Найти тему

Проект «Джейн Остен» - не лучшее исполнение неплохого замысла

Часто бывает, что основной посыл, идея – хорошие, но… все впечатления портят какие-то мелочи, за которые взгляд цепляется и больше не может воспринимать написанное по-другому. Не скажу, что я слишком придирчивый читатель. Но иногда…

Так получилось и с книгой «Проект «Джейн Остен» за авторством Кэтлин Э. Флинн. Это американская писательница и журналистка, которая вместе с тем состоит в Обществе Джейн Остен в Северной Америке. Собственно, отсюда и мои, возможно, завышенные ожидания.

Жанр романа

«Проект «Джейн Остен», вероятно, стоит отнести к фантастике, но для социальной или психологической ее разновидности книге не хватает глубины. При этом создается впечатление, что для автора мир прошлого намного важнее будущего, из которого прибыли герои, поэтому он толком не проработан. Да, есть упоминание глобального Вымирания, но что это, когда было и к каким последствиям привело, практически не указывается.

Современная Джейн Остен действительность описывается намного подробнее и правдоподобнее. Чувствуется, что автор знакома и с биографией известной писательницы, и с окружающими ее реалиями, такими как архитектура, мода, дискуссии в обществе, быт…

Стилистика романа

Вот здесь придраться не к чему. С одной стороны, герои, чтобы влиться в реальность 1815 года заранее настраивались, готовились, входили в роль. Поэтому и речь их звучит довольно гладко, и поведением они не особо выделяются. Если не учитывать нескольких моментов, когда их незнание окружающими списывалось на заморское происхождение. И при этом Рейчел периодически показывает себя настоящую, ту, что родилась намного позже ханжеской пуританской эпохи. И это тоже воспринимается нормально, ведь нельзя же все время претворяться?

Странный подбор слов для описания комнаты джентльмена....
Странный подбор слов для описания комнаты джентльмена....

Проблема финала

Последняя часть мне показалась наиболее сильной. Многие авторы, отправляющие своих героев в прошлое, мало задумываются, как измениться история не глобально, а для небольших винтиков, таких как хронопутешественники. Кэтлин Э. Флинн задумалась. И это большой плюс.

На этом можно бы сказать, что хвалебные отзывы западных критиков оправданы, но…

Откровенные минусы

Первое недоумение вызывает сам мир будущего, из которого пришли Рейчел и Лиам. Насколько же он футуристичен, что сумерки вызывают искреннее удивление? Как и запах земли и прелой травы. Но ладно, спишем на Вымирание. Затем недоумение только растет. По мере повествования выяснятся, что Рейчел была врачом-волонтером на руинах в Монголии. Футуристическая Монголия, где не видно неба? Ладно, допустим. Но и это еще не все. Мать героини – художница, а сама она любила проводить отпуск в прогулках по горам или спуске по реке. Так и представляются горы, закованные в металлические доспехи, и реки, укрытые непрозрачным стеклом. Слишком много допущений, чтобы в это поверить.

Не меньше поражает способность героини к шитью. Она, подобно современницам Джейн Остен, сама шьет сорочки напарнику-«брату». Да, есть упоминание о волонтерстве. Да, возможно, она делала там операции примитивными инструментами… или медицина вообще недалеко ушла от нынешних реалий? Но все же! Кто пробовал шить руками, без швейной машинки, при тусклом свете свечей, тот поймет мое удивление.

  • Подобные огрехи, какие-то сразу бросившиеся в глаза, на другие я спотыкалась позже, пару раз заставляли меня отложить книгу в сторону. Но я ее дочитала. И не жалею. Обидно только, что эти нюансы, которых можно было бы избежать при грамотной работе редактора, впечатление подпортили.