Нижний Новгород. Печерский Вознесенский монастырь.

В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку. Второй – мужской Благовещенский монастырь, одна из визитных карточек города, живописно смотрится над Окой с панорамной набережной Федоровского, с Канавинского моста или c прогулочных теплоходов. А вот третий, самый старый, Печерский Вознесенский монастырь находится подальше, хотя и недалеко от центра. Он выстроен так, что любоваться им можно с различных точек города и непосредственно с проплывающих мимо кораблей. Сейчас, когда панорама монастыря открывается с высоты канатной дороги, расположенной в километре от него, это особенно впечатляет. Сегодня архитектурный ансамбль Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря – памятник архитектуры федерального значения.

Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь
Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-2
Вид на канатную дорогу через Волгу (Нижний Новгород – Бор) с автомобильной парковки у монастыря
Вид на канатную дорогу через Волгу (Нижний Новгород – Бор) с автомобильной парковки у монастыря

Печерский монастырь основан между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители великим князем Юрием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трёх верстах от города пещеру, где и поселился. Дионисий стал впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, человеком, внёсшим большой вклад в историю нашей страны. Вознесенский Печёрский монастырь был очевидцем множества событий. Из его стен выходили святые, прославившие нижегородскую землю. Сегодня это визитная карточка Нижнего Новгорода и культурный духовный центр города. «Он видел древнюю Русь, он видит Русь настоящую», – писал о монастыре граф В. Соллогуб.

О древнем периоде обители известно очень мало. Представление об истории монастыря составлено в основном из житий его славных обитателей: Дионисия Суздальского, Евфимия Суздальского, Макария Желтоводского, святой Вассы Нижегородской.

Главной святыней монастыря стал привезённый Дионисием образ Печёрской Нерукотворной иконы Божией Матери. Монастырь начинался с пещер, в которых жили монахи, и деревянной церкви в честь Вознесения Господня и строгой иноческой жизни, которой игумен Дионисий учил свою братию. Здесь на десять лет раньше, чем в Троице-Сергиевой лавре, был введён общежительный устав.

Вознесенский Печёрский монастырь дал импульс духовной жизни всей России – его монахами были основаны многие славные обители нашей страны. Сам монастырь был одним из тех мест, куда приходили за советом, здесь укреплялся дух русского народа для противостояния татаро-монгольскому игу. Именно в стенах обители была создана Лаврентьевская летопись – древнейший из дошедших до нас летописный свод, проникнутый пафосом борьбы с игом.

Нижегородская Печёрская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, несмотря на неспокойное время и многие бедствия: дважды, в 1378 и 1379 годах, монастырь был сожжён дотла, в 1550 году был опустошён во время очередного набега, в 1597 году разрушен оползнем. Но вновь возрождался.

Во многом это происходило благодаря тому, что на его укрепление жертвовали и князья, и простолюдины. К середине XVI века обитель владела обширными землями. В это же время начинается период каменного строительства монастыря.

В 1630-1640-х годах нижегородским архитектором Антипом Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей (1632 г.), шатровую надвратную церковь св.прп. Евфимия Суздальского (1645 г.), шатровую Успенскую церковь (1648 г.) с трапезной палатой. Настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

Пройдём же на территорию монастыря. Вход осуществляется через Святые врата, поставленные в 1890 году. Очень часто экскурсоводы рассказывают, что Святые Врата спроектировал Лев Даль – сын того самого знаменитого Владимира Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Лев Даль был, конечно, талантливым архитектором, но к «визитной карточке» монастыря он не прикасался! На самом деле они спроектированы епархиальным архитектором Александром Никитиным.

Проходим через Святые Врата и перед нами открывается весь монастырский комплекс: архиерейские палаты, Вознесенский собор со своей колокольней, а справа от него – Свято-Ефимьевская церковь. Путь к ним лежит через недавно появившуюся аллею бюстов Рюриковичей и правящих персон династии Романовых.

Комплекс Вознесенского Печерского монастыря: архиерейские палаты, Вознесенский собор с колокольней, Свято-Ефимьевская церковь.
Комплекс Вознесенского Печерского монастыря: архиерейские палаты, Вознесенский собор с колокольней, Свято-Ефимьевская церковь.

Первый бюст на аллее – Михаил Романов. Он изображён совсем юным, лет 16. А заканчивается аллея бюстами Николая II, императрицы Александры и царевича Алексея, который не стал правителем России, но был наследником престола. Здесь и Иван Грозный, и Петр Первый, и Николай Первый, и Александр Первый и другие правители.

С династией Романовых связан один интересный факт в жизни монастыря. Есть в русской истории «неимператорский император» Иоанн Антонович. Тот самый младенец, который был провозглашен императором в возрасте двух месяцев, а в год и три месяца был уже свергнут.

