Найти тему
СВОЛО

Моя сомнительная затея

Я, было дело, избегал обсуждать рифмоплётов. Теории по этому нет. Потом один главред заказал мне статью об одном таком. Я мысленно покряхтел, и написал. Главред графоманом обсуждаемого не считал и статью не опубликовал. А я от досады её поместил в своём дзен-канале. Схлопотал от фанатов того поэта по полной. Но начало было положено: я перестал избегать обсуждать поэтические недочёты. А человек я злой. Обозлён непреркращающимся бойкотом учёных от искусства теории художественности по Выготскому. В запале разделил всё, что относится к искусству на первосортное (неприкладное, зарождаемое в подсознательном идеале автора), второсорнтное (прикладное, зарождаемое замыслом сознания) и околоискусство (не имеющее экстраординарности). И раз досталось от меня (см. тут) Юрию Лозе – за выход в околоискусство (стихопублицистику) и за огрехи в стихах. И вдруг я читаю, что Юрий Лоза выступил в роли критика текстов эстрадных песен. – Я насторожился: можно ли такому – доверять? – Решил дойти до первоисточника и его покомментировать.

Его слова будут косым шрифтом, мои – прямым.

«Я нашёл себе новое развлечение – параллельно читать в интернете тексты, которые звучали два дня подряд на «Песне года». Для любого человека, знакомого с русским языком и литературой, это вполне сойдёт за юмор. Вот только не ясно – а как певцы и певуньи намереваются убедить своих поклонников, что понимают смысл, когда поют вот это:

. . . . . .

Долина: Твоё лицо мне снится, опять проплывая мимо» (https://vk.com/wall38761223_255036).

Во-первых, Лоза допустил искажение при цитировании: знаков препинания в песне нет. Это выражает крайнее смятение чувств лирического «я».

Во-вторых, разве не может сниться лицо, проплывая мимо? Это ж сон. Я себе это вполне чётко представляю.

Впрочем, Лоза толкнул меня на недопустимое:

«Можно с совершенной ясностью показать, что почти все художественные описания строятся с таким расчетом, что делают совершенно невозможным перевод каждого выражения и слова в наглядное представление. Как можно себе представить следующее двустишие Мандельштама:

А на губах как черный лед горит

Стигийского воспоминанье звона»

(Выготский. http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_2.htm).

Стигийский – от реки Стикс, текущей в загробное царство.

Лоза вообще неправильно поступил: слушая песни, читать их текст. Стихи должны доходить смутно.

Вполне нормальная песня…

Дубликат

Сбились внутри настройки

Сдвинулись все границы

В режиме «на удалёнке»

Листаю я дней страницы

Сердце стучит так сильно

Дышу до сих пор тобою

Небо сложило крылья

И боль по спине волною

.

От сердца своего

Я забрала ключи

И убежала прочь совсем одна в закат

Не знала одного

Не спрятаться в ночи

Когда в твоих руках остался дубликат

Остался дубликат

.

Я до сих пор не верю

В то, что случилось с нами

В душу закрыла двери

Но вновь ищу глазами

Твоё лицо мне снится

Опять проплывая мимо

Но сердце дикой птицей

К твоим губам любимым

.

От сердца своего

Я забрала ключи

И убежала прочь совсем одна в закат

Не знала одного

Не спрятаться в ночи

Когда в твоих руках остался дубликат

.

От сердца своего

Я забрала ключи

И убежала прочь совсем одна в закат

Не знала одного

Не спрятаться в ночи

Когда в твоих руках остался дубликат

Остался дубликат

Есть парадоксальные слова: «Небо сложило крылья».

У меня в подобном случае солнце стало ослепительно чёрным.

Неожиданно: «В режиме «на удалёнке»».

У меня было похоже: только перестал думать, как опять начинаю. Как сумасшествие.

Я в своём эстетическом экстремизме прикладное искусство, призванное усиливать в общем знаемое, считаю второсортным, правда, сильно действующим. И хочу избегать иметь с ним дело – ради неприкладного искусства, тонкого, вместо силы…

Но экстремизм у меня наносной, полемический. Может, будь я молодой, меня б песня взволновала. Я и сейчас заметил, как это здорово – разная длина строчек в припеве. Как прерывающееся дыхание.

.

Ещё одна претензия Лозы:

«Дима Билан: Через день я живу на распятье».

Лоза что? Сильно верующий? Его оскорбляет сравнение чувств любящего в краткой разлуке с любимой со многочасовыми страданиями Христа на распятье? – Не те времена, чтоб были ТАКИЕ верующие. Разве что намеренная истернка.

.

Ещё претензия:

«Клава Кока: Я думала любовь не нужна мне, и ей не нужна я».

Лично я не могу понять, за что претензия.

.

Такое же недоумение и в связи с таким:

«Орбакайте: Мы поверили в глаза – по-другому, мол, нельзя».

Ну сермяжно: какие глаза? – Говорящие. Наука ещё не поняла, как, но это ж факт, что глазами можно говорить.

.

Признаться?

В поисках доподлинных слов Лозы я наткнулся на такой ролик - https://yandex.ru/video/preview/14852744966080706508 .

Веря, что где-то там впереди будет о песнях, я стал списывать его выступление с самого начала, позволяя себе комментировать иногда. И дошёл до места, где он хамкой назвал бабушку, не захотевшую по его просьбе велеть двум внукам перед уходом с пляжа закопать яму, которую они вырыли в песке в двух метрах от уреза воды очень спокойного моря.

4 января 2024 г.