Сразу коротко по ключевым вехам. С уважением к вашему личному времени.
- Нас по-прежнему три филиала. Не рад этому.
- Я получил отказы от 7 банков по программе Минэкономразвития "1764". Поддержка малого бизнеса - всё это фигня.
- Опубликована книга "Классика раннего плавания". Рад этому. Продано 90 книг.
- Мы записали весь необходимый контент (120 Гб) для видео-курса "Тренер по раннему плаванию". Дело за малым - монтаж и публикация.
- Мы всё ещё не получили образовательную лицензию. УжОс!
- Мы готовим франшизный пакет. Как бы я не сопротивлялся этому.
- Мы провели несколько потоков платных офлайн-курсов по обучению на тренеров по грудничковому плаванию в Москве.
- За год провели 11 тыс. занятий. Средний чек подняли на 18% (к 2022 г.). Средняя загрузка по сети - 42%. Кол-во Пробных занятий = 60 в мес.
Доход - это не выручка, а сколько ты потратил на себя любимого
Конечно, цифры в бизнесе с одной стороны говорят о многом. С другой - не дают ничего случайному Читателю [Здравствуйте!]. С одной стороны всё хреново. Количество занятий "свалилось" по отношению к 2022 году почти на 20%. Но суммарно за год мы сделали операционного дохода больше почти на миллион, чем в прошлом году. Как так, удивятся скептики?
Ответ в подходе к структуре финансов. А в этом мы немного преуспели за год. Научились ещё точнее считать фин. модель, планировать амортизационные и прочие расходы.
Подняв средний чек, мы с одной стороны, увидели, что клиент не готов ходить больше 4 раз в месяц. С другой - к "своим" тренерам клиенты продолжают ходить по новой цене. То есть мы взяли качеством, а не количеством. При этом расходы на персонал в относительных величинах как были в районе 53%, так и сохранились.
Нет тут сороковой доходности - нечего обманывать народ
Годовые цифры также говорят, что никакой доходности в 40% тут нет. Почему 40? Да потому что почти в каждой франшизе пишут именно эту, на мой взгляд, сказочную доходность. Да, 20% - реальная цифра. В хорошей локации при ряде удачных стечений обстоятельств: тренеры не болеют, не выпадают, экономику не штормит, конкуренты занимаются ерундой - можно дотащить это значение до 40%. Согласен! Но удержать его на протяжении всего года - сказка!
Локальные истории, конечно, опровергают эти теорию. Напомню, у меня три филиала. Филиал филиалу рознь. Один может давать и 100% годовой доходности. А другой - сидеть в минусах по итогам года. И, конечно, портить общую статистику.
Но какова вероятность, что новый филиал и новая ваша точка будет давать сороковую или хотя бы двадцатую доходность? Да хрен его знает. Доходы прошлого не гарантия прибыли в будущем. В этом риски предпринимательства.
Мы, правда, давно отбили потраченные деньги. Мы в операционном плюсе, как принято говорить. Но и остановить этот "поезд" мы не можем. На депозитах лежат деньги клиентов, взяты кредиты под проценты. Платятся зарплаты, аренды, коммуналки...
КомандоС - рулит. Честно. Они молодцы!
В команде 25 сотрудников. Я не уверен, что при продаже новый собственник справится с тем, что мы тут "намутили". А это означает, что ребята могут потерять своих клиентов, своё рабочее место. С годами немного прикипаешь к людям. И уже понимаешь, что собирать заново всё это - дорого, долго и мучительно.
Текущий год показал ещё одну интересную штуку - сеть сносно работает без меня. Поводом для этого стал случай - моя машина устала и встала. Мне пришлось на несколько месяцев поставить своего верного "коня" в стойло. Так как на ремонт не было желания тратить деньги.
Когда три точки находятся за МКАДом, без машины добираться туда становится чистым ужасом: 2 часа в одну сторону, 2 часа обратно. Так что пришлось ещё часть задач распределить между командой. И надо сказать, они с этим справились. Не без форс-мажоров, конечно, за который мне пришлось заплатить своими деньгами. Но технологическую цепочку мы смогли отстроить.
Так, что я стал появляться в сети лишь 1-2 раза в месяц. Остальное делал, не выходя из дома: компьютер, стабильный Интернет, созвоны и видеовстречи.
В технической части - систем водоподготовки бассейнов делали не так много в этом году. Где-то поменяли клапаны впрыска. В одном филиале заменили песок в бочке. В другом - фильтрующий насос (сами сломали, накосячили). Остальное - по плану: новые электроды, УФ-лампы, химия, прокладки, уплотнения... Мелочи, в общем.
Жёстких форс-мажоров в этом году не припомню. Кроме одного поломанного насоса, остальное как-то решалось по ходу событий. Тренеров сейчас полный комплект. Нового и некуда поставить. Реклама работала на протяжении года. Хотя толку от неё было мало.