Всю оставшуюся жизнь он находился в заточении: около двух лет вместе с семьей жил высланным в Ригу, затем его отправили в Холмогоры, и там он якобы жил до 16 лет. Его запрещено было обучать чему-либо. Мальчик должен был вырасти абсолютным «маугли». И тем не менее, он был грамотен. А в 16 лет его перевели в Шлиссельбургскую крепость, где в 23 года закололи при попытке его освобождения.

Однако есть документы, обнаруженные в нижегородском архиве в 1749 году подьячим Вознесенского монастыря Андреем Кузнецовым, которые рассказывают о странном молодом человеке. Они говорят, что был в монастыре очень засекреченный узник в звании отставного подпоручика. Содержался в строжайшем секрете, кормить его следовало не арестантской баландой, а блюдами с монастырского стола. А если он начинал что-то говорить, велено было ему кляп в рот вставлять. Если же уже сказал что-то, слова его записывались и отправлялись прямиком начальнику тайной канцелярии графу Шувалову, выше которого была только императрица Елизавета Петровна.

О подобном рассказывают и в других монастырях. Значит, хотя по документам Иоанн Антонович находился в Холмогорах, его тайно перевозили из монастыря в монастырь. Побывал он и в Печерском монастыре Нижнего Новгорода.

Проходим аллею бюстов, и перед нами весь ансамбль монастыря в полной красе: пятиглавый Вознесенский собор со своей колокольней, а справа от него – Свято-Ефимьевская церковь.

Надвратная церковь во имя святого преподобного Евфимия Суздальского – это один из нескольких дошедших до нашего времени шатровых надвратных храмов Нижнего Новгорода, возведенных в стиле древнерусского зодчества. Первоначальная деревянная церковь на этом месте была построена в 1629 году. Однако 4 мая 1640 года она сгорела. С благословения патриарха Иосифа временно на место сгоревшей Евфимиевской церкви перенесли рубленую Никольскую церковь, стоявшую на берегу Волги под старым монастырем. Начиная с 1642 года, монастырём закупался в Балахне кирпич для строительства нового каменного храма. На исходе 1644 года настоятелем Печерского монастыря был назначен дьякон Герман из Успенского собора Московского Кремля, возведённый в сан архимандрита, который взял с собой в Печерскую обитель зодчего Антипу Константинова. Церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского была построена в 1645 году. Она является ярким примером строительства по образцу. Прообразом послужил ранее возведенный тем же Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Но надвратная церковь Печерского монастыря имела некоторые особенности. Она была без притворов и колокольни, с прямоугольной алтарной частью. Габаритные горизонтальные размеры здания в верхней части были заметно меньшими, чем у основания, что зрительно подчеркивало высоту строения.

Свято-Ефимьевская церковь.
Свято-Ефимьевская церковь.

Низ храма занимали святые ворота и узкий сводчатый проход для пешеходов с примыкающей монастырской сторожкой. Проход расписан в классических русских мотивах. Но основной особенностью этой росписи является то, что в нее вплетены гербы царств и княжеств, входивших в состав России. Воспользуемся этим проходом, чтобы подойти ближе монастырским постройкам.

И вот перед нами пятиглавый Вознесенский собор с колокольней, построенный в 1630-1632 годах. На территории Нижегородской области Вознесенский собор остается древнейшей храмовой постройкой крестово-купольного типа. Собор рассчитан на восприятие как со стороны реки, так и со стороны города, с любой точки обзора. На первый взгляд Вознесенский собор – это обычный храм традиционного пятиглавого типа на высоком белокаменном подклете и с трапезной, органично связанной с основным кубическим объёмом. Однако при внимательном рассмотрении заметны различия в диаметрах и высоте барабанов малых боковых глав, из которых юго-западная значительно крупнее остальных. Соборная трапезная была сначала действительно общей монастырской трапезной. Церковью при ней служил придел Покрова, который вместе с алтарем входил отдельным объёмом в интерьер юго-западного угла собора, что и потребовало возведения над ним большой световой главы. В районе центрального барабана собора до сих пор сохранились фрески, выполненные в XVII веке.

Вознесенский собор с колокольней
Вознесенский собор с колокольней

Колокольня, стоящая рядом с Вознесенским собором и построенная практически одновременно с ним, соединена переходом с соборным подклетом. Над высоким четырёхугольным объёмом, где размещалось одиннадцать колоколов, поднимается небольшой восьмерик, увенчанный шатром. Высота восьмерика настолько мала, что циферблат бывших тут в XVII веке башенных часов врезан в шатёр.

