Сегодня я научу тебя вычислять самых коварных, изворотливых и вредных сотрудников любой компании – наймитов. Если тебе важно процветание компании, которую ты строишь, то следующие пару минут не пройдут зря. Писать буду жёстко, но правдиво.
Наймиты – работники компании, выполняющие задачи исключительно из-за денег. Внешне могут демонстрировать приверженность ценностям компании самыми изощрёнными способами, чтобы сокрыть свои истинные намерения.
Если вы по прочтении статьи узнали в себе наймита – не расстраивайтесь, таких как вы действительно много. Можете выплеснуть ярость в комментариях. А можете задуматься о том, как сделать так, чтобы стать лучше.
Успешные компании строятся благодаря людям, это не секрет и чем меньше компания и чем амбициознее её цели, тем более вовлечённые люди должны составлять её основу.
Лучший пример такой компании – команда стартаперов «в гараже», каждый вовлечён, верит в идею, готов жертвовать своими интересами ради интересов проекта. Такие люди обладают гибким творческим мышлением, но при этом осознают важность сроков и качества итогового результата. Таким ребятам жму руку. Они на своём месте. Они НЕ наймиты.
Крупные компании, понимая предсказуемость наймитов, давно нашли им применение и методы управления ими: страх, формальность общения, жёсткий тайминг, предельно ясная формулировка задач.
Пример:
Начальник:
- Добрый день, Сергей. Вам необходимо переложить вот эту стопку листов вот в этот лоток. Класть строго по одному, красной стороной вверх. Начинайте прямо сейчас, на выполнение ровно 45 минут. Когда закончите, нажмите вот эту кнопку. Придёт Иван и проверит. В случае ошибок или нарушения сроков мы вычтем из зарплаты премиальную часть. Если нет вопросов, подпишите вот здесь.
Сергей (Наймит):
Замечательно, вот номер моей карты, приступаю немедленно.
В этом кейсе примере, как и в примере со стартапом, тоже всё на своих местах.
Но мир же не делится на чёрное и белое, верно? Хочется же получать больше, работать в свободном графике (или совсем не работать), руководить и выбирать себе только приятные творческие задачи. И вот тут наймит начинает приспосабливаться, пытаясь выдавать себя за вовлечённого и сочувствующего компании сотрудника.
И вот тут начинаются проблемы.
Лучшее, что может сделать руководитель – выявить подобные сущности на этапе собеседования и отказать им. Худшее – слить весь бюджет проекта на таких людей, не получив желаемого результата, а в итоге ещё и кучу негатива в свою сторону из-за увольнения.
Как распознать наймита?
Самый простой способ – сказать, что у компании плохое финансовое положение и перестать выплачивать зарплату хотя бы пару недель. Поверьте, за этот срок вы уже сможете узнать многое о себе, своей компании и самое главное о людях в ней работающих. Лучше – дольше. Это как с пищевым голоданием и антипаразитарной чисткой.
Но этот способ далеко не всем подходит, да и на него откровенно сложно решиться, особенно начинающим руководителям. Так что постараюсь поделиться более мягкими способами выявления.
Какие фразы употребляют наймиты (вовлечённые сотрудники используют их крайне редко):
- - Оплата вперёд
- - Я один «мешок» поднял на второй этаж, вы мне за него заплатите, я тогда за вторым пойду
- - Вы что хотите, чтобы я это бесплатно сделал? (Даже на просьбу помочь передвинуть шкаф из угла в угол в офисе)
- - У меня нет этого в должностных обязанностях/мне за это не платят (наймиты считают, что делать подобное значит «ценить себя»)
- - У компании даже рабочего компьютера/телефона/автомобиля/самолёта нет, вынужден сам всё делать
- - Я могу делать только творческие задачи, рутина не для меня (творческие наймиты — это вообще тема отдельной статьи)
- - Это не моя компания, была бы моя, я бы тогда работал с утра до вечера
- - Я сегодня так плохо работал, потому что неделю до этого работал хорошо (реальный случай)
- - Ну да, не выполнил задачу…да у нас в компании вообще всё так плохо, что это не имеет значения вообще
- - За такую-то зарплату как ещё я могу работать?!
Помимо этого, они обладают ещё рядом характеристик:
- Плохое финансовое положение. Не могут прожить без денег даже короткий срок. Это происходит оттого, что жадность и наймитские схемы в перспективе всегда финансово не выгодные
- Покупка дорогих вещей напоказ и постоянная закредитованность
- Крайне завышенная самооценка и чувство собственной уникальности и незаменимости
- Любое своё личное времяпровождение трактуют как делающееся на пользу компании. Приведу два примера из жизни: «я гуляю в рабочее время в лесу, потому что именно там меня посещают уникальные идеи» и «смотрю сериалы исключительно для повышения собственной креативности»
- Постоянное подчёркивание приверженности компании на словах. Наймиты именно словами любят показывать приверженность
- Проваливание всех видов локальных задач, но при этом постоянная критика стратегического курса компании
- Токсичность в общении с коллегами, особенно с теми, кто ниже в иерархии. (Особо важно, бери на заметку)
- Любые, даже самые пустяковые просьбы воспринимают как великое одолжение. Пример из жизни: «на целых три дня задерживаете зарплату?! Ладно уж подожду. Чего не сделаешь для любимого стартапа» (человек получал выше рынка и не выполнял план)
- Готовы в случае проблем с наймитом в локальных вещах (задержка зарплаты, босс грубо поговорил) отплатить в десятикратном размере. Пример: «мне не заплатили вовремя, я пойду продам рецептуру красок на сторону, так как я технолог и вообще их сам придумал».
Ну и важный вопрос если предложить наймиту выбор два стула получить 1 рубль сейчас или 10 рублей потом, то почти всегда он/она выберет первый вариант. Особо хитрые могут, конечно и соврать.
Важно! Не пытайтесь переделать наймитов. Это их путь и поверьте, трудозатраты не стоят того. Лучше научитесь их применять или откажитесь от них в пользу кого-то другого.
Если у вас знатно подгорело во время прочтения, то вы очень вероятно наймит, но я с радостью подискутирую в комментариях.
Приглашаю, кстати, всех в свой телеграм: https://t.me/gusini
Ну а если узнал коллег/сотрудников в примерах, то в комментариях можешь выразить жирнющий респект и поставить лайк.
Продолжение: https://dzen.ru/media/gusini/kak-izvlech-polzu-iz-sotrudnikovnaimitov-65a2e818964c935c8186c796