Пока бизнес-кредиты под 46% - "пилим" франшизу
Мы попытались взять инвестиционные кредиты. Подавали заявки по программе "1764" (это такая распиаренная кредитная программа с господдержкой). На деле она оказалась очередной красивой (на бумаге) программе.
- Мы уже не даём.
- У нас уже закончился лимит по программам.
- Мы только промышленным предприятиям даём.
- Мы только в сельхозсектор вкладываем...
Это ряд тех "отмазок", что лично выслушал от кредитных менеджеров банков. Хотя, если вчитываться в саму программу, я подходил по всем её критериям. Видимо, банки по-своему трактуют приказы Минэкономразвития.
Мне максимум, что предложили по скорингу: Тинькофф - 250 тыс. руб. под 48% годовых. Умора :). И Альфа предодобрила кредитную бизнес-карту на 400 тыс. руб. по 46%. На серьёзных щах говорят: "Берите. Выгодно!".
Но вопрос открытый. Как развиваться, когда при таких кредитных ставках и средневзвешенной доходности 20-30%, брать "дорогие" деньги невозможно?
Да, к концу года всё вокруг убедило менять паковать франшизу. Я об этом говорю открыто и прямо. Мне просто не оставляют иного выбора. Нам придётся запаковать франшизу и хотя бы таким образом постараться развиваться.
Я был и есть один из противников развития сети по франшизе. Но, честное слово, рынок заставляет это сделать. Другой путь заполучить финансы для построения масштабной сети мне не видится.
С кем работать по упаковке, мы уже определись. Сейчас просто собираем деньги (часть уже отложена), чтобы оплатить полный юридический и коммерческий пакет. Будем делать дотошно и круто - Вы же меня знаете.
Онлайн- и офлайн-университет "ГрудничОк"
Борьба за право получения образовательной лицензии продолжается. Мы всё ещё её не имеем. Никак не можем привести в порядок выделенное для этого помещение. То одно не нравится сотрудникам Роспотребнадзора, то другое. В общем, воз и ныне там.
Хотя онлайн-университет "ГрудничОк" уже работает. Часть курсов мы запустили через телеграм-бота. Да и по основному курсу за год мы собрали гигатонны видеоматериалов. Разложили всё по полочкам. Структурировали по темам и разделам. Впереди ещё предстоит целый ряд задач по упаковке и монтажу. Нужно выбрать, где всё это будем хранить, на каком сервисе запускать? Далее - обкатать на новых потоках. Осталось уже немного. Скоро всё будет!
В этом году лично я провёл несколько платных офлайн-курсов по обучению на тренера по грудничковому плаванию. Тут, в Москве. Мы сделали довольно милый формат, где видеосозвоны, тесты и практика слились в один большой полноценный курс грудничкового плавания. Отчёты есть в нашем телеграм-канале Университета "ГрудничОк".
В новом 2024-м году мы продолжим обучение тренеров в том же формате: один раз в месяц, независимо от количества участников. Придёт один - отработаем, научим! Придёт больше - отлично! Хороших тренеров по грудничковому плаванию должно быть больше!
Если серьёзно, выводы по текущему году будут такие
Я не вижу тенденции, что кто-то готов нам упрощать жизнь. Детские бассейны - высокорисковый бизнес. Все эти СНиПы, законы, стандарты и Санитарные Правила, который зачастую противоречат друг другу. Эксплуатационные расходы и водоподготовка - на постоянном контроле. Клиенты, которые почти всегда винят бассейн во всех бедах своих чад. Сотрудники, которые совсем не роботы, а живые люди: болеют, устают, уходят и приходят. Всё это говорит лишь обо одном: нельзя надеяться только на доход от бассейнов. Нельзя складывать яйца в одну корзину. Нельзя рассчитывать только на них. Рано или поздно случится новая чехарда - и детские бассейны попадут в группу риска или особого контроля у надзорных органов. И развивать это направление станет практически невозможным.
Уже сейчас собственники по пол года ищут подходящее помещение. Потому что все эти требования и нормы...
Я помогаю сейчас открыться двум бассейнам: один в Москве, второй - в Питере. И мы видим, как выросли сметы, как тяжело найти подходящее под все критерии помещение. Даже когда у собственников есть деньги.
P.S. Я, честное слово, их отговаривал, но кто меня слушает...
Уже сейчас одночашевые бассейны закрываются один за другом: снимают франшизные вывески, переименовываются во всевозможные "Дельфинята", "акваклубы" и просто "детские бассейны". Потому что "не вывозят". Потому что не готовы платить даже франшизный сбор в 20-30 тыс. руб. - дорого для собственника.
Таков рынок грудничковых бассейнов. Его, конечно, не остановить. Потому что успешные кейсы тоже есть. И они хорошо себя продают. И те, кто только зашёл сюда - по-прежнему видит красивые картинки, растиражированные проекты, полную загрузку в тех бассейнах, куда они сами водят своих детей. А значит, будут продолжать гореть этой идеей те, у кого есть деньги.
Ну и пусть... будет нелёгким их путь...
Успехов Вам, начинающий предприниматель.
С уважением, Александр Щепин.