Найти тему

Ваше авторское право в социальных сетях

Первыми моими социальными сетями в 2006 году или 2007 стали Одноклассники, а чуть позже страница Вконтакте.

Но на тот момент практически большую часть социальные сети представляли из себя любительский формат и инструмент по обмену информацией о личной жизни, пользователи делились своими фотографиями, заочно участвовали в повседневных обсуждениях друг друга, смотрели, читали, ставили лайки и комментировали.

Более предприимчивые осознали, что можно извлечь выгоду и стали продвигать свои услуги, товары, формировали личный бренд, тем самым используя всю мощь социальных сетей в коммерческих интересах.

Фотография взята из интернета.
Фотография взята из интернета.

Некоторые страницы, каналы и группы стали публиковать научные, литературные или музыкальные произведения.

Но данные произведения кто-то же создал?

Да, их создал автор.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом, считается его автором, если не доказано иное. (статья 1257, статья 1300 Гражданского кодекса РФ).

Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы. (статья 1265 Гражданский кодекс РФ).

А какие права с момента создания и опубликования появились у автора произведения?

Создал пользователь видеоролик длительностью в три минуты, к которому сам написал музыку, отснял видео, отредактировал, смонтировал, наложил свою музыку и текст.

Видеоролик «завирусился», стал крутиться не только в пределах одной социальной группы, но и вышел на необъятные просторы сети Интернета.

Авторские права — это интеллектуальные права автора на произведения науки, искусства и литературы (статья 1255 Гражданского кодекса РФ).

Авторское право возникает в момент создания произведения и не требует дополнительной регистрации.

Авторское право не распространяется на идеи, концепции и способы производства, то есть ваши мысли, которые не были воплощены в виде текста или другого формата, не под подают под защиту.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (статья 1263 Гражданский кодекс РФ).

Если вы написали и опубликовали текст, который нигде не повторяется и он уникальный, то с момента создания, опубликования в сети интернет вы становитесь автором этого «мини» произведения.

А что делать, если недобросовестный пользователь ваш ролик, статью разместил на своей странице.

Хорошо, если укажет вас, в качестве автора, а если в качестве автора укажет себя.

Тогда здесь на лицо нарушение вашего авторского и исключительного права на объект интеллектуальной собственности.

Был пробел в законодательстве и неоднозначная судебная практика, но в 2021 году Федеральным законом «Об информации, информационных технологий и о защите информации» от 27 июля 2006 года введена норма ответственности социальных сетей и права пользователей.

Социальные сети реагируют на нововведения, например, Вконтакте в Правилах указывает, то «у пользователя есть неисключительное право использовать чужой авторский контент только в личных некоммерческих целях (например, просмотр, репост на своей странице, отправка контента другому пользователю).

Если пользователь не делает репост, а публикует собственный контент, то он гарантирует, что контент оригинальный и не нарушает чьих-либо прав. Это означает, что права на контент принадлежат пользователю или то, что он получил согласие автора или правообладателя на размещение произведения».

Публикуйте свои произведения, независимо от формата: музыкальное, художественное или литературное, главное, соблюдайте свои права, но и не нарушайте прав других лиц.

Примерно в 2012-2013 году у меня было был факт нарушения в социальной сети Вконтакте, когда я вела группу «Право простыми словами», то обнаружила клона, то есть мои статьи и ответы копировались, в том числе и имя, а вот фотография была другой девушки.

О защите авторских прав и интеллектуальной собственности, как зафиксировать нарушение будет рассказано в других статьях.

А как вы относитесь к своему авторству в социальных сетях, больше публикуете материал для себя или в коммерческих целях продвигаете свой бренд?

Подписывайтесь, ставьте лайк и пишите комментарии.