В наступившем году отпразднует юбилей — 55 лет — народная комедия Гайдая «Бриллиантовая рука». Народная, потому что ее разобрали на цитаты сразу после выхода на экраны. Снимался киношедевр в 1968 году, а на экраны он вышел в 1969-м. В фильме эта дата зафиксирована в сцене с показом мод, где ведущая объявляет новинку сезона «Мини Бикини-1969». Но прежде ей пришлось выходить из положения, когда у героя Андрея Миронова на подиуме заела молния. Помните? «Брюки превращаются...»
«Легким движением руки»
Ведущую модного показа, которая манерно говорит, растягивая слова и небрежно перекидывая из одной руки в другую микрофон, сыграла актриса Серафима Холина. Для фильма она сильно изменила свой голос, чтобы его было почти невозможно узнать — потому что это она озвучила все фильмы с Софи Лорен, вышедшие в СССР. На момент съемок актрисе было 45 лет. За следующие полвека, а прожила она 97 лет, Серафима Холина не сыграла больше ни в одном фильме. Но продолжала за кадром проживать жизнь иностранных красавиц. Пожалуй, из всех артистов культовой комедии о ней известно меньше всего.
Эпизод с показом мод длится ровно полторы минуты.
В то время, как герой Андрея Миронова в белом костюме расхаживает по подиуму, а герой Папанова делает вид, что чуть ли не конспектирует слова ведущей показа, а на самом деле стреляет глазами в сторону героини Светличной, актриса Холина с неподражаемой интонацией произносит заковыристые имена и фамилии создателей модных трендов: «Авторский коллектив: художник Маргарита Семенова, архитектор Рогаль Левицкая, главный конструктор Альберт Мудрик. Средний комбинированный костюм "Универсал-69". Поощрительная премия на межобластном форуме современной одежды в Житомире. Оригинальное конструктивное решение позволяет вам легко превратить пиджак в куртку! Но это еще не всё! Легким движением руки брюки превращаются... брюки превращаются... превращаются брюки... в элегантные шорты! Простите, маленькая техническая неувязка... И, наконец, последняя модель — пляжный ансамбль "Мини Бикини-69"».
Мудрик и Рогаль действительно существовали!
Слушая нарочитые интонации ведущей показа мод, можно было предположить, что сценарист нарочно выдумал такие сложные имена для художников модельеров — Рогаль Левицкая, Альберт Мудрик... Вовсе нет! Гениальный режиссер Гайдай собрал в копилку фильма детали, которые в свое время привлекли его внимание.
Фамилию Рогаль-Левицкая, которую режиссер разделил на имя и фамилию, он позаимствовал у знакомой пианистки Тамары Николаевны Рогаль-Левицкой, директора школы при Гнесинском институте. А фамилию Мудрик Гайдай «забрал» у футболиста московского «Динамо» Эдуарда Мудрика. В фильме он, правда, дал обладателю фамилии имя Альберт.
Актеров на эпизодические роли Гайдай выбирал не менее тщательно, чем на главные. Обычно рассматривал по несколько кандидатур. Но были в фильме персонажи, которые ворвались туда без проб. Например, Леонид Плешаков, сыгравший колоритного громилу, который спрашивал Семен Семеновича: «Папаша! Огоньку не найдётся?», работал журналистом. Леонид приехал на съемки «Бриллиантовой руки», чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Но как только Гайдай увидел колоритного бородача, которому Никулин «в пупок дышал», то сразу нашёл для него роль в фильме. С легкой руки режиссера Плешаков в будущем снялся в эпизодах еще в 14 картинах.
Утвердил без проб на роль женщины с низкой социальной ответственностью, промышлявшей на узких турецких улочках, Гайдай и Викторию Островскую. Она в тот момент трудилась диспетчером на автобазе, потому что мечты об актерской профессии в ее случае разбились о прозу жизни. Но фотография Виктории в актерской базе оставалась. Фото попалось на глаза Гайдаю, и больше он уже никого не рассматривал на эту роль. После этого яркого эпизода в «Бриллиантовой руке» Виктория сыграла в кино еще один раз, а после 30 лет проработала в отделе искусств Российской государственной библиотеки.
Стала королевой дубляжа
Не снималась больше и Серафима Холина. Все последующие годы, как и предыдущие, она оставалась за кадром. Когда Гайдай решил именно Холину позвать на роль ведущей показа, она уже была королевой дубляжа.
В советском кино именно ее голосом говорили такие мировые кинозвезды, как Моника Витти, Ингрид ван Берген, Софи Лорен, Колетт Броссе, Женевьева Фонтанель, Мария Дювал, Кристина Лазар.
В первый раз актрису пригласили дублировать иностранный фильм в 1949 году. У нее, выпускницы ВГИКа, кинокарьера буксовала, в послужном списке значилось несколько эпизодов, но главных ролей не предлагали. Весь свой неистраченный актерский потенциал Серафима вложила в озвучивание чужих ролей. Дарила им вторую жизнь на русском языке. К моменту выхода «Бриллиантовой руки» Холина была одной из самых авторитетных актрис дубляжа. Из западных кинозвезд чаще всего Холина озвучивала Софи Лорен.
После яркой роли у Гайдая Серафима Васильевна больше не получала предложений, которые заставили бы ее отложить любимый дубляж и предпочесть экран. Появление в народной комедии стало ее последним появлением на экране. И это при том, что Серафима Васильевна прожила долгую жизнь.
Она ушла в 2021 году в возрасте 97 лет. Рядом была дочь, которая последние годы не оставляла маму одной даже на день. За восемь лет до кончины, к своему 90-летию, Серафима Васильевна дала интервью, где сама удивлялась, что в таком преклонном возрасте можно испытывать полноту жизни и быть по-настоящему счастливой.
Андрея Миронова, сыгравшего главного героя картины, Серафима Васильевна пережила на 30 с лишним лет. Актер, про которого коллеги после успеха фильма шутили, что «судьба протянула ему бриллиантовую руку», скончался в 1987 году. Ему было 46 лет.