Найти тему
Сосмыслом

По следам Александра Македонского- чем удивил казанский Эрмитаж

Как и было обещано во вчерашней статье- расскажем о посещении выставки в филиале Эрмитажа в Казани. Если будете гулять по казанского Кремлю, то самое время зайти на выставку.

Особенно в эти морозные дни. Правда, особого тепла в помещениях присутственных мест Кремля нет, а в маленьком вестибюле и вовсе сквозняки гуляют, но всё же это не морозная улица.

Мы хотели сходить здесь на выставку по Золотой орде, это как-то ближе по истории здешним краям, а тут вот такая неожиданность с новой выставкой. Казалось, где Казань, а где царь Александр? Даже самая северная граница его державы не затронула бассейна Волги. И всё же выставка потрясает и своей информативностью и бесценными экспонатами, привезенными сюда. Право, непонятно даже, как везли все эти огромные вазы, мраморные бюсты, каменные барельефы и прочие артефакты, которым не одна тысяча лет от роду, и на которые даже дунуть страшно.

-2

Выставка рассказывает не только о самом Александре и его походах, но и о греческом и остальном цивилизованном мире того периода, влиянии эллинизма на завоеванные территории, складывании и развитии государств, на которые распадается держава Македонского.

-3

Видите на фото вверху копье? Это аутентичное оружие греческих воинов. Мы попробовали его поднять. В общем-то нетяжелое, особенно учесть, что несли его тренированные мужчины. Но как им можно было управляться? Уж больно длинное.

На стендах приведены слова разных современников о самом царе Александре. Все отмечали необыкновенную глубину его взора, какую-то прозрачность глаз. Несомненно, Александр был очень красивым мужчиной. Но в лице ещё и явственно читалось наличие высокого интеллекта, любознательность. Поэтому и в более поздние времена царь Македонии являлся одной из любимых моделей для изображений на камеях, геммах, печатях, перстнях, в виде фигурок и в росписях. Эдакий златокудрый бог.

-4

На выставке много драгоценностей того и несколько более позднего времени, которые были изготовлены под влиянием эллинского искусства. Совершенной красоты золотые вещицы, как этот венок или браслет в виде змеи.

-5

-6

А эта диадема с украшением в виде того самого гордиева узла напоминает о решительности Александра в разгадывании хитроумной загадки.

-7

А вот подлинные доспехи того времени

-8

И доспехи более позднего времени, но испытавшие влияние античности. Увидели схожесть?

-9

Что ещё удивило - некая вещица по названию фалар. Изготовленный в Персии ещё до нашей эры этот нагрудник для коня явно побывал в сражении.

-10

Увеличьте фотографию и увидите, что в нескольких местах фалар проткнут.

Сам фалар очень красив и изящен, изображает слона с погонщиком на спине. Этот мотив в искусстве появляется как раз в эпоху походов Македонского, когда на Ближний Восток проникают сведения о более восточных землях и их диковинах, в том числе и о слонах.

Что случилось с конём, грудь которого украшал и защищал этот фалар? Известно, что позже в римской армии такие фалары становятся что-то вроде знака отличия, ордена за определённые заслуги или подвиги. Может, этот фалар позже попал к римлянам в пору их завоеваний и был так продырявлен будучи уже на груди воина?

А вот ещё одна загадка. Смотрите на эту золотую рукоять меча.

-11

Ей не одна тысяча лет. Кому принадлежал этот меч? Явно знатному человеку. Навершие рукоятки украшено бычьими головами, а сама она - рисунком, изображающим скачущих всадников. Очень изысканная вещь. Смотрите, металл самого меча практически весь проржавел, рассыпался, а золото цело. Не зря его так ценили, и не только за красоту, но и за прочность. Как будто знали, что через несколько тысяч лет изделия из него найдут и будут ими любоваться.

Как и ещё одними удивительными вещицами - портретами мумий. Эти картины и есть влияние греческого искусства на Древний Восток. Проявившееся и в эллинистическом Египте.

-12

В Египте, мы знаем, была распространена традиция мумификации умерших. А портретная реалистичность - в античной Греции и Риме. После распада державы Александра, когда Египет достался его другу Птолемею, эллинистическое искусство проникло и сюда. Так появляются картинки-портреты, которые клали на лицо умершего, делая отверстие в саркофаге. И в такое "окошечко" на вас глядело лицо умершего человека.

На фото вверху мы видим портрет египтянки, жившей в птолемеевском Египте. Скорее всего, знатной, ведь такие похороны требовали больших трат, в том числе и оплату труда художника, который мог реалистично изобразить умершего, как он выглядел при жизни.

Таких интересных артефактов на выставке много, один ценнее другого. В том числе и ценностью исторической. Ведь каких-то из них могла касаться рука самого Александра Македонского или его сподвижников! Или просто современников, что из того? Ведь даже страшно представить, сколько им лет и сколько всего они видели, прежде чем попасть под стекло витрин.

-13