Рождественские колядки: какие петь можно, а какие - нельзя?

603 прочитали
Неотъемлемой частью народного празднования Рождества Христова являются особые песнопения – рождественские колядки: люди ходят по домам, поют колядки и получают за это вкусности или монеты.

Неотъемлемой частью народного празднования Рождества Христова являются особые песнопения – рождественские колядки: люди ходят по домам, поют колядки и получают за это вкусности или монеты.

Рождественское колядование - славление Христа - действительно является особенностью христианской культуры. Колядка – это радостная песнь верующего человека, возвещающего другим о Рождении Спасителя. Колядующи приносят с собой атмосферу праздника и радости! Бывает, что славильщики ходят по домам с закрепленной на «шесте» самодельной звездой, которая символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, по которой волхвы нашли пещеру с Богоматерью и Младенцем.

У большей части колядок происхождение народное, и установить точного автора той или иной колядки не представляется возможным. Колядки несут в народную массу радость души человеческой, торжествующей о чуде Рождения Спасителя! Чаще всего в этих коротких песнях рассказывается о событиях Рождественской ночи и ее участниках. Такие колядки правильнее называть славлениями, поскольку они прославляют Рождество Христово.

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!

Однако не все в традиции колядования так гладко… И верующему человеку нужно знать, какие колядки (славления) вполне допустимы для христианина, а какие – совершенно недопустимы.

К сожалению, очень распространен в народе отдельный пласт колядок, которые даже с большой натяжкой не назовешь христианскими, славящими Христа.

Например, вот такая колядка:

Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!

Прославляет ли подобное «творчество» родившегося Младенца? Несет ли в себе хоть какое-то доброжелательное отношение, христианскую любовь и радость? Конечно, нет! Подобного рода колядки являются отсылками к различного рода бесовщине. Их довольно легко отличить от христианских славлений, например, таких:

Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями
Из святаго града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Неотъемлемой частью народного празднования Рождества Христова являются особые песнопения – рождественские колядки: люди ходят по домам, поют колядки и получают за это вкусности или монеты.-2

Такая колядка – это действительно славление рождшегося Богомладенца Христа, и более того, в таких четверостишиях колядующие (или славильщики) в доброй форме обращаются к хозяевам дома, принося им радостную весть о празднике, а не желают им смерти или «куричьих ног».

Еще одной греховной традицией, не имеющей отношения к христианству, является обряжение в разного рода «козлов» и других сущностей, также не являющих собой ничего хорошего. Важно уметь различать христианских славильщиков и языческих колядующих, которые по сути своей довольно далеки от праздника Рождества.

На Руси христианские колядующие – славильщики, или причетники – в селах и деревнях ходили по домам с молитвами и пением, исполняя ирмосы канона Рождества Христова, а также тропарь, кондак и величание праздника. Пели и те самые песни «христославия» –рождественские песенки, имевшие народное происхождение, но по сути своей прославлявшие Христа, рассказывающие события рождественской ночи. Славильщики часто ходили по домам с самодельной вифлеемской звездой на шесте, что олицетворяло поклонение волхвов Богомладенцу.

А вот языческие колядки и различного рода бесовщина далеки от безобидного христианского славления… Там и разного рода «ряженые» в вывернутые шубы, нечисть, страшные маски и рога, там и непонятного содержания частушки и колядки, в которых нет и грамма истинного славления Христа.

Христианских славильщиков на Руси верующие люди с большой охотой зазывали в дом, а языческих колядующих напротив не пускали в жилище, стараясь одаривать либо на улице, либо через окно.

А потому, если православные христиане, облачившись, к примеру, в народные костюмы, приходят в дома, чтобы спеть традиционные песнопения Рождества – славящие Христа колядки и получают за свое творчество подарки, в этом нет ничего плохого. В некоторых храмах для прихожан в честь праздника также иногда поют рождественские колядки – например, учащиеся воскресной школы или церковный хор, а иногда и духовенство.

А вот если колядующие обряжаются не пойми во что, принимая далекий от христианской веры демонический вид, и исполняют совершенно дикие песни, наполненные чем угодно, но только не славлением Рождества Христова, то от подобного рода времяпрепровождения стоит держаться как можно дальше.

Умудри Господь!