Колокольня при Вознесенском соборе является одной из достопримечательностей монастыря. Почти со дня своей постройки она, подобно Пизанской башне, приобрела большой наклон в сторону Волги, который, по-видимому, был вызван неравномерной осадкой её фундамента. Боязнь излишней нагрузки заставила строителей поставить на колокольне сначала деревянный шатёр, затем, после прекращения деформаций, он был заменён кирпичным. Тогда её второй ярус даже возвели с обратным уклоном. Если смотреть на колокольню невооружённым глазом, это явно заметно. А вот через объектив фотоаппарата наклон виден только с некоторых ракурсов.

Вот под таким ракурсом съёмки наклон колокольни наиболее заметен.
Вот под таким ракурсом съёмки наклон колокольни наиболее заметен.

На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже, Царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе»). Сейчас часы на колокольне традиционные, а раньше, как и на Спасской башне московского Кремля, на них вращался циферблат, а не стрелки.

Церковь Успения Божией Матери при трапезной. На заднем плане - Вознесенский собор с колокольней.
Церковь Успения Божией Матери при трапезной. На заднем плане - Вознесенский собор с колокольней.

Успенская церковь изначально строилась в соединении с большой трапезной палатой. Это тоже шатровый храм, но шатровое завершение носит чисто декоративный характер. Крупные кирпичные наличники украшают основную фасадную ярусную часть строения. Форма храма – традиционный церковный четверик. Каждая фасадная сторона состоит из трёх закомар и делится на три части, которые выделяются декоративными лопатками. Крупные кирпичные наличники украшают основную фасадную ярусную часть строения. Кроме общей трапезной с двумя алтарями в данном храме находились библиотека и ризница. Ризница выступала главным хранилищем святых древностей и церковных богатств, а в библиотеке хранились уникальные рукописи и старопечатные издания. Богатства ризницы и библиотеки были так обширны, что нередко Печерский монастырь называли Лаврой. Конструкция храма удивительна. Это теплая церковь Раньше под главными помещениями была пекарня, поэтому в храме был тёплый пол. А в толстых стенах и колоннах проложены воздуховоды. Горячий воздух из пекарни поднимался по ним и прогревал помещения. Печи были оформлены прекрасными балахнинскими изразцами.

Успенская церковь – один из редких храмов, который действовал даже при советской власти.

Успенский храм с Вознесенским собором соединяется крытой галереей. Изначально Вознесенский собор и Успенскую церковь соединяли две крытые галереи. В настоящее время сохранилась лишь одна – южная.

Успенская церковь при трапезной с низкими сводами и красивыми росписями дышит стариной. Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Когда восстанавливали Успенский храм после оползня 1576 года, встал вопрос: где заказать иконостас. Настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял логичное, но неожиданное решение. До Печерского монастыря он занимался восстановлением Николаевского Верхотурского монастыря на Урале. Посвятил этому 10 лет жизни. И для храма в Верхотурье местными мастерами был изготовлен фаянсовый иконостас. Потом архимандрита пригласили в Нижний Новгород. И, зная уральских мастеров, настоятель заказал у них иконостас для Успенского храма. Иконостас получился великолепным. Таких иконостасов в России крайне мало: собственно, в Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре, в Спасо-Преображенском соборе Невьянска там же, на Урале, в Иоанно-Богословском Пощуповском монастыре Рязанской области. Но этот считается самым богатым.

А так выглядит монастырская стена и церковь преподобного Евфимия Суздальского с галереи.

Свято-Евфимьевская церковь и западная монастырская стена.
Свято-Евфимьевская церковь и западная монастырская стена.

Посмотрим на другие постройки монастыря. Слева от Вознесенского собора, ближе к берегу Волги, расположены архиерейские палаты. Их начали строить вместе с Вознесенским собором. Каменное строительство здесь началось в 1631 году. В 1921 году сгорела верхняя деревянная часть, и её просто заменили крышей и переоборудовали под кинотеатр. Нынешний вид палат – это результат реставрации.

К архиерейским палатам примыкает келейный корпус.

Вся территория монастыря очень ухожена.

В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-19
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-20
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-21
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-22
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-23
В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-24

И в заключение ещё одна необычная история, связанная с монастырём. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра Великого, сюда присылали опальных царских лошадей! «Отправить на попечение архимандрита Печерского монастыря опальную кобылу Солову, содержать в строгости, а с голоду не уморить», – написано в документе. За что бедную Солову сослали, непонятно. Может быть, заржала не вовремя или копытом кого ударила. А потом эту кобылу велено было «вернуть сей же час для царского дела». Вели этих лошадей из Москвы и обратно в поводу, ни в коем случае на них нельзя было садиться – «царская кобыла»!

Лошадей сегодня на территории монастыря замечено не было, а вот козы пожухлую осеннюю травку щипали.

В городской черте Нижнего Новгорода находятся три монастыря. Один совсем небольшой женский Крестовоздвиженский монастырь - у съезда к Молитовскому мосту через Оку.-25

Все фотографии в статье мои.