📍Книга архитектора Дарьи Парамоновой "Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова".
Дарья предлагает рассматривать архитектуру этого периода не как пример безобразного эстетического качества, а как свидетельство тех перемен, которые происходили в обществе в постсоветское время.
И делит всю архитектуру на 6 типов:
- Уникады.
Здания-индивиды. В них отразилось плавное проявление эпохи — стремление быть особенным, индивидуальным. Эта архитектура не решает никаких градостроительных или социальных задач. Иными словами — это архитектура новой элиты, созданная в сознательном противостоянии с городской застройкой.
- Вернокуляры.
Сооружения интерпретированные безымянными авторами как "московский стиль" за счёт самобытного, фольклорного, сугубо локального подхода. В чем отличия от уникадов? Вернокуляры пытаются реагировать на городской контекст. "С претензией на диалог с исторической застройкой". Но делают это весьма косноязычно.
- Фениксы.
Происходит попытка возобновления прерванной эволюции. "Аляповатая имитация". Этот тип больше всего не любят историки и москвоведы. Создаются клоны, которые имеют мало общего с прототипами.
- Мутанты (массивы).
Многоэтажные жилые комплексы. Целые районы-города. Становятся намного более разнообразными, чем в СССР. Светло-серый, зелёные, розовые. Популярна отделка "под кирпич". Разнообразие призвано замаскировать серость.
- Идентификаторы.
Элитные жилые комплексы, созданные по индивидуальному проекту. Своего рода Уникад для собирательного образа богатого человека.
- Грибы.
Разнообразные, зачастую временные постройки, обслуживающие товарно-денежные отношения горожан. Они как живые организма, приспосабливающийся к среде. Это киоски, рынки. Прикреплялись к стенам, метро, потом облеплялись дополнительными модулями и рекламой. Народная архитектура без автора.
Любопытная классификация, согласны?