старого и встречи Нового года цвет петербургского общества собрался у Дмитирия Львовича Нарышкина в его дворце на набережнной Фонтанки. На этот бал был приглашен представитель императорской семьи, великий князь Михаил Павлович.
... праздник дал.... понятие о великолепии русского Боярина .. и вселил уважение к благородному употреблению богатства.... русских вельмож, .... которое свидетельствовалось великим множеством предметов, расположенных столь искусным образом, что с каждым шагом увеличивалось любопытство..
"Отечественные записки"
Столоверчение
В 50-х годах 19 века в Европе распространилась мода верчения столов, она захватила весь западный мир и добралась и в Россию.
Для того, чтобы внести некоторое разнообразие в настроение вечера, светские дамы и кавалеры стали устраивать вошедшие в моду спиритические сенансы - столоверчение.
Некоторые присутствующие при этом утверждали, что во время того, как тяжелый стол поднимался на воздух (в силу не изученного еще на это время магнетического явления, в чем они были убеждены), им совершенно не было страшно, а даже, наоборот, хотелось смеяться..
из воспоминаний современников.
Отношение к Рождеству
На протяжении 19 века в русской жизни меняется отношение к рождественскому празднику. Праздник приобретает больше светских элементов.
"Днями семейного отдыха" назывет празднование Рождества Ф.М. Достоевский. Особое внимание начинает уделяться детям в память о божественном младенце, который явился в этот мир.
В день Рождества нашими гостями были дети, в основном нашего возраста, приезжавшие с чемоданами для подарков. После раздачи подарков мы пили шоколад с вкуснейшими пирожными. Затем все дети собирались в зале, где были "русские горки".
Феликс Юсупов
Таковы были традиции праздника Рождества в прошлом.
Хотелось бы, чтобы несмотря на меняющиеся эпохи, рождественские и новогодне дни всегда оставались бы для нас самыми светлыми и радостным в году.