О том, что иконостас Успенского собора в Смоленске уникален, известно многим - это самый большой в Европе пятиярусный иконостас. Но не только в размере его особенность.
Иконостас Успенского собора - сочетание двух традиций: древнерусской и западной. Иконы написаны в смешаной технике. Каждый ярус имеет свою "партию".
Цокольный ряд (или пядничный), первый снизу, состоит из овальных икон размером 61 х 84 см. Сюжеты всевозможные, в основном из Нового Завета.
Второй ряд - местный, иконы имеют овальное завершение, их размеры 315 х 135 см. Здесь иконы имеют ту же последовательность, что и в классическом древнерусском иконостасе.
Следующий ряд - праздничный, согласно уже западным традициям; в русском иконостасе за местным следует деисусный ряд.
Четвертый ряд – апостольский, а не деисусный, как было в древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов (365 х 265 см). Слева и справа – апостолы.
Пятый, последний, ярус – пророческий. Круглые иконы имеют диаметр 160 см.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
... В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона “Великий Архиерей”... Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
https://smoleparh.ru/
Иконостас «...украшают десять скульптурных ангелов, и ещё по четыре установлены на углах у завершения иконостасов четырёх столбов».
В облике ангелов Успенского собора сочетаются детская непосредственность с церемониальностью, индивидуальная выразительность с обобщённостью образа. Ангелы в туниках, изображены в свободных позах.
Главное - это стремление мастера при помощи фигурок ангелов придать живость и динамизм всей композиции иконостаса. Проработаны детали одежды, волнистых краев туник, а также их позы, жесты, причёски.
Лица ангелов из Успенского собора являются оригинальными и
неповторимыми, мастер придал им особенную изысканность, но в некоторых образах можно рассмотреть и трогательную детскость, и иронию.
Тема украшения иконостасов деревянной скульптурой в 18 веке в Смоленской епархии остается малоизученной.
Сохранившиеся памятники иконостасного искусства Смоленщины сочетают особенности, присущие только местной традиции, и близость к традициям храмовой скульптуры других регионов - Белоруссии, Ростова Великого.
Близость Смоленска к Европе упрощала возможность знакомства с иконостасным искусством Запада, облегчала поиск мастеров-резчиков с приграничных территорий для украшения смоленских иконостасов.
И одновременно творчество украшающих храмы в Смоленске мастеров, позволяет увидеть, как на Руси видоизменялось искусство, ставшее в западноевропейском мире обыденным.
Ещё больше рассказов о Успенском соборе в нашей подборке Успенский собор в Смоленске.
С Рождеством Христовым, дорогие читатели!
Автор заметок - Алла М., специалист экскурсионного агентства "Смоленский гид".