Вряд ли какую-то профессию можно считать столь же актуальной, как профессию журналиста. Когда мы говорим об истории журналистики, нам кажется, что пресса была всегда, и мы почти не задумываемся о том, что когда-то она только появилась, начала своё развитие, и первые российские журналисты почти на ощупь искали пути к высоким стандартам своего труда.
Ещё в середине XVIII века в Российской империи регулярно выходила всего одна газета, и та – в столице. «Санкт-Петербургские ведомости» были изданием сухим, официозным. Век Просвещения задавал высокую планку образованности, и популярная, общедоступная газета была просто необходима. Задачу создать буквально с нуля и выпустить в свет такую качественную и в то же время понятную всем просвещённым людям газету императрица Елизавета Петровна поставила перед только что созданным Московским университетом.
Первым редактором газеты назначили профессора Антона Барсова, о котором мы ещё расскажем, но, конечно, изданием газеты занимался не он один. Статьи писали и переводили несколько десятков преподавателей и лучшие студенты Московского университета. Какую-то часть, обычно официальную, перепечатывали из «Санкт-Петербургских ведомостей», но бóльшую часть материалов писали самостоятельно, пользуясь донесениями чиновников и сообщениями дипломатов, как первоисточниками.
Самая любимая москвичами рубрика сегодня могла бы носить название «Всё обо всём» или «А знаете ли вы, что...». В ней публиковали разные курьёзы, интересные факты, сенсационные сообщения из-за рубежа. Публика встретила первую газету Москвы с радостью и интересом. Родилось даже новое хобби – переплетать номера газеты в книги и собирать коллекцию: газету воспринимали не как чтение на злобу дня, а как семейное чтение, которым можно скрашивать долгие московские вечера. Формат газеты позволял создавать из её листов маленькие книжки: первые несколько десятков лет выпуски печатались незначительными по размеру, тираж был сравнительно небольшой даже по тем временам – всего 800 экземпляров.
Понятно, что основная аудитория «Московских ведомостей» состояла из дворян и людей образованных, но и до простого народа материалы газеты доходили, особенно обыватели любили сообщения о странных случаях в других странах. Сохранились даже лубки, которые народные умельцы делали по мотивам таких шокирующих корреспонденций, как: «Чудо лесное, пойманное весною» и «Чудище морское, или так называемый водяной мужик».
Важнейшей вехой на этапе становления газеты стало время, когда главным редактором издания был знаменитейший журналист Николай Иванович Новикóв. Он начал арендовать и типографию, и сами «Московские ведомости» в 1779 году, будучи уже известным издателем и литератором. На свои деньги он переоборудовал редакцию, расширил объём газеты, нанял новых талантливых журналистов. «Московские ведомости» он мыслил не просто как газету, а как целый просветительский центр с множеством тематических приложений, посвящённых культуре, экономике, международной политике. В качестве приложений к газете Новикóв издавал журналы для детей, подростков, негоциантов, женщин, поэтов и университетских учёных. Все исследователи русской журналистики сходятся во мнении, что именно в этот период Новикóв буквально создал российское общественное мнение.
Это была эра зарождения российской журналистики, и Московский университет был её колыбелью. До 1812 года «Московские ведомости» выходили два раза в неделю, выпуски подгадывали специально к работе почты. Прерывали работу журналисты всего дважды – во время эпидемии холеры 1771 года и в дни наполеоновской оккупации.
В 1814-м году редакторское кресло занял знаменитый в то время писатель и большой князь Пётр Иванович Шаликов. Его дочь Наталья Петровна Шаликова станет первой женщиной-журналистом России. С этого времени отсчитывается «золотой век» «Московских ведомостей».
Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова И. Ю. Говряков
Дизайн: А. А. Магера