В нашем архиве хранится очень интересная статья: "КТО МЫ, ОТКУДА МЫ, ГДЕ НАШИ КОРНИ?" из газеты Наша Жизнь (№ 65 (7805), 11 августа 2004 года).
В ней приведены архивные материалы по истории храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Альшань и жизни прихода. Авторы публикации А. Тупикова (начальник районного архивного отдела) и корреспондент газеты И. Бурков.
Почитайте материал, очень интересные сведения!
«Село Альшань. В старом написании этот населённый пункт обозначался как село Ольшань. Сегодня в нём проживают 103 человека, дворов насчитывается 30.
В селе работает основная (восьмилетняя) школа, где обучаются 42 ученика. Имеется фельдшерский пункт.
А вот как выглядело село в конце позапрошлого, XIX века, о чём рассказывают материалы районного архива.
«Село Ольшань находится в расстоянии 19 верст от г. Орла, от почтовой станции в 2½ версты и от местного благочинного в 20 верстах. Ближайшие к нему села: Лаврово в 4 верстах, Кузнецовка в 3 верстах и Сабурово в 6 верстах.
Благовещенская церковь сего села построена в 1844 году на средства графини Бобринской. Церковь сия каменная, и при ней каменные же колокольня и ограда: последняя устроена в 1894 году церковно-приходским попечительством, частию на средства местных прихожан и частию на добровольные пожертвования.
Сверх того при церкви имеется деревянная сторожка с тесовою крышей. Церковь сия трехпрестольная: главный престол в холодной части храма – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – во имя Святого Николая Чудотворца, и в левом – во имя Великомученика Прокопия. Утварию и ризницей церковь достаточна.
Причт при сей церкви состоит из священника и псаломщика. Земли при церкви усадебной 3 десятины и распашной 33 десятины, а луговой и под лесом не имеется. Земля очень неудобная и бесплодная, к тому же отдаленная и расположенная за рекой Окой. При сей церкви имеется церковный дом, находящийся на церковной земле; в нем живет священник.
Опись церковного имущества составлена в 1885 году. Церковная расходно-приходная книга имеется с 1895 года. Копии метрических книг имеются с 1799 года, исповедальные ведомости – с 1800 года.
Церковных сумм имеется 400 рублей в билетах Орловского отделения Государственного банка.
При сей церкви с 1892 года существует церковно-приходское попечительство.
В приходе сего села издавна существует училище министерства народного просвещения.
В приходе с. Ольшани состоят деревни: Ольшанские выселки, Фоминка и Конубрь, всех дворов в них, вместе с с. Ольшань, – 227, число душ мужского пола – 947 и женского пола – 1015, а всех вместе – 1962 души.
Кроме богослужебных книг, в церковной библиотеке в Ольшани имеются «Церковные ведомости», издаваемые при Синоде, и «Орловские епархиальные ведомости», обе с начала издания.
С 1874 г. при церкви с. Ольшани ведется церковная летопись. Древнейшее название настоящего села таково: село Соковнино, Николаевской церкви Орловского округа. Потом это название переменилось и село стали называть одни Альшань, другие Ольшань, а церковь с 1844 года стали называть Благовещения Пресвятой Богородицы. Основанием нового названия села стало дерево Ольха, каковое тогда в изобилии произрастало по берегам р. Оки.
Древняя церковь в с. Ольшань была деревянная, во имя Святого Николая Чудотворца. В ведомости церкви за 1845 г. написано: «Старая деревянная церковь за ветхостью разобрана, а в новой, каменной, построенной Софьей Прокопьевной Бобринской, предложено быть трем престолам.
На месте старой деревянной церкви устроена часовня, и в ней погребен строитель настоящей каменной церкви. Часовня эта каменная, без жертвенника и престола, но в чье имя, неизвестно, равно неизвестно, кем она замкнута и где от нее ключ; ни в экономии графини Бобринской, ни в новом каменном храме его нет».
Далее в летописи значится, что училища при сей церкви устроено в Ольшани Волостным правлением. Дети обучаются в нем от двух до пяти лет церковному пению.
В статье 4-й летописи подробно говорится о приходе с. Ольшань. Население прихода чистопородное русское, проживает здесь около 200 лет. Раньше к приходу с. Ольшань относилась и д. Толубеева, но из-за буйного характера его жителей, с коим причт с. Ольшани ничего не мог поделать, передали в приход с. Лаврово.
Далее в летописи сообщается: в приходе с. Ольшань периодически появляются сектанты – и раскольники, и скопцы, и субботники, и хлысты, которых отправляли на вечное поселение в Сибирь, в их числе и некто по имени Аника, человек весьма богатый, появившийся в с. Ольшань неизвестно откуда.
Безотрадными чертами изображается нравственное состояние и в летописной записи 1896 года: пьянство, драки, тяжкие увечья и даже убийства, воровство. Как-то случился в доме священника пожар, и некоторые мужики за помощь при тушении требовали полведра водки и, не получив оной, тушить отказались. А вскоре все их дома сгорели дотла, в пламени погибли и подозреваемые в убийстве, не успевшие выскочить.
В 1884 году, говорится в летописи, весна была из-за обилия воды неблагоприятной для посевов. Ряд построек снесен паводком. После бед от наводнения другая напасть – засуха, погубившая вообще все посевы. Вследствие чего зима выдалась голодной.
Во второй половине сего года происходила постройка нового дома для священника, взамен сгоревшего, за тушение которого некоторые прихожане требовали полведра водки. Достойно примечания, что богатые крестьяне, прежде жалевшие денег не только на церковь, но и на похороны и на браки, сначала втридорога просившие за строительство, но вдруг решили строить дом «от обчества», т.е. бесплатно».