Найти тему

УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА ОСНОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В 80-х годах 20-го века в Японии средняя зарплата учителя составляла около 50 000 долларов в год; учителя средней школы проводили в общей сложности 15 часов в неделю на классных занятиях, распределяя остальное время между индивидуальными занятиями, проверкой тетрадей, подготовкой новых уроков, разбором старых, т.е. занимались профессиональным развитием и планированием работы.

В Скандинавских странах профессия учителя также ценилась, статус учителя в обществе был эквивалентен статусу профессора университета.

А теперь посмотрим на себя со стороны. Если солидная зарплата, качество работы и статус в обществе являются необходимыми атрибутами профессии, тогда определённо преподавание в [России] профессией назвать нельзя.

Жертвенность профессии учителя

Определение жертвенности
Определение жертвенности

Профессия учителя - жертвенная профессия. (Ряд психологов обольёт меня чем угодно за это утверждение.)

Но разве учитель не работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Задайте этот вопрос мужьям учителей-женщин. Вы получите самый точный ответ, иногда на чистом "русском" языке.

Нужны факты? Пожалуйста.

В школу-новостройку зачислены дети, ранее учившиеся в других учебных заведениях. Работать пришли в школу учителя, многие из которых друг с другом незнакомы. Всех надо сплотить.

Эта головная боль администрации разрешалась чаще в каникулы.

Фото взяты на сайте Яндекс-картинки
Фото взяты на сайте Яндекс-картинки

На основе классов создавали группы детей и ехали с ними в столичные города с хорошими музеями, театрами, памятными местами... Или отправлялись в многодневные походы пешком, на велосипедах...

Ответственность за жизнь и здоровье детей лежала на директоре школы, конкретных учителях.

Рабочее время учителя в такой ситуации - каждая секунда от отбытия до возвращения домой.

В течение учебного года во многих школах поздней весной и ранней осенью осуществлялись походы выходного дня. Опять с той же целью - сплотить детей, учителей.

И вновь каждая секунда похода в выходной день учителя была его рабочим временем.

Подобные мероприятия (слово-то какое казённое!) чаще проводились в советских школах. Сейчас, по разным причинам, их число, по рассказам учителей и детей, существенно уменьшилось.

Ещё факт из школьной жизни.

Учителя приходили в школу в назначенные ими дни за 40-60 минут до начала первого урока и приглашали тех учеников, которые не понимали учебный материал по конкретному предмету.

В это дополнительное время учитель проверял, что знают – не знают ученики; объяснял новый материал, чтобы на уроке при повторном объяснении для данных ребят он был понятнее…

Да, время пребывания в школе увеличивалось и для учителей, и для учеников. Учителя тратили личное время, не получая платы; они работали ради учеников. А дети получали необходимую им помощь.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЯ

Проблема эмоционального выгорания учителей не нова. Её много-много раз исследовали, защитили десятки диссертаций…

Своё видение этой негативной особенности профессии учителя представили Д.В.Поспелов и А.П.Мельников в книге «Непедагогическая поэма» (с. 139-140).

(Поспелов, Д., Мельников, А. Непедагогическая поэма [Текст]/Д.Поспелов, А.Мельников – М.: Наш мир, 2022. – 232с.)

Авторы назвали профессию учителя «работой на износ», привели девиз «Aliis inserviendo consumer” – Светя другим, сгораю сам.

Каждый согласится, что работа учителя на износ требует компенсации. И это не столько плата деньгами, сколько предоставление свободного времени. Государство предоставило учителю более продолжительный, чем другим, отпуск: 56 календарных дней летом.

Но как проходит отпуск учителя? (Из личного опыта и не только из личного.)

Наверное, не все это знают, но первые две недели учитель практически болеет (на больничный не идёт, ведь он в отпуске); его организм выходит из рабочего ритма и приспосабливается к другому режиму. Последние две недели отпуска организм начинает напрягаться, т.к. приближается новый учебный год. Многие учителя отправляются в школу, чтобы убедиться в готовности помещения, оборудования к урокам. При необходимости включаются в работу по завершению ремонта и/или уборки.

Про то, что педагогический работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеет право на отпуск до одного года, учителя, конечно, слышали. Но как воспользоваться своим правом, если отпуск неоплачиваемый?

Д.В.Поспелов, А.П.Мельников привели объёмную цитату В.А.Сухомлинского на эту тему.

Ограничусь её завершением: «Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

Фото взяты на сайте Яндекс-картинки
Фото взяты на сайте Яндекс-картинки

Как проверить? Посмотрите в глаза учителя: они сверкают или нет…

Фото взято на сайте Яндекс-картинки
Фото взято на сайте Яндекс-картинки